12.1.1. Развитие неоклассических теорий монополистической и несовершенной конкуренции Е. Чемберлином и Дж. Робинсон

Кризисные годы Великой депрессии, как известно, стали одним из факторов появления кейнсианского направления экономической науки, вместе с тем вызвав модификацию традиционной неоклассической микроэкономической теории А. Маршалла. Реалистичный взгляд на механизмы функционирования рынков и процесс формирования цен в пределах неоклассической теории было представлено в 1933 p. E. Чемберлином и Дж. Робинсон. Появление их разработок именно в 1933 p., Т.е. после мирового экономического кризиса 1929-1933 pp. не случайно прежде всего потому, что ученым удалось аргументировать основное изменение тогдашней экономической системы - мир свободной конкуренции отошел в прошлое, превратился в идеальный образ сторонников рыночного хозяйства и либеральной традиции.
Почти одновременно по обе стороны Атлантики, в США и Великобритании, Гарвардском и Кембриджском университетах, появились две работы - "Теория монополистической конкуренции: реориентация теории стоимости" Э. Чемберлина и "Экономическая теория несовершенной конкуренции" Дж. Робинсон. Они представили анализ и обоснование действия рыночного механизма в условиях, когда нарушается свободная конкуренция, и начали развитие современных микроэкономических теорий организации рынков и рыночных ситуаций. Теории несовершенной и монополистической конкуренции способствовали построению более общей микроэкономической теории, вклад значительной мере проявился в улучшении изложения теории фирмы, обобщении маршалливськои модели, совершенствовании анализа монополии и форм промышленной практики.
Э. Чемберлин определяет монополистическую конкуренцию как такое состояние рынка, когда существует дифференциация продукта, т.е. товары разнородные, но предназначенные для подобного, похожего использования. Эдвард Хейстингс Чемберлин (1899-1967) родился в штате Вашингтон (США), в 1921 г. окончил университет Айовы. Через год в Мичиганском университете получил степень магистра, а через пять лет защитил диссертацию по проблемам монополистической конкуренции в Гарвардском университете. Дальнейшая творческая и научная деятельность на протяжении 1927-1967 pp. неразрывно связана с преподаванием в Гарварде. Важными вехами биографии Э. Чемберлина были:
избрании руководителем отдела экономической теории Гарвардского университета (1939-1943), в который входили в то время такие именитые ученые, как В. Леонтьев, Э. Хансен, Й. Шумпетер;
работа редактором гарвардского экономического журнала в 1948-1958 pp.;
турне в западноевропейских университетов в 1951 г. для разъяснения положений своих теоретических новаций в сфере монополистической конкуренции;
избрание членом Американской экономической ассоциации в 1965 р.
Основным трудом Э. Чемберлина стала книга "Теория монополистической конкуренции: реориентация теории стоимости" (1933), который при жизни автора переиздавалась в США восемь раз и превратилась в "официальную экономическую доктрину". Работа имела большую популярность и в других странах свиту.
Дифференциация продукта - это наличие в товаре (услуге) одного из продавцов (производителей) существенного отличного признака, приводит к предпочтение при покупке продукта именно этого производителя. Задача, по мнению Э. Чемберлина, заключается в том, чтобы через экономическую науку пришло «полное осознание того обстоятельства, что продукт всегда дифференцирован", а выбор потребителя осуществляется согласно предпочтение определенному товару сравнению с другими. Дифференциация связывается с определенными особенностями продукта, в частности отличными свойствами - товарным знаком, фирменным наименованием, специфической упаковкой или индивидуальными особенностями формы, внешнего вида, качества, стилю.
Характерной чертой теоретических положений Э. Чемберлина является рассмотрение дополнительных неценовых условиях монополистической конкуренции, а именно: технических усовершенствований, достигнутых отдельным товаропроизводителем, особого обслуживания покупателей, создающую фирме соответствующую репутацию тощо.
Продукт - это самая подвижная в экономической системе категория, более подвижная, чем цена. Неценовая конкуренция происходит из разнообразия продукции и разницы в издержках обращения. Конкуренция качества товаров может сдерживать конкуренцию цен. Качество - это дополнительная движущая сила ринку.
