3.1.3. Экономические идеи западноевропейских мыслителей в эпоху средневековья
Экономическая мысль средневековой Европы развивалась на почве феодальных отношений под всесторонним и всеобъемлющим влиянием христианства. Развитие средневекового общества стран Западной Европы условно можно разделить на три периода, которые отражают эволюцию экономического, социального и политического устройства и определяют своеобразие экономических взглядов и идей (табл. 3.1).В памятниках экономической мысли раннего средневековья отразились проблемы расписания общины и родовых отношений, становления феодального строя, углубление имущественного и социального неравенства, перехода от традиционного обычного права к "писаного" (закрепленного в специальных документах) феодального права.
Яркое представление об экономических идеи раннего средневековья дают "Варварские правды" (Бургундская, Салическая, Баварская и др..) - Записи права германских племен, осевших в Римской провинции, создав королевство, а также хозяйственные регламенты ("Капитулярий о виллах", "Саксонский капиту-лярии ") - своеобразные инструкции для управляющих крупных феодальных помисть.
Наиболее типичной является "Салическая Правда" - свод законов салических (северных) франков, составленное в начале VI в. по распоряжению франкского короля Хлодвига, которое дополнялось течение четырех последующих столетий его последователями. Первоначальный текст "Салическая правды" до нас не дошел, но сохранился в многочисленных списках VIII-IX вв. их основное содержание составляют тарифы вергельд - судебных штрафов за различные преступления, а также сведения о формах судопроизводства. Из 66 статей, которые считаются древнейшими, 7 статей посвящены семейным отношениям, собственности и успадкуванню.
"Салическая Правда":
дает представление о социально-экономический уклад Франкского королевства: господство натурального хозяйства, достаточно прочных общинных порядков, приоритетность права общинной собственности на сельскохозяйственные угодья. Сельская община, в состав которой входили свободные семьи, признавалась законной формой землевладения. Защищался суверенитет общины, посягательство на его имущество, провозглашалась равенство всех свободных франков перед законом. Время общинные принципы организации общественной жизни сочетались с признанием рабства, колонату, крупного землевладения. Рабы квалифицировались как барское имущество, их убийство предусматривало соответствующую компенсацию владельцу;
отражает процессы разложения родового строя и начала дифференциации общества на основе развития частного землевладения и обособления отдельных домохозяйств. Понятие частной собственности в "Сали-ческий правде" нет, однако фиксируется зарождения земельного аллоду в виде ограниченного права наследования земельного надела и недвижимости в пределах большой семьи прямыми наследниками умершего по мужской линии.
Важным источником истории экономической мысли раннего средневековья является капитулярии - инструкции по управлению феодальным поместьем. Так, изданный в начале IX в. королем франков Карлом Великим (742-814) "Капитулярий о виллах" (Закон об имениях) отразил экономические взгляды и экономическую политику средневекового общества организации и управления феодальным имением:
признает монопольное право феодалов на земельную собственность. В капитулярии даже не упоминается о общинное землевладение, исходя из того, что обладатель имения является единственным собственником земли. Приписывается, что каждый крестьянин должен иметь своего господина (сеньора). Поэтому королевская власть способствовала узакониванию имущественного неравенства и феодальной зависимости;
провозглашает натуральное феодальное хозяйство идеальной формой организации экономической жизни. В капитулярии отмечается, что в феодальном поместье имеет производиться все необходимое для жизни и хозяйствования. Управляющие имений должны были располагать "хороших мастеров, а именно: кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, сапожников, токарей, плотников, оружейников, рыболовов, птицеловов, мыловаров, пивоваров ... пекарей ... людей, хорошо умеют плести сети для охоты и сетки для рыболовства ... также других служащих, перечислять которых было бы слишком долго ... ";
как исключение допускает продажу излишков продукции и покупка того, что не производится в имениях собственными силами. "После того, как все будет распределено, использовано на семена и другим путем потрачено, все, что остается от этого со всего продукта ... хранить до нашего (королевского) распоряжения, - отмечается в" Капитулярием о виллах ", - ... или продавать, или оставлять в запасе "2;
четко очерчивает правила поведения и обязанности субъектов хозяйствования. В капитулярии отмечается, что задачей феодального поместья является производство и поставка всего необходимого для королевского двора, четкая фиксация всех доходов и расходов, а также излишков, которые образуются. Крестьянам приписываются многочисленные феодальные повинности, одновременно обращается внимание на недопущение их разорения тощо.
