13.3.2. Теория общественного выбора. Дж. Бьюкенен Идейно-теоретические истоки теории общественного выбора
Одним из самых ярких направлений, связанный с использованием методологии неоклассической экономической теории для изучения политических процессов и феноменов, является теория общественного выбора (public choice theory), которая зародилась в 60-е годы XX в. как отрасль экономической науки, которая изучала вопросы налогообложения и государственных расходов в контексте проблем предоставления общественных благ. В дальнейшем это направление экономической науки значительно расширил сферу своего анализа и сегодня его можно рассматривать как экономическую теорию политики. Сейчас четко можно выделить три особенности теории общественного выбора, определяющие характер разрабатываемых на ее основе аналитических схем:для характеристики поведения человека в политической сфере используются те же гипотезы, что и в неоклассической экономической теории: гипотезы следования личному интересу, полноты и транзитивности предпочтений, рациональной максимизации целевой функции;
процесс выявления предпочтений индивидов чаще всего понимается в терминах рыночного взаимодействия: предполагается, что отношения между людьми в политической сфере могут быть описаны в терминах взаимовыгодного обмена;
в ходе исследования относятся такие же вопросы, которые имеют центральное значение в неоклассической теории цены (вопрос о существовании и стабильность политического равновесия, пути ее достижения и ее оценки с точки зрения принципа эффективности Парето).
Можно выделить два направления предшественников теории общественного выбора, которые разработали идеи, лежащие в основе теории общественного вибору.
Впервые эти идеи были сформулированы еще в конце XIX в. представителями итальянской школы государственных финансов М. Панталеоне, В. Маццола, А. де Витти де Марко и др.., которые первыми использовали предельный анализ и теорию цены для изучения бюджетного процесса, а также для моделирования спроса и предложения на рынке общественных благ.
Дальнейшего своего развития этот подход получил в работах представителей шведской школы в экономической науке - К. Викселя и Е. Линдал, которые первоочередное внимание уделяли политическим процессам, которые обеспечивали бы определение государственной бюджетной политики.
Эти подходы долгое время оставались практически неизвестными для исследователей, работавших в традициях неоклассического направления. Непосредственный импульс теории общественного выбора дали дискуссии 30-40-х годах XX в. по проблемам рыночного социализма и экономики благосостояния (А. Бергсон, П. Се-мюелсон). Вместе с тем в 40-50-х годах представления о рациональном характере поведения индивидов в политической сфере стали активно проникать в научные дискуссии благодаря изданным в этот период работам Й. Шумпетера, К. Эрроу, Д. Блэка и других. Истоки теории общественного выбора можно найти именно в трудах математиков XVII-XIX веков, которые интересовались проблемами голосования: Ж.А.Н. Кондорсе, Т.С. Лапласа, Ч. Доджсона (Льюиса Кэролла), исследование которых начал в 1948 г. шотландский экономист Д. Блэк (1908 г.р.).
Однако как самостоятельное направление экономической науки теория общественного выбора сформировалась лишь в 50-60-е годы XX в. Широкий резонанс в 60-е годы вызвала книга американского экономиста К. Эрроу "Социальный выбор и индивидуальные ценности» (1951), в которой проводилась аналогия между государством и лицом. К. Эрроу и Д. Блэк попытались применить методы екопомичного анализа к политическим процессам. В дальнейшем это направление развивалось в тесной связи с неоклассическими и институциональными моделями. Объединение двух указанных выше научных направлений (итальянской школы государственных финансов и шведской школы) и стало основой для разработки комплекса идей, которые сегодня стали известны как теория общественного выбора. Основную роль в этом сыграли представители так называемой вирджинской школы в экономической теории, основателем и признанным лидером которой является американский экономист Джеймс МакДжил Бьюкенен, награжден в 1986 году Нобелевской премии по экономике "за исследования договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений" .
Джсймс МакДжил Бьюкенен (г.р. 1919) родился в Мьорфрисборо (штат Теннеси, США) в семье фермера. Окончив с отличием местный педагогический колледж по специальности "математика, английская литература и общественные науки", Джеймс поступил на экономический факультет университета Теннеси. В 1941 p., Получив степень магистра в университете был призван на военную службу, служил на Тихоокеанском флоте. После войны продолжил обучение в Чикагском университете, где под влиянием работ Ф. Найта и К. Викселя обнаружил особый интерес к разработке теории общественного выбора и конституционной экономики. В 1948 г. Дж. Бьюкенен в Чикагском университете получил степень доктора по экономике за работу по теории и практике государственных финансов, занимал должность профессора университета Теннеси. Впоследствии стал деканом экономического факультета университета штата Флорида, затем Вирджинского университета, где в 1955-1958 pp. был профессором экономической теории и директором Центра исследований в области политической экономии им. Т. Джефферсона. Преподавал также в Калифорнийском университете и Вирджинском политехническом институте. В Центре исследований Дж. Бьюкенен познакомился с известным политологом Г. Таллоком. В 1962 г. они совместно издали монографию "Расчет согласия: логические основы конституционально! Демократии". В работе в единую логическую структуру сочетании применения модели "максимизации полезности" к исследованию политического выбора и подход к политике как к процессу товарного обмена. В 1963 г. Дж. Бьюкенен и Г. Таллок создают Комитет по принятию нерыночных решений, становится предшественником известного на сегодня Центра исследований общественного выбора. им удалось создать этот центр для применения экономических методов и способов мышления к анализу политических процессов. В 1983 г. Дж. Бьюкенен и Г. Таллок перешли в университет Джорджа Мейсона, куда переместился их Центр.