К специфической особенности монополистической конкуренции Э. Чемберлин относит наличие избыточных мощностей, которые растут благодаря покрытию их ценам, превышающим затраты. Это свидетельствует о степени владения "известными частицами общего рынка" и поддерживается как патентами и торговыми марками, так и личными способностями или знакомствами производителя (продавца).
Сущность монополии, по Э. Чемберлином - контроль над предложением товара и его ценой, который достигается благодаря дифференциации продукции. Монополия связывается с контролем над "дифференцированным продуктом", а конкуренция - с наличием существующих и потенциальных товаров-заменителей (субститутов).
Вместе с дифференциацией продукта появляется монополия, и по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся более значимыми. Везде, где в определенной степени существует дифференциация, каждый продавец имеет абсолютную монополию на собственный продукт, но, вместе с тем, испытывает конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей. Поскольку каждый является монополистом и, вместе с тем, имеет конкурентов, то мы вправе говорить о них как о конкурирующих монополистов и о силах, действующих в подобной ситуации, мы можем с полным основанием говорить как о силах "монополистической конкуренции".
Таким образом, всех продавцов (производителей) ученый считает конкурирующими монополистами в условиях монополистической конкуренции. Каждый продавец рассматривается как монополист, который формирует собственный круг покупателей, свой субринок благодаря "уникальности" товара, уровень дифференциации которого отображает степень регулирования цен. Это означает, что реальный объем предложения товаров и услуг в условиях монополистической конкуренции окажется меньше, а цены на них будут выше, чем в условиях чистой конкуренции. Эволюция конкурентной борьбы на основе дифференциации продукта повышает качество товаров. Реклама, в свою очередь, влияет на формирование потребностей потребителя и их изменение, повышая спрос. Дополнительные расходы на рекламу вызывают увеличение объема реализации и величины получаемого доходу.
Монополия продавца на свой продукт и деятельность монополистов, которые конкурируют между собой в условиях монополистической конкуренции, невозможны без основного условия - дифференциации продукта. Из-за наличия монополистической конкуренции рынок отдельного продавца определенным образом отделен от рынков его соперников, а важнейшей проблемой производителя и продавца становится обеспечение надлежащего сбыта товаров. Э. Чемберлин доказывает тезис о двойственном влияние монополии на рынок: с одной стороны, она ограничивает предложение товара, а с другой - вызывает организации попиту.
Монополия, вопреки марксистской теории, не признается следствием концентрации производства и централизации капитала, потому что рыночной системе, по Э. Чемберлином, присущи и тенденции к усилению конкуренции. Последние обусловлены научно-техническим прогрессом, за использовании все более сложной техники, технологий, разнообразного сырья и материалов позволяет осуществлять деконцентрацию и диверсификацию производства. Конкурентная борьба продавцов-монополистов не исчерпывает себя. Скрытое снижение цен на свои товары, не ухудшает культуру обслуживания, когда каждому клиенту предлагается дополнительная услуга, увеличивает оборот продавца. Вместе с тем препятствовать снижению цены могут даже психологические факторы, в частности склонность потребителей рассматривать более низкую цену как показатель низкого качества продукта (явление, известное как эффект Веблена).
Э. Чемберлин выразил уверенность в естественной сути монополии в конкурентной среде, в том, что предпринимательство в значительной степени является "попыткой каждого предпринимателя создать собственную монополию, расширить ее насколько возможно и защитить от попыток других предпринимателей расширить свои монополии". Ученый выдвинул мысль о сохранении конкуренции и в условиях "групповой монополии", которая предусматривает распределение сфер влияния на рынке между партнерами-конкурентами с целью реализации неоднородной (дифференцированной) товарной продукции без снижения цини.