В период классического средневековья экономическая мысль Западной Европы развивалась под влиянием канонической доктрины, которая трактовала экономические проблемы с позиций античной традиции (Аристотель) и христианской идеологии (Августин Блаженный). Оправдывая господство церкви в условиях феодального строя, канонисты стремились подчинить явления общественной жизни церковным правилам (канонам). Становление канонической доктрины связано с именем болонского монаха Грациана, который составил в XII в. "Сведения канонического права".
Экономические взгляды раннего христианства нашли яркое отражение в трудах известного религиозного мыслителя, епископа в североафриканских владениях Римской империи Аврелия Августина Блаженного (354 - 430 pp.), Создавший авторитетное религиозно-христианское учение, основанное на безальтернативных принципах религиозно-этического подхода к экономическим проблемам. Его произведения (около 40 томов литературного наследия) оказали значительное влияние на дальнейшую эволюцию общественной мысли и в XIII в. служили фундаментом христианской идеологии.
Августин Блаженный (Святой Августин) был блестящим знатоком античной культуры. Однако в отличие от мыслителей Древней Греции и Древнего Рима, он пропагандировал необходимость трудовой жизни для всех, считая физический труд такой же почетной, как и умственная. По мнению мыслителя, вид труда не должно влиять на положение человека в суспильстви.
В сочинении "О труде монахов" Августин Блаженный отмечал, что "Обязанность кормиться физическим трудом - незыблемая апостольская заповедь".
Особое уважение Августин высказывал к земледельческому труду как "чистейшей из искусств". Чистой и достойной епископ считал также труд ремесленников. Время он резко выступал против занятия торговлей и ростовщичеством, подчеркивая греховности нетрудового накопление золота и серебра. В своих произведениях Августин осуждал эгоистические стремления к накоплению богатства и попытки господствовать над людьми. Он отрицательно относился к рабству, указывал на насильственный характер рабовладельческого государства, называя ее "большой разбойничьей организацией".
Однако критика рабовладельческого общества ограничивалась теологическими взглядами мыслителя, основанными на признании божественного происхождения власти, которая осуществляет предназначено провидением. Он утверждал, что состояние рабства определено Богом грешникам, поэтому они должны с готовностью служить своим хозяевам. Спасение от грехов и новую жизнь ожидает их после смерти. При этом Фома Аквинский исходил из необходимости морально-нравственного совершенствования человека, отмечая, что "лучше быть рабом у человека, чем у похоти ...".
Экономические идеи позднего канонизма получили систематизированного изложения в трудах итальянского монаха доминиканского происхождения Фомы Аквинского (1225 или 1226-1274 pp.). Его "Сумма теологии" (1273) стал своего рода энциклопедией католицизма, которую и по сей день широко используется в Ват-кани.
В исследовании экономических явлений и процессов Фома Аквинский (Аквинат) опирался на учение Аристотеля. Время он развил много собственных экономических идей, трактуя проблемы экономической жизни с религиозно-этических позиций. Понимая несостоятельность применения экономических учений античности и раннего канонизма к объяснению хозяйственной жизни развитого феодализма, мыслитель выдвинул много противоречивых суждений. Формулируя определенное положение, он приводил все известные из авторитетных источников (Библии, произведений богословов, античных философов) доводы "за" и "против", детально их рассматривал и пытался примирить, используя принцип двойной оценки (софистика, схоластический способ рассуждений).
