10.1.2. Основание и развитие кафедры политической экономии и статистики в Императорском университете св. Владимира

Для периода, непосредственно предшествовавший открытию в Киеве Университета св. Владимира, в области преподавания экономической науки характерным было то, что в губернских, земских, приходских школах и училищах Украины под "экономией" понимали домашнее частное, а не народное хозяйство. Высокие задачи, которые на Западе выдвигали физиократы и А. Смит, в украинских школах и училищах разных уровней сводились рекомендации рецептов, земледельческих приемов, организации путешествий учеников в промышленные и торговые заведения, на базары, чтобы ознакомить их с процессом производства и правилами торговых оборотов . При этом большую часть времени уделяли именно жизненном, практическому применению основных экономических понятий. Учитывался еще и специфически национальный момент.
Система и характер образования в Правобережной Украины были установлены польской Эдукационная комиссия в 1773-1793 pp., А затем закреплены в 1803 - 1813 pp. визитатором учебных заведений Киевской, Волынской и Подольской губерний Т. Чацким и оставались почти без изменений до открытия Университета св. Владимира. Общей и конечной целью ее была полонизация Правобережной Украине через народное образование, интеллектуальное, а со временем и политическое возрождение Речи Посполитой в пределах этой територии.
Польском языке везде преподавались все предметы (в том числе и русский язык) за исключением Киевского народного училища. Учителями были духовные лица преимущественно католического или униатского виросповидання.
В 1805 г. министр народного просвещения Российской империи граф Завадовский лично посетил Киев, имея целью создать на территории огромного Виленского учебного округа два, а потом открыть в новом округе университет.
Это противоречило польским интересам, представителем которых был упоминавшийся уже граф Чацкий - поляк по происхождению, и глубоким убеждением, царившие в конце концов во многих головах, что Правобережная Украина является частью Польщи.
На встрече в Киеве с министром Завадовский он таким образом аргументировал нецелесообразности открытия в Киеве университета: "Открывать университет в Киеве чрезвычайно неудобно, во-первых потому, что недалеко от Киева уже открыт университет в Харькове, во-вторых потому, что Киев стоит сбоку от северо-западного края, имеет невыгодное расположение для такого заведения, в-третьих том, что желание горожан, которые вносят свои пожертвования в пользу образования, такие, чтобы преподавание велось на польском языке, чего нельзя достичь в Киеве как в древнем русском городе, где государственное право имеет преподаваться на основе права русского - не местного, а право церковное на основе права восточного, и богословия в духе православия. Такое осложнение не имело бы большого значения, если бы российское духовенство было более-менее терпимо образованное; но пока не устранены эту последнюю неудобство, основания университета в Киеве останется делом очень спорной, тем более, что школьное образование унаследовала здесь немецкий устав, который допускает только четыре факультета ". Современники считают, что граф Завадовский понимал истинные причины противостояния графа Т. Чацкого открытию императорского университета в Киеве, но все же не сделал практических шагов, чтобы преодолеть польский сопротивление, потому, очевидно, и сам находился под пропольским впливом.
Отбросив идею открыть университет в Киеве, уже 1 октября 1805 Т. Чацкий основал учебное заведение в Кременце, который должен был выполнять функции университета, но польского, Кременецкую гимназию.
Т. Чацкий приложил немало усилий, чтобы привлечь к преподаванию и руководства гимназией известных ученых, в частности, ректором стал профессор математики и секретарь Краковской академии Чех. По политической экономии и торгового права, то их преподавал Кудлицький (Лелевель). Его со временем послали в Гамбург для усовершенствования знаний торгового права. Естественное право и политическую экономию также преподавал М. Хонський, который продолжал преподавания политической экономии и после переименования гимназии (1818 г.) в Волынской лицей.
Преподавание на последних курсах отличалось разнообразием - от физики, химии, геометрии к военной архитектуры, нумизматики и древностей. Политическая экономия и статистика выкладывалась на втором курси.
