7.2.1. Новая историческая школа: предпосылки возникновения и основные идеи

В 70-80-е pp. XIX в. в Германии возникла так называемая новая или молодая историческая школа. Она стала непосредственно преемницей старой исторической школы, объединив новое поколение исследователей, которые стремились развить исторический метод и применить его к анализу новых экономических процессов и явищ.
Становление новой исторической школы происходило в несколько отличных социально-экономических условиях исторического развития Германии:
в 1871 г. совершилось объединение немецких земель, что способствовало формированию полноценного внутреннего рынка, становлению единой денежной системы, единого торгового законодательства и т.д.;
промышленный переворот 40-60-х pp., военная победа Пруссии над Францией и присоединение к Германии промышленно развитых территорий Эльзаса и Лотарингии, огромная контрибуция (5 млрд франков), направлена на переоснащение национальной промышленности, способствовали быстрому индустриальному развитию страны;
изменения в социальной структуре общества и роста масштабов наемного труда сопровождались обострением проблем имущественного неравенства и безработицы, способствовали формированию массовых организаций рабочих, усилению профсоюзного рабочего движения, распространению в обществе революционной идеологии марксизма и т.п.;
дальнейшее укрепление культа немецкого государства сопровождалось развитием ее внешнеэкономической и внешнеполитической агрессивности (политика «железного канцлера» О. Бисмарка) и попытками регулирования классовых отношений на пути социального реформування.
Новые явления общественной жизни страны порождали новые проблемы, которые, по мнению нового поколения немецких исследователей, не могли быть решены с позиций классической политической экономии и маржинализма, а потому требовали неортодоксального подхода, основанного Ф. Листом и старой исторической школою.
Ядро "первой волны" теоретических достижений новой исторической школы составляли произведения Г. фон Шмоллера (1838-1917), Л. Брентано (1844-1931), К. Бюхера (1847-1930), А. Вагнера (1835-1917) и других ученых, которые поставили перед собой задачу, углубив и развив исторический метод, исследовать на его основе хозяйственные явления и процессы с целью решения практических проблем формирования экономической политики, адекватной реалиям экономического развития нации.
Новая историческая школа отразила повышенное внимание ученых к социальных институтов, прежде всего к государству как гаранту эволюционного развития общества, достижения общенациональной цели и социального равновесия. Определяя правовой порядок основой исторического развития, "молодые историки" придавали огромное значение исследованию правовых норм, их влияния на экономические отношения и хозяйственный механизм. В конкретных экономических явлениях они видели отражение и материализацию социальной психологии народа как главной движущей силы развития суспильства.
В отличие от старой исторической школы, молодая историческая школа не была однородной и распалась с самого начала на два течения:
- Консервативную, которую возглавил Г. Шмоллер - сторонник традиционных устоев немецкого общества, монархии и национализма;
- Буржуазно либеральную, которую возглавил Л. Брентано - сторонник постепенного реформирования буржуазного общества на пути развития профсоюзного движения и достижения "классового мира".
Основателем новой исторической школы и лидером ее консервативного направления был выдающийся немецкий экономист, профессор Гальского, Страсбургского и Берлинского университетов иностранный почетный член Петербургской Академии наук (1901) Густав Шмоллер, автор трудов "Основы общего учения о народном хозяйстве" (1872), "Народное хозяйство , наука о народном хозяйстве и ее методы "(1897) и ин.
Стремясь превратить экономическую теорию с "голого учения о рынке т« обмен »в историко-этическую науку, Г. Шмоллер:
Отрицал плодотворность теоретических обобщений и абстрактно-дедуктивного анализа классической (а впоследствии - неоклассической) теории, трактуя последнюю "не более, чем предыдущим наброском общих причин экономической жизни" 1. Отстаивая исторический метод анализа, ученый требовал от исследователей скрупулезного описания фактического хозяйственного поведения, историко-статистических разработок, наблюдений, "изящного исследования фактов", классификации и анализа, позволяющих познания экономических закономерностей и объяснение причинно-следственных связей. "Особенно важно выяснить прежде возникновения отдельных хозяйственных институтов, - писал Г. Шмоллер, - а не всего народного
Густав Шмоллер хозяйства или универсального мирового господарства.
Нет необходимости ставить широкие исторические проблемы,
Необходимо с помощью строгого исторического метода изучать единичное ".