Во второй большой работе "Границы свободы. От анархии к Левиафана" (1975), которая имела значительный общественный резонанс, рассматриваются проблемы демократического выбора. В монографии "Исследование конституционной демократии" (1989) исследуются вопросы природы и производства общественных товаров, оптимального соотношения между частным и общественным секторами економики.
Исследование государственных финансов - еще одна сфера научных интересов Дж. Бьюкенена, которой и посвящены труды "Политическое наследие лорда Кейнса" (1977), "Власть налогов: теоретическое обоснование финансовой конституции" (1980, в соавторстве с Х.Д. Бренненом) . В этих работах также подчеркивается значение различных неэкономических институтов, возрастает в процессе принятия общественных решений. Наряду с этим Дж. Бьюкенен написал еще целый ряд работ по финансовым вопросам: "Общественные финансы и демократический процесс" (1966), "Спрос и предложение общественных благ" (1968), "Свобода в конституционных договорах: перспективы для политико-экономистов "(1977)," Власть налога "(1988), и" Причина правил "(1985) - обе в соавторстве с Дж. Бренненом," Свобода, рынок и государство: политическая экономия в 80-х годах "(1986)," Политическая экономия государства всеобщего благосостояния "(1988) и другие. Одной из основных его работ является "Теория общественного выбора" (1972).
Дж. Бьюкенен - член Американской академии искусств и наук, член итальянской Национальной академии Линдсей, почетный доктор Цюрихского, Гессенского, Лиссабонского, Лондонского, Бухарестского и других университетов, почетный член Американской экономической асоциации
Дж. Бьюкенен - сторонник свободного рыночного хозяйства и ограничения функционирования монополизированного рынка. Однако в этих вопросах он не занимает категорических позиций. Дж.Б "юкенен считает, что контроль над ценами и производством допустим только в исключительных случаях. Вместе с тем он выступает за усиление государственного вмешательства в экономику, если это продиктовано интересами поддержки свободного пидприемництва.
Теорию общественного выбора иногда называют новой политической экономией, поскольку она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. ее представители, критикуя кейнсианцев, поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно используя принципы классического либерализма и методы микроекономинного анализа, они сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных, финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных ришень.
Дж. Бьюкенен сформулировал три основные предпосылки, на которые опирается теория общественного выбора (табл. 13.13).
Теория общественного выбора - это теория, изучающая различные способы и методы, с помощью которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. "Рациональные политики" поддерживают прежде всего те программы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы одержать победу на очередных выборах. Таким образом, делается попытка с помощью теории общественного выбора последовательно провести принципы индивидуализма, распространив их на все виды деятельности, в том числе на государственную службу.
Трактовка политики как процесса обмена впервые имеет место в диссертации шведского экономиста К. Викселя "Исследования по теории финансов" (1896). Основное различие между экономическими и политическими рынками он видел в условиях выявление интересов людей. Эту идею и был положен в основу работ Дж. Бьюкенена. Трактуя политику как процесс обмена, Дж. Бьюкенен писал: "Политика - сложная система обмена между индивидуумами, в которой последние пытаются коллективно достичь своих собственных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике - соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому - от местной пожарной охраны до суда "1. Отношения граждан с государством рассматривались согласно принципу "услуга за услугу" (quid pro quo). Именно эти идеи, приобретя дальнейшего развития в работе Дж. Бьюкенена "Границы свободы ..." (1975), и легли в основу теории общественного выбора. Благодаря многочисленным работам Дж. Бьюкенена и таких ведущих специалистов в области теории общественного выбора, как Дж. Бреннан, Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон и др.., За период с начала 1960-х годов и до настоящего прогресс был достигнут в разработке как базовых идей теории общественного выбора, так и "дочерних" теорий, которые опираются на эти идеи.
Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство - это арена конкуренции людей: за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической драбини.
Но государство - это особый рынок. Его участники чрезвычайные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства; депутаты - принимать законы; чиновники - следить за их виконанням.
Избиратели и политики рассматриваются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обицянками.
Основными сферами анализа этой теории являются: сам выборный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии; политика государственного регулювання.
Последователи теории общественного выбора доказали, что нельзя в полной мере полагаться на результаты голосования, поскольку они в значительной степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Сама демократическая процедура голосования в законодательных органах также не препятствует принятию экономически неэффективных решений. Этапы становления теории общественного выбора представлены на рис. 13.2.
Неоинституционалисты доказывают, что в обществе (избирательном органе) нет рационального подхода, нарушается принцип транзитивности предпочтений. Подобную ситуацию Ж. Кондорсе называл парадоксом голосования. Парадокс голосования (paradox of voting) - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления настоящих преимуществ общества относительно экономических благ.