Лицей был полностью польским учебным заведением - и по языку преподавания, и по составу преподавателей и руководящих органов, и по национальной принадлежности большинства студентов. Из более чем 600 слушателей лицея украинских и русских было только 34 человека, полностью растворялись в основной массе. Если добавить к этому обязательное ежедневное посещение всеми студентами костела, то становится вполне понятным то, чьи взгляды, обычаи, язык конце доминували.
Восстание декабристов 1825 г. стало большим потрясением для всего общества, которое всколыхнуло всю империю, не минуя и университеты. Атмосфера в области народного образования очень изменилась. С одной стороны, новый император Николай I, который решительно покончил с "мистицизмом последних лет Александровского царствования", облегчил положение науки, а с другой - усилились подозрения в конкретных учебных заведений по неблагонадежности. В 1832 г. как неблагонадежный был закрыт Виленский университет.
Наконец, изменилась и государственная политика. Вместо либеральных идей, которые легли в основу устав 1804 p., Появляется более прагматичный взгляд на образование, должен готовить высококвалифицированных и благонадежных государственных чиновников. Тогда же делается упор на специализации образования. В 1833 г. на пост министра народного просвещения приходит 47-летний С.С. Уваров, который выступал за широкое реформирование народного образования, обновление научной мысли и одновременно формулировал базу этой реформы на основе национально-консервативных идей. То есть, с одной стороны, он хотел повысить научный уровень университета, а с другой, исходя из идеологических потребностей власти, предоставить обучению оригинальный "русский" характер. С. Уваров пропагандировал подбор кадров исключительно по их научными заслугами, стимулирование работы профессоров, которые должны провозглашать с кафедры результаты собственных исследований, а не только уже известные общепринятые истини.
После подавления польского восстания 1830-1831 pp. и закрытия соответствии с указом от 21 августа 1831 училищ через год имперское правительство начал открывать старые и новые учебные заведения. Вскоре их число достигло предварительной, а кое-где даже увеличилась. Организация и направление деятельности этих училищ существенно отличались от того, что было раньше. В частности, русский язык и православный закон заняли видное мисце.
Царский указ от 8 ноября 1833 предусматривал перевод Волынского лицея из Кременца в Киев и основания Университета св. Владимира. В составе последнего быть два факультета: философский и юридический, с перспективой открыть еще и медицинский. Этим же указом были переданы вновь создаваемом университета фундушу и капиталы, жертвовались Волынском лицея местным дворянством.
В первой трети XIX в. в европейской науке происходят быстрые и кардинальные изменения: в химии применяется атомная теория; созданы основы современного математического анализа; стремительно развиваются технические науки; осознается фундаментальная роль клетки в биологии; в политической экономии идеи классической школы завоевывали передовые позиции. Университетская наука должна быстро реагировать на все эти изменения. Поэтому, как видим, Киевский университет с самого начала своего существования оказался в достаточно непростой ситуации.
25 декабря 1833 был утвержден временный университетский устав, который действовал затем до 15 июля 1842 г. он существенно отличался от общего устава для имперских российских университетов 1804 г. и стал символом обновления университетов, переживали тогда времена упадка, в том числе и отечественного образования вообще . Различиями устава Киевского университета видвагальноимперського университетского были организация учебного процесса, перечень и объем факультетских предметов. Устав 1804 г. устанавливал четыре отдела: "моральных" и политических наук; физических и математических наук, медицинских наук; словесных наук.
Первый отдел наиболее соответствовал юридическому факультету Университета св. Владимира, вместе с тем по уставу 1804 г. он включал: церковную историю; богословия; толкования священного писания; философию.
Собственно юридическое направление первого отдела включал: "естественное", политическое и народное право; гражданское и уголовное судопроизводство, право значительных как древних, так и современных народов; дипломатию и политическую економию.
