ТЕМА 12. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ В межвоенный период (20-30 -е гг. ХХ СТ.)

Первая мировая война. Дезинтеграция Российской и Австро-Венгерской империй. Образование Украинской Народной Республики и ее преемнику. Образование УССР. Политика «военного коммунизма». Новая экономическая политика. Формирование сталинской административно-репрессивной системы. Директивное планирование. Форсирования индустриализации. Сплошная коллективизация. Голодомор 1932-1933 гг Довоенные пятилетки. Экономика западноукраинских земель
Развитие человеческого общества в 20-30-х годах ХХ ст. во многом определили неоднозначные результаты Первой мировой войны (август 1914 - ноябрь 1918 гг.) Война истребила миллионы людей, разрушала колоссальные производительные силы, уничтожил материальные и духовные ценности. Вместе с тем, она стала непосредственной причиной развала трех многонациональных империй (Российской, Австро-Венгерской, Оттоманской) и одной мононациональной (Германской), что обусловило появление многочисленных государственных новообразований, из которых не всем удалось утвердиться на мировой геополитической арене как самостоятельной держави.Module . В конце войны серьезную попытку восстановить свою независимость и государственность сделала и Украина, земли которой были распределены между Российской и Австро-Венгерской империями. Будучи членами различных антагонистических военно-политических группировок, противоборствовать в войне, эти государства постепенно теряли свой военно-экономический и человеческий потенциал. Первой на грани экономической и военно-политической катастрофы оказалась царская Россия как более слабая по экономической мощью и уровнем организации. Ее армия и флот, государственный аппарат, народное хозяйство и общество оказались не готовы к длительной войны. Уже за первые полгода военных действий стратегические запасы империи почти иссякли. Армии хватало как тяжелой, так и легкой оружия, боеприпасов, продовольствия, амуниции. Появились признаки продовольственных трудностей в тылу. Для обеспечения остро необходимыми материальными, финансовыми и человеческими ресурсами Российская империя начала ускорять перестройку своей экономики на военный лад. По примеру ведущих стран Антанты и Тройственного союза, эта перестройка происходила на основе развертывания государственного регулирования. В упомянутых странах ввели государственную монополию на хлеб и другие товары; твердые цены; продовольственную раскладку; карточная система распределения продовольственных и непродовольственных товаров; сеть общественного питания, государственный контроль за производством и распределением продукции; трудовую повинность; регулирования внешнеторговых связей; определили организационную структуру промышленности и сельскохозяйственного производства и т.п.. В царской России этот комплекс мер так и не удалось внедрить в жизнь в полном объеме, не в последнюю очередь из-за отсутствия консенсуса между правительством - выразителем политических и имущественных интересов помещичье-дворянского сословия - и отечественной буржуазией, между капиталом и трудом. Так, проигнорировав по чисто политическим мотивам инициативу промышленных кругов относительно регулирования хозяйственной деятельности через организации предпринимателей, царское правительство быстро взял на себя дело создания специальных органов по решению основных вопросов функционирования военной экономики. В августе 1915 г. им было организованы четыре Особых совещания по вопросам обороны, топлива, перевозок и продовольствия. Главную роль в системе регулирующих органов играла первая из них, глава которой имел больше полномочий. В своей работе совещания опирались на разветвленную сеть региональных и местных органов. В частности, военное производство девяти украинских губерний регулировали Киевское, Харьковское, Одесское и Екатеринославское региональные виддилення.
С этими фактически государственными регулирующими органами сотрудничали сугубо общественные организации - особые военно-промышленные комитеты (ВПК), которые создала буржуазия в мае 1915 г. для помощи правительству в усилении военного производства, противодействия коррупции в процессе распределения военных заказов. В Украине действовало четыре областных ВПК, которые контролировали производство в одной или нескольких губерниях. ВПК не удалось наладить действенный общественный контроль за распределением военных заказов, а также наладить сотрудничество между капиталистами и трудящимися с помощью так называемых рабочих групп при них. Рабочий класс страны отверг идею сотрудничества с работодателями через их неуемное стремление к сверхприбыли на основе масштабных спекуляций и злоупотреблений. Свой вклад в подъем обороноспособности сделали и органы земского и городского самоуправления. Так, созданный ими в 1915 г. Всероссийский Союз земств и городов (Земгор) организовал производство обуви, одежды, оружия и частично боеприпасов на предприятиях местной, мелкой и кустарной промышленности. Осуществлена с помощью указанных многочисленных регулирующих органов перестройка промышленности и сельского хозяйства не дала ожидаемых результатов. Рост военного производства произошло в основном за счет резкого сокращения гражданского виробництва.