Определял политическую экономию как науку, призванную изучать человеческую деятельность, направленную на удовлетворение разнообразных потребностей. Утверждая, что экономическая теория не может игнорировать человеческие поступки, немецкий исследователь обращал внимание на разнообразие побудительных мотивов человеческой деятельности. Затем он обосновал необходимость междисциплинарного подхода, установления научных связей политической экономии с экономической историей, социологией, политикой с целью тщательного анализа меняющихся действий социальных групп, имеющих культурные, экономические, географические и этические видминности.
Время немецкий ученый выступал против привлечения математики к экономическим исследованиям, мотивируя это тем, что человеческая психика слишком сложной задачей для дифференциального обчислення.
Одним из первых в истории экономических учений ввел "этический принцип" в экономические исследования, утверждая, что хозяйственная жизнь нации определяется не только естественными и техническими, но в первую очередь - моральными факторами, "духовными силами людей". В центре собственной концепции хозяйственной жизни немецкий ученый поставил "общность языка, истории, обычаев и идей", которая, по его мнению, глубже экономические факторы связывает между собой субъектов. Он утверждал, что кристаллизованный в обычаях и праве морально-духовная общественное сознание оказывает влияние на все поступки людей, а значит и на хозяйственную деятельность також.
Подчеркивая, что экономический уклад народа определяется нормами поведения (этикой) и юридическими нормами (правом), Г. Шмоллер утверждал, что экономического успеха в жизни способны достичь только люди, поступки, добродетель и порядочность которых соответствуют высоким моральным засадам.
Считал государство "наиболее весомым вещественным капиталом нации", призванным противостоять проявлениям классового эгоизма и классовых злоупотреблений. Исходя из того, что жизненный уклад народа приобретает свое выражение путем государственного этико-правового регулирования, ученый отводил последнем решающую роль в обеспечении успешного экономического развития нации и устранении социальных суперечностей.
Соглашаясь с выводами К. Маркса о существовании классового конфликта наемных рабочих и капиталистов, немецкий исследователь предпочитал реформистскому направлению общественной перестройки на основе осознания государством своей ответственности перед суспильством.
Хотя Шмоллер и отвергал экономический диагноз капитализма, поставленный К. Марксом, он соглашался с выводами о неизбежности социализма. Однако социализм, по его мнению, должен был возникнуть не в результате пролетарской революции, а на основе совместных действий монархии и более образованных робитникив.
Исходя из "этического принципа", ученый придавал большое значение нравственному фактору как важнейшему средству преодоления имеющихся в обществе противоречий. Поэтому он отстаивал сильную патерналистскую государство, способное не только обеспечить социальную защиту работников, но воспитать их в духе "социальной солидарности" с предпринимателями. Утверждая, что не революция, а смена нравственности человека выступает самым действенным средством общественного прогресса, Г. Шмоллер настаивал на проведении реформ, которые бы устранили чрезмерную имущественное неравенство. Время он был противником законодательного ограничения рабочего дня, не признавал законности профсоюзов, поддерживал организацию союзов предпринимателей, локауты, "черные списки" тощо.
Стремление к практической реализации указанных идей побудило Г. Шмоллера к основанию в Германии в 1872 г. Союза социальной политики - объединение университетских профессоров на почве идей немецкой исторической школы для пропаганды осуществления социально-экономических реформ.
Одним из ведущих представителей "первой волны" новой исторической школы и был доцент Берлинского, а впоследствии - профессор Мюнхенского университетов иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук (1895) Людвиг Йозеф (Луйо) Брентано (1844-1931) - активный деятель Союза социальной политики, ведущий идеолог ее буржуазно-либерального крыла. Важнейшие экономические взгляды ученого нашли отражение в его трудах: "Современные рабочие гильдии" (1871-1872), "Об отношении заработной платы и рабочего времени к производительности труда" (1877), "Классическая политическая экономия" (1888) и др.. В этих произведениях Л. Брентано:
Отрицал существование универсальных законов экономического развития, подчеркивая, что теоретическая экономия не имеет прикладного практического значения и является второстепенной по сравнению с непосредственным наблюдением и описанием "даже самых незначительных явлений экономической жизни".
Признавал ведущую роль этических и правовых факторов хозяйственного розвитку.
Придерживался меновой концепции, считая приоритетными факторы распределения и обмена. Примером такого подхода является обоснование ученым заинтересованности предпринимателей в высокой заработной плате наемных работников. Указывая на отсутствие противоречий между прибылью как вознаграждением "творческого духа" предпринимателей и заработной платой, Л. Брентано трактовал последнюю как важный стимул роста производительности труда наемных работников. Следовательно, он был убежден, что низкая заработная плата тормозит развитие национальных производительных сил и снижает конкурентоспособность немецких товаров. Заинтересованность предпринимателей в высокой заработной плате ученый объяснял также их зависимости от платежеспособного спроса населения, в значительной степени определяется доходами робитникив.