В своих произведениях Фома Аквинский:
Обосновывал сословную иерархию феодального строя, характеризовал общественное разделение труда и имущественное неравенство как природные явления, обусловленные божественной волей. По мнению Аквината, "деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей на сословия ... Во-вторых, естественными причинами, которые определили склонность людей к различным профессиям".
Человеческое общество Фома Аквинский изображал в виде пирамиды, в которой разные профессии размещенные на неодинаковой расстоянии от Бога. "Как в бджилодни собирают мед, другие строят из воска ячейки, - писал итальянский монах, - а королева вовсе не участвует в материальных трудах, так и у людей: одни должны обрабатывать землю, другие - строить дома, а часть людей, свободных от мирских забот, должна посвятить себя духовной работе во имя спасения других ". Исходя из естественного происхождения сословного деления общества Фома Аквинский осуждал любое стремление слоняться выше своего состояния как гриховне.
Одобрительно относился к труду, считая ее в соответствии с традициями христианства благородным занятием, необходимым для поддержания жизни, предотвращения бездействия, укрепление морали и т.п.. Время, как и мыслители античности, Аквинат ставил умственный труд выше физического, квалифицируя последнюю как занятия рабив.
Рассматривал частную собственность как законный институт человеческого общества, осуждая требования "еретиков" о передаче имущества от богатых к бедным согласно учению раннего христианства. Отмечая законности существования частной собственности как основы установленного Богом порядка, который позволяет людям жить в определенной сословной иерархии, Фома Аквинский обращал внимание на то, что "подобно тому, как человек от природы гола, а одежда есть результат его собственного изобретения, так и право естественной собственности дано не природой, а человеческим разумом ... ".
Фома Аквинський
Фома Аквинский (1225/26-1274) - один из крупнейших теологов средневековья, "отец церкви", "Ангельский доктор", создатель целостной религиозно-философской системы. Родился в замке Роккасика близ Неаполя и был седьмым сыном графа Аквинского. Получил образование в Неаполитанском университете, где изучал труды Аристотеля и 7 свободных искусств: логику, риторику, арифметику, геометрию, грамматику, музыку и астрономию. В возрасте 19 лет стал членом доминиканского ордена, чем очень разгневал свою семью. Чтобы избежать гнева родителей, друзья отправили Фому Аквинского в Париж. Но по дороге его похитили родные братья и вернули домой, где он больше года находился под домашним арестом. Однако все попытки родственников отказать Аквината от доминиканцев оказались тщетными, поэтому ему разрешили вернуться в Париж. В 1257 г. Фома Аквинский защитил докторскую диссертацию по богословию, стал профессором Болонского университета, но через некоторое время отказался от преподавательской работы, ссылаясь на ухудшение состояния здоровья. Мыслитель создал своеобразную энциклопедию католического богословия, сформулировал его важнейшие принципы, которые и сегодня в своем большинстве являются незыблемыми. Разработанная им философско-теологичма система, соединившая христианские догматы учению Аристотеля, получила название томизму.
Умер Фома Аквинский в Цистерцианському монастыре, не оправившись после сердечного приступа, который случился с ним во чает поездки в Лион. В 1323 г. он был причислен к лику святых римско-католической церкви, которая удостоила его титула "Ангельского доктора".
Софистическое трактовка частной собственности заключалась в том, что с одной стороны Аквинат считал ее необходимой уступкой человеческим слабостям, поскольку то, что принадлежит всем, не принадлежит никому. По мнению выдающегося теолога, частная собственность обеспечивает порядок в хозяйственной жизни и мирное сосуществование людей, которые больше работают и меньше спорят. Одновременно провозгласив верховным властителем всех вещей Бога, мыслитель утверждал, что каждый человек должен владеть своей собственностью так, как бы последняя принадлежала всем, исходя из готовности всегда поделиться с бедными и нуждающимися. Аквинат считал, что государство должно гарантировать неприкосновенность частной собственности, одновременно "каждый должен охранять свое".