По уставу 1833 г. в Университете св. Владимира концепция наук была совсем другой. Экономические науки, в частности политическая экономия, были изъяты из юридического факультета, но не преподавались и на других факультетах. В водовороте событий, охвативших университет, такой досадный состояние относительно экономической науки сохранялся до 1842 р.
Торжественный акт открытие Университета св. Владимира состоялся 15 июля 1834 (по старому стилю), и только с 28 августа 1834 (по старому стилю) начались занятия. Численно среди преподавателей преобладали кременецкие профессора, как правило, поляки. Подробно состав преподавателей и студентов анализируется в "Истории Киевского университета (1834-1959)".
В 30-х pp. радикальные идеи легко находили отклик в студенческой среде. Как ни странно, но власть во многом сама провоцировала подобные настроения, воспринимая всерьез детские разговоры о конституции и революции, предоставляя тем неосознанным юношеским рвением политического змисту.
9 января 1839 решено было работу университета прекратить и заменить личный состав руководства учебным округом через смуту, которая оказалась в университете. Фактическое его закрытие состоялось 17 марта. Он потерял половину своих преподавателей и почти всех студентов. Преподавателей-поляков заменили немецкие преподаватели Дерптского университета, который в те времена имел наилучшее положение среди имперских университетов,
Несмотря на все невзгоды, 26 апреля 1839 указ от 9 января 1839 г. был отменен. Занятия возобновились в сентябре 1840 р.
С июля 1842 начали действовать новый устав и штатное расписание университета. Они учитывали многие положения устава 1835 p., Общих для всех имперских университетов. Но вместе с тем в значительной части пунктов устав содержал специальные постановления именно для Университета св. Владимира. Общим было все, что касалось заседаний совета и правления, ведения дел, чтения лекций и проведения экзаменов. Остальные пункты устава отличались. Как отмечал известный украинский ученый профессор М.Ф. Владимирский-Буданов, "Киевский университет наравне с Дерптского считается на особом положении .... Допуская свободу, усвоенную в немецких университетах в учебной части, устав во всем, что касается управления, не дает и той части прав Университета св. Владимира, которая была предоставлена другим российским университетам по уставу 1835 г. Этот двойной подход пронзил потом все последующие 20 лет жизни Университета в 1863 году. Важным нововведением стал институт подготовки профессорства, так называемая доцентуру. В общеимперском уставе российских университетов ее не было. 6 апреля 1844 с "появилось положение о ученый ступинь.
В октябре 1842 г. Министерство народного образования утвердило расписание кафедр согласно новому уставу. Предусматривались 37 кафедр, 26 из которых должны были возглавить ординарные профессора, а остальные - экстраординарные, при этом на все 37 кафедр выделили только восемь ставок адъюнктов. сравнению уставу 1833 количество кафедр увеличилось на первом отделении философского факультета с пяти до восьми, а именно: впервые в Университете св. Владимира открыли кафедру истории и литературы славянских языков и славянских древностей , самостоятельную кафедру русской истории, и, наконец, основывается впервые на этом факультете кафедра политической экономии и статистики2. Сочетание на одной кафедре двух экономических наук отразило определенную традицию. Дело в том, что регламент (устав) Российской академии наук от 22 июля 1803 впервые обязал ученых заниматься наряду с исследованиями естественных наук и истории также проблемами политической экономии и статистики.
С 1803 г. политическую экономию впервые начали преподавать в Московском университете, а затем и в других университетах как самостоятельную учебную дисциплину. С 1804 г. она вместе со статистикой введена в учебные планы гимназий, а затем через несколько лет - и лицеив.
Это способствовало развитию экономических наук в Российской империи, в частности в университетах. На время открытия Киевского университета другие университеты - Московский, Казанский, Харьковский, Дерптский ( Тартуский), Виленский (закрытый 1832 г.), Санкт-Петербургский - уже накопили определенный опыт преподавания политической экономии, статистики, финансов и ряда других экономических дисциплин. Со временем его использовали и в Киевском университете. Но лишь в 1909 г. в Киевском университете позволили создать кафедру статистики, выделив этот предмет из ранее единой кафедры политической экономии и статистики3.