Э. Чемберлин подчеркивал, что монополия и конкуренция не являются изолированными категориями, а представляют собой элементы общей ситуации, влияют друг на друга. Ученый считает теорию монополистической конкуренции способной объединить микроэкономический подход школы А. Маршалла с обще-равновесным анализом Лозаннской школы и самоуверенно подчеркивает: "осознание, что теория монополистической конкуренции имеет революционный характер, стало настолько распространенным, что нет необходимости доказывать это". Э. Чемберлин считает теорию монополистической конкуренции более общей, чем теорию чистой конкуренции по следующим причинам:
первая содержит в себе и монополию, и конкуренцию и соединяет их в различных формах, полностью охватывая всю экономическую систему;
монополистическая конкуренция опирается на гетерогенность (дифференциацию), а не на гомогенность (единообразие) продукта;
теория монополистической конкуренции распространяется на случай наличия одной фирмы, ограниченной или значительного количества предпринимателей в отрасли;
монополистическая конкуренция охватывает и сбытовую деятельность, учитывая непроизводственные витрати.
Ученый отмечает, что большое количество покупателей и полная однородность продукта - два обязательных условия существования чистой конкуренции - приводят к мысли о существовании двух форм взаемосполучення элементов монополии и конкуренции. Это, во-первых, случаи одного, нескольких или многих производителей, которые продают идентичные продукты и все являются участниками общего рынка. С ростом количества продавцов состояние монополии постепенно переходит в состояние конкуренции. Здесь теория разрабатывалась под углом зрения проблемы двух продавцов - дуополии как простейшего случая олигополии. В олигополистической ситуации наблюдается тенденция не только к установлению цен, но и к их стабилизации, которая ослабляется в случае увеличения количества предприятий. Вторая форма соединения элементов монополии и конкуренции - ситуация многочисленных продавцов, которые предлагают к продаже неидентичные продукты, незначительно или существенно отличаются. Различия рыночных ситуаций совершенной и монополистической конкуренции представлены в табл. 12.1.
Э. Чемберлин делает вывод, противоположный традиционному представлению экономической теории: чем более концентрированное производство, тем в большей степени стандартизированный продукт; чем более измельченные производство, тем более глубокая дифференциация продукта и монополизация власти, и, таким образом, с ростом концентрации производства "совокупная монопольная могущество" не усиливается, а зменшуеться.
Силы монополии ослабляются, а силы конкуренции растут. Полной победе сил конкуренции препятствует лишь дифференциация продукта, что обусловлено характеристиками продукта и вкусами покупателей. Э. Чемберлин пишет: "хотя" крупные единицы "часто имеют монопольную власть, не следует считать, что измельчив такие единицы, мы пришли бы к установлению конкуренции без примесей монополии. Напротив," атомистическая "конкуренция почти наверняка привела бы к росту степени дифференциации продукта вследствие того, что отпала бы и стандартизация, которая используется в настоящее время в крупных единицах с целью получения экономии, обусловленной масштабом производства ... Это вполне могло бы означать рост совокупной монопольной власти, которая реализуется в нашей системе, - рост, которое сочетается с распределением этой власти между большим количеством индивидов ". Таким образом, ученый не отрицал ведущую роль и значение крупных предприятий и подчеркивал, что механическое разукрупнение не всегда приводит к возникновению конкуренции.
Неординарность подхода Э. Чемберлина к пониманию, казалось бы, решенных проблем монополии и конкуренции привело неоднозначное отношение к его исследований и теории монополистической конкуренции. Признанный американский специалист по истории экономической мысли Б. Селигмен, критикуя подход Э. Чемберлина, указал на нереалистичность предпосылки о свободном доступе в отрасль, о том, что реклама оказывает исключительно позитивное влияние, а колебания цен не основываются на регулирующих мер со стороны фирм или государства . Напротив, высоко оценил вклад Э. Чемберлина в экономическую науку всемирно известный историк экономической мысли М. Блауг.