Как и Аристотель, разделял богатство на естественное и неестественное, искусственное. К первому он относил плоды земли и ремесла (продукты питания, одежда, жилье, животных, земельные наделы), отмечая, что такое богатство зависит от человеческого труда и соответствует нормам морали. Золото и серебро квалифицировались Аквинатом как искусственное богатство, результат жадности, стремление к наживе, не делает человека счастливым и не может быть целью ее деятельности. Время, осуждая накопления денежного богатства частными лицами, итальянский монах признавал необходимым образования сокровищ у государства и церкви, мотивируя это необходимостью осуществления благотворительной дияльности.
Обосновал концепцию "справедливой цены", утверждая, что основанием для обмена является равенство пользы обмениваемых вещей. Исходя из взаимоисключающих принципов, Фома Аквинский различал два вида справедливости в обмене:
Справедливость, основанная на объективных условиях обмена, определяется отношениями сторон и реализуется в цене, отражающей затраты труда, а также расходы на сырье, инструменты и т.п.. Так, например, обмен обувь на дом должен осуществляться в пропорции, в которой строитель "превосходит сапожника в затратах труда и затратах".
Справедливость, которая базируется на необходимости обеспечения большим количеством благ тех, кто "больше значит для общественной жизни". Это справедливость отношения "части к целому", которая реализуется в цене, что позволяет продавцу жить к своему социальному становища.
Таким образом, Фома Аквинский ставил процесс ценообразования в зависимости от социального статуса участников обмена и считал "справедливой" не одинаковую, а разную для разных слоев цену на один и тот же товар. Он оправдывал стремление людей к богатству, которое соответствует их социальному статусу, одновременно намерения получить больше трактовал как гриховни.
Выразил противоречивые рассуждения о природе и функции денег. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский считал, что причиной возникновения денег является волеизъявление людей. Он писал о том, что власть денег является отражением силы светской и духовной власти. Признавая необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, Аквинат утверждал, что "монета - самый надежный мера для материальной жизни в торговле и обороте", призванная способствовать обмену по "справедливой цене".
Время в вопросе о ценности денег Фома Аквинский занимал двойственную позицию. одной стороны, он был сторонником номиналистической концепции денег, исходя из того, что государство имеет право устанавливать номинальную ценность монет, подлежащих чеканке, по своему усмотрению. С другой стороны, знаменитый теолог выступал против порчи монеты, утверждая, что это может сделать бессмысленным измерение стоимости, равно как неуместной является изменение меры веса или довжини.
Осуждал ростовщичество как "позорное ремесло", считая грехом и соучастие в незаконной деле даже взимания налогов с ростовщиков. Ссылаясь на авторитет Аристотеля, богослов писал о том, что деньги изобретены для обмена, поэтому первый и главный результат пользования ими "заключается в их употреблении или расходовании". Поэтому деньги не могут "порождать" деньги и быть средством наживы. Взыскание процента за кредит Фома Аквинский сравнивал с желанием продать вино и в придачу - право пить это вино за отдельную плату. По мнению мыслителя, обоснование ссудного процента как платы за время, предоставленное кредитором заемщику, является незаконным, поскольку время - общее благо, Божий дар. Поэтому ростовщики обманывают не только своих ближних, но и Бога, за дар которого требуют винагороду.
Однако распространение кредита и необходимость учета требований времени побудили Аквината к поиску компромиссного решения проблемы на основе двойной оценки. Поэтому мыслитель оправдывал взыскание процента за кредит в случае:
возмещения убытков за неуплату денег в срок, страховки за риск неуплаты;
вознаграждения кредитору за отсрочку в оплате долга;
компенсации потери можливто дохода;
совместного разделения прибыли от финансирования доходных операций;
"Бескорыстного подарка" на основе отношений взаимной доброзичливости.
3.1.2. Экономическая мысль Востока в средние века | 3.1.4. Экономическая мысль в Украине времен средневековья |