Но на самом деле процедура голосования ложная, и зачастую не позволяет сделать согласованного вывода. Парадокс голосования не только позволяет объяснить, почему нередко принимаются решения, не соответствующие интересам большинства, но и наглядно показывает, почему результаты голосования поддаются манипулированию. Поэтому при утверждении регламента необходимо избегать воздействия конъюнктурных факторов, которые мешали бы принятию справедливых и эффективных законопроектов. Демократия не сводится только к процедуре голосования, а гарантом демократических решений должны быть твердые и стабильные конституционные принципы и законы. Проблема общественного выбора выступает как в условиях прямой, так и представительной демократии.
Проблемы общественного выбора при представительной демократии
Простейшие модели выбора в условиях представительной демократии предусматривают наличие хотя бы двух партий, конкурирующих за голоса избирателей. Чтобы одержать победу на выборах, партии должны анонсировать предоставления такого объема общественных благ, который был бы желательным для большинства членов общества. Первостепенное значение для теории общественного выбора имеет правило, выдвинутое Э. Даунс ("Экономическая теория демократии», 1957): партии формулируют свою политику с целью победы на выборах, а не побеждают на выборах с целью формулирования политики. В этом случае, если:
а) всех избирателей интересует один и тот же вопрос;
б) альтернативные подходы к решению этого вопроса могут быть представлены в виде линии политического спектра (т.е. ранжированы по принципу "больше-меньше", например, выше или ниже уровень затрат)
в) предпочтения избирателей распределены симметрично;
г) победителем становится партия, которая получила большинство голосов, - то оптимальной стратегией партий является ориентация на так называемого "медианного избирателя". Теорема о "медианного избирателя" свидетельствует, что за симметричного распределения Избранное относительно конкретного общественного блага, максимизация голосов избирателей достигается при ориентации на количество общественного блага, которая будет лучше с точки зрения "медианного избирателя".
Представительная демократия, как считают представители теории общественного выбора, имеет ряд преимуществ. Она успешно использует выгоды общественного разделения труда. Избранные депутаты специализируются на принятии решений по определенным вопросам. Законодательное собрание организуют и направляют деятельность исполнительной власти, следят за претворением в жизнь принятых ришень.
Вместе с тем за представительной демократии возможно принятие решений в интересах не большинства населения, а узкой группы лиц. Минимальное желание избирателя постоянно воздействовать на депутата связано с необходимыми затратами - посылать телеграммы, писать и отправлять письма, звонить и т.д.. Совсем другие мотивы у тех избирателей, интересы которых сконцентрированы на отдельных вопросах (производители отдельных товаров и услуг). Важнейший вопрос для них - это изменения условий производства. Поэтому такие группы особенно заинтересованы в поддержании постоянной связи с представителями власти. Они используют все методы воздействия (средства массовой информации, демонстрации, митинги и т.д.) вплоть до подкупа, чтобы оказать давление на законодателей и чиновников. Все эти способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодных политических решений для ограниченной группы избирателей называют лоббизмом (lobbying).
Можно выделить три группы, которые заинтересованы в лоббизме: а) группы избирателей с особыми интересами б) депутаты, которые заинтересованы в финансовой поддержке указанной выше группы избирателей с целью победы на следующих выборах в) профессиональные бюрократи.
Такие группы с лихвой могут компенсировать свои расходы, при условии, если законопроект, отстаиваемая ими будет принято. Выгоды от принятия закона будут реализованы внутри группы, а издержки распределяются на все общество в целом. Итак, сконцентрирован интерес немногих побеждает рассеянные интересы большинства, а потому относительное влияние групп с особыми интересами значительно больше долю их голосов. Влияние концентрированных интересов объясняет большое количество парадоксов экономической политики государства, которая защищает в основном старые, а не молодые ветви. Государство значительно чаще регулирует рынок потребительских товаров, чем рынки факторов производства, чаще предоставляет льготы отраслям, которые сконцентрированы в определенном районе, чем распыленным по всей стране. Со своей стороны, депутаты также заинтересованы в активной поддержке со стороны влиятельных избирателей, потому что это увеличивает шансы переизбрания их на новый срок. Лоббизм позволяет находить источники финансирования предвыборной кампании и политической деятельности. Еще в большей степени заинтересованы в лоббизме профессиональные бюрократы, от деятельности которых зависит не только принятие, но и претворение в жизнь политических решений. Поэтому избирательные органы и исполнительная власть должны придерживаться определенных принципов, а сфера их деятельности должно быть четко визначеною.
Приведенным выводам приводит также анализ системы логролингу (logrolling - перекатывание бревна) - практика взаимной поддержки депутатов путем "торговли голосами". Депутат "покупает" поддержку решения вопросов своих избирателей, отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег. 2. 3.
13.3.1. Теория прав собственности и транзакционные издержки. Р. Коуз | 13.3.3. Направления институциональных изменений в новой экономической истории. Д. Норт и Р. Фогель |