4.1.1. Исторические предпосылки возникновения и этапы развития классической политической экономии

Классическая политическая экономия как первая научная школа в истории экономической мысли пришла на смену меркантилизма в период стремительного проникновения мануфактурного капитала в сферу производства наиболее развитых европейских стран. Завершение эпохи первоначального накопления капитала, буржуазные революции и приход буржуазии к власти, бурное развитие предпринимательства и рыночная либерализация экономической политики способствовали дальнейшему развитию капитализма и перемещению интересов предпринимателей из сферы обращения в сферу производства. Становление рыночной экономики и постепенная реализация заложенного в ней потенциала саморегулирования вызвали необходимость переоценки учения меркантилистов относительно путей приумножения национального богатства и достижения согласованного взаимодействия экономических субъектов, активизировав разработку научной теории рыночного господарювання.
Теоретико-методологические подходы к исследованию экономических процессов и явлений и категориальный аппарат, начатые в этот период, заложили основы мировой экономической науки. Именно поэтому школа, которая стала основателем новой традиции экономической мысли, получила название "классической".
По общепринятой оценке, классическая политическая экономия зародилась в конце XVII - начале XVIII в. Петти в Англии и П. Буагильбером во Франции. Время хронологические рамки завершения классического направления экономической мысли определяются исследователями по-разному. Исторически в экономической литературе сформировалось несколько подходов к трактовке этого питання.
Первый подход был основан К. Марксом и получил широкого развития в марксистской литературе. Именно К. Маркс первым употребил термин "классическая политическая экономия", причислив к классикам экономистов от Петти до Д. Рикардо в Англии и от П. Буагильбера к С. де Сисмонди во Франции. Согласно марксистской мыслью, классический период завершился в первой трети XIX в., А его отличительной чертой было исследование "внутренних зависимостей буржуазных отношений производства" 1, что способствовало выявлению антагонистических противоречий капитализма и подводило к концепции бесклассового коммунистического майбутнього.
Исходя из классово-формационной аргументации, марксисты вслед за своим учителем считали, что в начале XIX в. произошел переход от "классической" (научной) в "вульгарной" (ненаучной) политической экономии, родоначальники которой (Ж.Б. Сей, Т. Мальтус и др.). отошли от трудовой теории стоимости, ухватившись "за внешнюю видимость явлений". Module . Второй подход получил наибольшее распространение в научном мире, превратившись в наши дни в общепризнанный для большинства западных и отечественных исследователей. По мнению сторонников этого подхода, классическая политическая экономия эволюционировала в первой половине XIX в., Найдя отражение в работах Ж.Б. Сея, Т. Мальтуса, Н. Сениора и Ф. Бастиа и др.., А ее завершителем стал выдающийся ученый второй половины XIX в. Дж.С. Милль.
Так, например, известный исследователь истории экономической мысли М. Блауг в своей знаменитой книге "Экономическая теория в ретроспективе" относит к классикам политической экономии "всех последователей А. Смита до Дж. С. Милля и Дж.Е. Кернса" 3.Module . Третий подход характеризует позицию, которую занимал в трактовке этого вопроса известный английский экономист начала XX в. Дж. М. Кейнс и его сторонники. Согласно этому подходу в состав классической школы следует отнести последователей Д. Рикардо вплоть до 30-х годов XX в., В том числе А. Маршалла, Ф. Эджуорт, А. Пигу и др.. Однако аргументация такого расширения хронологических границ классической школы вызывает сомнения у исследователей, различают классическую политическую экономию и неоклассическую экономическую теорию.
Следует заметить, что различия в определении хронологических границ классической школы отражают различные методологические подходы к периодизации истории экономических учений; сложность и неоднозначность самой классической политэкономии, которая вобрала в себя различные идейные традиции; многогранность переходов от одной научной традиции к другой тощо.
В полемике с меркантилистами в рамках классической школы были основаны теория обмена, направленная на развитие идей рыночного саморегулирования (линия Сэя) и теория производства, направленная на поиск истинной природы богатства (линия Рикардо). По мнению многих исследователей, разная трактовка относительной значимости этих теорий (для К. Маркса приоритетной была теория производства и труда Д. Рикардо, а для его оппонентов - теория обмена и теоретическое наследие А. Смита) оказалось в отличиях определения хронологических рамок классической школы и в разграничении теоретических исследований в процессе "маржинальной революции" последней трети XIX ст.
Многочисленные труды представителей классической политической экономии, созданные на протяжении почти 200-летней истории ее развития, имеют свои особенности. Одновременно можно обобщить некоторые общие теоретико-методологические подходы, характерные черты классической школы, которые формировались и развивались в противовес меркантилистской подходам предшественников (табл. 4.1).
Основные этапы эволюции классической политической экономии:
1-й этап (конец XVII - середина XVIII в.) - Начало классической политической экономии как альтернативы меркантилизма в трудах В. Петти (Англия), П. Буагильбера (Франция), представителей школы физиократов во главе с Ф. Кенэ (Франция).
2-й этап (вторая половина XVIII в.) - Формирование идейно-теоретических и методологических основ классической политической экономии, становление экономической теории как науки в трудах А. Смита (Англия).
3-й этап (первая половина XIX в.) - Развитие и переосмысление идей А. Смита его последователями в Англии (Д. Рикардо, Т. Мальтус, В.Н. Сене-ор), Франции (Ж.Б. Сей, Ф . Бастиа), США (Г.Ч. Кэрри), обогащение экономической науки новыми теоретическими здобутками.
4-й этап (вторая половина XIX в.) - Завершение классической политической экономии в трудах Дж.С. Милля (Англия).
4.1. Начало классической политической экономии в Аглиэ и Франции 4.1.2. Начало классической школы в Англии