Первая мировая война обусловила значительные, причем в основном негативные, изменения в экономике Украины. Накануне войны это был один из наиболее развитых аграрно-индустриальных регионов Российской империи, во многом определял ее военную мощь. В 1913 г. удельный вес валовой продукции крупной промышленности Украины в общероссийском производстве составила 20,7%, а металлообрабатывающей - 20,2%. В результате же многомиллионных мобилизаций в армию, реквизиции, бездарного хозяйствования, организационного коллапса, инфляции и т.д. экономика Украины с каждым военным годом все больше приходила в упадок. Общая дезорганизация экономической жизни сказалась в первую очередь в промышленности. Сверхприбыли, которые давало выполнение военных заказов, вызвало открытие военных производств и закрытие гражданских. В течение 1914-1917 гг в стране открылось 940 предприятий и закрылось около 1800. На действующих предприятиях катастрофически не хватало рабочей силы, особенно квалификованои.
Исходя из стратегического значения продукции ведущих отраслей промышленного комплекса Украины, царское правительство осуществило ряд мер по обеспечению их необходимой рабочей силой. В частности, для удовлетворения настоятельных требований предпринимателей Донбасса и Кривбасса правительство начало предоставлять отсрочки от призыва в армию лицам, которые становились к работе в шахтах и рудниках, направлять туда военнопленных и осужденных. В 1917 г. в каменноугольной промышленности Донбасса работало уже 280 тыс. человек (против 168,4 тыс. человек в 1913 г.), добыли 24300000 т угля (против 25,3 млн т в 1913 г.) . Из-за низкой квалификации горняков военного набора и слабый технический уровень угледобывающей промышленности резко снизилась качество угля. Сохранение объемов производства за счет увеличения работающих вовсе не оправдало себя в металлургической промышленности Украины. Несмотря на рост здесь численности рабочих в 1917 г. по сравнению с 1913 г. в два раза, выпуск основных видов ее продукции наоборот сократился. В 1917 г. по сравнению с 1913 г. металлургические и родственные предприятия Украины произвели: чугуна - 66,6%, стали - 66,7, проката - 52,2, железной руды - 53,6%. Еще больший спад производства был присущ предприятиям, изготовляли товары широкого вжитку.
Первая мировая война пагубно повлияла и на производительные силы сельского хозяйства Украины. Во-первых, через мобилизацию крестьян-мужчин в армию в аграрном секторе остро встала проблема рабочей силы. Ручная или частично механизированная работа, которую исполняли мужчины, оказалась не под силу женщинам и детям. На конец 1917 г. уже одна треть крестьянских хозяйств не имела мужчин. Различные формы вербовки, привлечения беженцев и военнопленных только частично решили проблему нехватки рабочей силы на селе. Во-вторых, почти прекратилось пополнение и обновление сельскохозяйственной техники и инвентаря в помещичьих и крестьянских хозяйствах, где и до войны уровень механизации и особенно машинизации был крайне низок. Одновременно прекратилась поставка минеральных удобрений. В-третьих, негативное воздействие двух предыдущих факторов усиливалась в результате уменьшения основной тягловой силы на селе - рабочих лошадей, реквизовувалися у крестьян и помещиков для нужд армии.
Больше всего от действия этих основных факторов пострадали земледелие, несколько меньше - животноводство. Так, общая посевная площадь в Украине уменьшилась в 1917 г. по сравнению с 1913 г. на 21,3% и составила 19 млн га. Сбор хлебов и овса составил в 1917 г. 183 800 000 ц, или уменьшился по сравнению с 1916 г. на 8,8%. Несмотря на сокращение урожая, помещики и зажиточные крестьяне имели определенные запасы товарного хлеба, из-за неуклюжей ценовую политику правительства и военной администрации, плохую работу транспорта село притримувало.