Пропагандировал идеи социального партнерства и считал реформы действенным средством предупреждения революционных выступлений пролетариата. Брентано был пылким сторонником тред-юнионизма, он абсолютизировал роль профсоюзов в деле коренного улучшения положения рабочего класса и был убежден, что профсоюзы способны защитить свои интересы без помощи государства. Как активный деятель Союза социальной политики и лидер ее буржуазно-либерального крыла, ученый пропагандировал идеи реформизма, "классового мира" и социальной партнерства.
Отрицал представление о высшем назначении государства по сравнению с индивидом. Обращая внимание на склонность государственных деятелей к злоупотреблению властью, немецкий исследователь утверждал, что именно личность, наделенная интеллектом и высокими моральными качествами, способна инициировать полезные для общества реформы. Вместе Брентано не был сторонником экономического либерализма, допуская умеренные масштабы государственного законодательного регулювання.
Выступал за принудительное картелирование в промышленности, рассматривая монополизации экономики как оздоровительное мероприятие, направленное на планомерное приспособление производства к спросу и предупреждения кризисных явлений в экономике. Утверждая, что картели являются действенным средством предупреждения рыночных катаклизмов, Л. Брентано определял их как союза производителей хотят планомерно приспосабливать производство к спросу с целью избежания перепроизводства и всех его последствий: падение цен, банкротств, обесценения капитала, безработицы и голоду.
Теоретико-методологические особенности новой исторической школы нашли отражение в трудах Карла Бюхера (1847-1930) - известного исследователя экономической истории, автора книги "Возникновение народного хозяйства" Брентано, несомненно, принадлежал к числу наиболее талантливых представителей немецкой исторической школы. Пытаясь придать истории и политической экономии научный характер, он одновременно осознавал, идо им присущи черты искусства, поскольку только последние оживляют эти науки.
Эта работа способствовала началу новой волны "молодых историков", которые направили свои усилия на преодоление разрыва между историческими и теоретическими исследованиям попередникив.
Наиболее отчетливо экономические взгляды К. Бюхера отразились в предложенной им периодизации экономической истории человечества и объяснении генезиса капитализма на основе развития структуры рынка. На основе меновой концепции ученый выделил три степени хозяйственной эволюции народов:
I - самодостаточное натуральное хозяйство, деятельность которого подчинена удовлетворению собственных потребностей (первобытный строй "нецивилизованных народов", античная латифундия, земельное хозяйство свободных крестьян и имения раннего средневековья)
II - городское хозяйство, в котором движение продукции от производителя к потребителю опосредуется местным рынком (работа ремесленников на заказ, обслуживание местного рынка)
III - народное хозяйство со сложившимся национальным рынком и большим количеством посредников обмена (зрелое рыночное хозяйство, в котором торговля приобретает широкое развитие).
Бюхер был убежден, что истинный капитализм существует только на последней, стадии, которая характеризуется самой полной реализацией таких экономических категорий, как капитал и процент. Ученый исходил из того, что эволюция форм обмена сопровождалась совершенствованием промышленного производства и способствовала распространению сферы влияния капитала вплоть до полного охвата им национальной экономики. По мнению немецкого исследователя, это развитие можно проанализировать по следующей схеме: домашнее производство, в котором капитал отсутствует - работа ремесленников на заказ (капиталом есть инструмент рабочих) - работа на свободный рынок (капитал дополняют помещения и сырье) - кустарное производство (средства производства и продукция становятся капиталом купца-предпринимателя) - фабричная система (все составляющие капитала сосредоточиваются в руках фабриканта-предпринимателя, который сам занимается сбытом изготовленной продукции). Подчеркивая решающую роль денежного капиталов развития национальной экономики, К. Бюхер объяснял финансовый капитал как следствие абсолютного подчинения промышленного капитала позичковому.
В противоположность старой исторической школе "новые историки" не ограничивались обоснованием необходимости применения исторического метода в экономических исследованиях, а широко использовали его на практике. Отрицая классический (неоклассический) подход к анализу экономических процессов и явлений, они утверждали, что законы экономики не могут быть открыты путем дедуктивных, логических обоснований, а требуют эмпирических наблюдений, индукции и исследования народного хозяйства в конкретных реалиях его исторического развития.
7.2. Новая историческая школа и социальное направление в политической экономии 7.2.2. Эволюция исторического направления в трудах В. Зомбарта и М. Вебера