Одним из парадоксов интеллектуальной истории является то, что случай, за который ухватился Чемберлин, - большое количество фирм со свободным вхождением в отрасль и дифференциацией продукта, но без признанной взаимозависимости - теперь считается тривиальной модификацией модели совершенной конкуренции. Революция в теории ценообразования, вызванная "Теорией монополистической конкуренции", сводилась к увеличению количества рыночных структур, экономическая теория имеет анализировать, чтобы показать, что проверка удовлетворительного функционирования рынка не просто автоматическим следствием типа конкуренции и в мире монополистической конкуренции и олигополии суждения о благосостояние и политические рекомендации не могут основываться лишь на степени отклонения конкретной рыночной структуры от норм совершенной конкуренции. С тех пор теория ценообразования усложнилась и стала менее удовлетворительной ... Мы никогда не сможем вернуться к смелым обобщениям Маршалловы теории ценообразования. Именно по этой причине мы вправе говорить о чемберлинивську революцию в современной микроэкономической теории так же, как мы говорим о кейнсивську революцию в макроекономици.
Другая представительница неоклассической микроэкономической теории, модифицировала концепцию совершенной конкуренции А. Маршалла - Дж. Робинсон. Мировое признание ей принесла ранний труд "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (1933), написанная в возрасте 30 лет. Совпадение во времени публикации труда Дж. Робинсон и книги Э. Чемберлина весьма показателен, поскольку он доказал готовность экономической науки к возникновению новой теории рынков, конкуренции и цин.
Центральная тема работы "Экономическая теория несовершенной конкуренции" - рыночные аспекты монополизации, механизм формирования цен и реализации монопольной прибыли в условиях несовершенной конкуренции.
Джоан Робинсон
Джоан Вайолет Робинсон (1903-1983) - известная в мире женщина-экономист, выдающаяся представительница Кембриджской школы. В 1965-1971 pp. работала профессором Кембриджского университета. В период обучения в Кембридже одним из преподавателей Дж. Робинсон был А. Маршалл, что сказалось на ее творческой деятельности в довоенный период. Как выдающаяся продолжательница учения школы А. Маршалла, основное внимание в ранних работах Дж. Робинсон уделяла микроэкономическом уровню хозяйствования. Именно к таким трудам принадлежит ее "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (1933), которая одновременно продолжает и опровергает отдельные положения маршалливськои теории.
Отметим также, что на протяжении творческой деятельности взгляды Дж. Робинсон претерпели определенную эволюцию - в 50-е pp. она обосновала собственную макроэкономическую концепцию экономического роста в работе "Накопление капитала" (1956), проработав марксистские схемы общественного воспроизводства ("Очерки по экономической теории К. Маркса" (1942)). К началу 70-х pp. под ее руководством развивалась Кембриджская школа посткейнсианства, осуществлявшей критический анализ ортодоксальной экономической теории. В этот период в работе "Экономические ереси" (1971) Дж. Робинсон активно критикует неоклассическую теорию предельной производительности и концепцию функционального распределения доходов, формулирует принципиальные методологические позиции левого кейнсианства.
Новаторство Дж. Робинсон состояла в том, что процесс ценообразования рассматривался при условии, что каждый производитель выступает как монопольный обладатель своего собственного продукту.
Каждый производитель сейчас владеет монополией на собственную продукцию ... Если совокупность таких производителей ведет торговлю на совершенном рынке, то создается ситуация, которую мы обычно характеризуем как совершенную конкуренцию. Мы должны использовать понятие монополии только в его буквальном смысле, иначе анализ совершенной конкуренции "растворяется" в анализе монополии ".
Дж. Робинсон
Ведущий метод исследования Дж. Робинсон - частично-равновесный подход к ситуациям совершенной и несовершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции производитель расширяет масштабы производства до тех пор, пока предельные издержки и цена не сравнятся. Несовершенной конкуренции каждый производитель является своего рода монополистом, которому грозит только то, что покупатели могут отдать предпочтение продукции фирмы-конкурента. Дж. Робинсон доказывает, что в этом случае оказывается выгодным сокращение объемов производства, основой которого является рост количества покупателей, вытеснения конкурентов с рынка, высокая цена возможных товаров-заменителей (субститутов).
Несовершенная конкуренция характеризуется тенденцией к применению защитных мероприятий и стимулирует специализацию, что позволяет реализовать экономию от масштаба производства.
12.1. ЭВОЛЮЦИЯ неоклассического направления в первой половине XX СТ. 12.1.2. Неортодоксальная теория И.А. Шумпетера