1. Претендент на кафедру политической экономии и статистики должен написать сочинение, в котором,) изложить историю политической экономии как науки, т.е. показать ее возникновения и постепенное образования до настоящего времени, с критической оценкой различных взглядов б) изложить те главные начала политической экономии, которых придерживается автор, и в) приложить те начала к Российскому государству. Произведение должно быть представлено в совет Университета св. Владимира не позднее 1 марта 1844 г .
Никто не может быть ординарным или экстраординарным профессором по указанной кафедре в Университете св. Владимира, не имея степени доктора по 1-му отделению философского факультету.
Ординарные профессора Университета св. Владимира находятся в VII, а экстраординарные в VIII классе государственной служби.
Ординарный профессор в Университете св. Владимира получает за год жалования 1200 руб., квартирных 150 руб. серебром, а экстраординарный - жалование 860 руб., квартирных - 120 руб. сриблом.
Надо сказать, что Киев в то время , несмотря на его "провинциальность", стал одним из "дорогих" городов Российской империи. Причин этому могло быть несколько, одна из которых - бурное развитие образования, по крайней мере так объяснял профессор кафедры политической экономии и статистики М.П. Яснопольский в своей работе за 1890 г. "Так сосредоточены учебные заведения, а соответственно и расходы на них усиливают спрос на жилье, продукты и личные услуги в местах расположения учебных заведений ... Иногда отсутствие вблизи постоянного места жительства влечет переселение на достаточно длительный срок целых семей из сел и вообще пунктов страны отдаленных от учебных заведений ... "Ясно, что эти обстоятельства влияли на снижение платежеспособности университетской профессуры, что в свою очередь не добавляло преимуществ их положению .
Итак, претендент на кафедру должен был обладать знаниями не только в области политической экономии, но и ее истории, теоретической и практической статистики.
Конкурс не дал положительных результатов. Тогда университет приходит к новому и необычному в то время метода, обратившись с призывом к другим имперских университетов - Казанского, Московского, Петербургского, Дерптского, Харьковского, чтобы они помогли кадрами или хотя бы рекомендовали достойных кандидатов в профессора за вакантными кафедрами Университета св. Владимира. Но и эта попытка оказалась неудачной, поскольку в других университетах ситуация была не намного кращою.
конце концов, совет университета подала докладную записку министру народного просвещения, в которой отмечалось, для каких кафедр и по каким предметам необходимо подготовить профессуру, а тот в свою очередь должен был решить вопрос отправки молодых ученых в заграничную командировку в европейских университетив.
Для замещения должности заведующего кафедрой политической экономии и статистики первое отделение философского факультета наиболее удачной кандидатурой признало учителя II Киевской гимназии Ивана Вернадського.
Такой способ привлечения в университет молодых талантливых кадров оказался наиболее действенным, поскольку из пяти кандидатов, направленных в 1843 г. за границу, уже в 1846 г. университет получил высокообразованных викладачив.
В мая 1844 г. вакантную кафедру политической экономии и статистики желал занять Я. Вашкевич. До 1832 г. он работал заведующим кафедрой политической экономии Виленского университета. По своим взглядам Я. Вашкевич был сторонником классической политической экономии. Однако претенденту отказали из следующих двух причин: "на основании пункта 76 Устава Университета св. Владимира "Высочайше" утвержденного 1 июля 1842 кафедру экстраординарного и ординарного профессора может занимать только доктор того факультета, к которому относится кафедра., Что в прошлом году за "высочайшим" повелением отправлен от университета за его счет один из кандидатов за границу для усовершенствования себя
10.1.1. Состояние и концептуальные основы изучения в отечественной историко-экономической литературе развития университетской экономической мысли 10.1.3. Преподавания экономических дисциплин в Киевском университете