С каждым военным годом все больше ухудшалось материальное положение городского населения, особенно рабочих, которые существовали за счет заработной платы. Увеличение рабочего дня за счет сверхурочных работ, рост низкооплачиваемой женского и детского труда, необоснованное штрафования обусловили уменьшение реальной заработной платы. В частности, реальная заработная плата киевского рабочего составляла в 1916 г. 54,8% уровня 1912 г., а в 1917 г. - уже 38,5%. На резкое падение жизненного уровня, политическое бесправие украинского рабочие отвечали развертыванием забастовочного движения. В частности, в Украину до февраля 1917 г. состоялось более 350 забастовок, в которых приняли участие 300 тыс. человек. По мере углубления продовольственной, сырьевой, топливной и транспортной кризиса, развертывания антивоенной и революционной пропаганды и т.д., идея свержения царизма приобретала все больше сторонников среди различных слоев суспильства.
В результате буржуазно-демократической революции 27 февраля 1917 в Петрограде было свергнуто царское самодержавие и власть перешла к Временному правительству, который фактически стал выразителем интересов капиталистов и помещиков. Ему начали противостоять на местах советы рабочих и крестьян разной политической ориентации. В частности, в Украине было организовано Центральный совет, которая наряду с решением социально-экономических проблем добивалась украинской автономии в составе федеративной Российской республики. В ходе осуществления национально-государственных задач ей удалось, несмотря на противодействие Временного правительства, добиться от него в июле 1917 г. признание его исполнительного органа - Генерального секретариата высшим краевым органом управления в Украине. Этот эволюционный путь украинской государственности прервал большевистский переворот в октябре 1917 г., отстранил от власти Временное правительство и тем самым поставил страну на грань гражданской войны. Желая защитить украинский народ от ее ужасов, Центральный совет своим Третьим универсалом от 20 ноября 1917 провозгласила Украинскую Народную Республику (УНР) в составе Российской Федерации. Этим же Универсалом предусматривалась основательная программа социально-экономических преобразований. Право частной собственности «на земле помещичьи и другие земли нетрудовых хозяйств сельскохозяйственного назначения, а также на удельные, кабинетские и церковные земли» - отменялось. Вся земля признавалась собственностью всего трудового народа и передавалась ему без выкупа. На территории республики устанавливался на всех предприятиях восьмичасовой рабочий день. Для «доброго упорядочения производства, равномерного распределения продуктов потребления и лучшей организации труда» Центральная Рада приписывала Генеральному секретарю труда вместе с представительством от рабочего класса установить государственный контроль над продукцией Украине. Отмечалось, что в УНР обеспечиваются все свободы, добытые всероссийской революцией: слова, печати, веры, собраний, союзов, забастовок тощо.
Такие положения Универсала и конкретные возможные шаги по их внедрению в жизнь выбивали почву из-под ног большевистской партии, которая претендовала на монополию в решении социально-экономических проблем. С целью установления своего контроля над Украиной большевики инспирировали созыва в Киеве в декабре 1917 г. И-го Всеукраинского съезда Советов для переизбрания Центральной Рады и украинского правительства - Генерального секретариата. Не решив этого вопроса в свою пользу, большевистские делегаты переехали в Харьков, где, объединившись с делегатами местных советов Донецкого и Криворожского бассейна, провели съезд (11-12 декабря) регионального значения, который объявил УНР советским государством. Был избран ее высший руководящий орган - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который сформировал советское правительство - Народный Секретариат Согласно поручению съезда ЦИК должен был немедленно распространить на территорию Украины все декреты и распоряжения РСФСР, имеющих общее значение, а именно: о мире , землю, рабочий контроль над производством, о полной демобилизации армии.
Двоевластие, установившееся в Украину, привело к распределению ее территории на две части; большая из них подчинялась Центральной Раде, меньше - креатуре Москвы - украинского ЦИК. Последний 17 декабря 1917 опубликовал манифест о свержении Центральной Рады и Генерального секретариата. В результате между двумя слабыми государственными образованиями началась ожесточенная братоубийственная война, которая завершилась победой Украинской Социалистической Советской Республики (УССР), при прямой военной, материальной и финансовой поддержке Российской Федерации. Не последнюю роль в поражении УНР времен Центральной Рады сыграла ее внутренняя слабость вследствие грубых ошибок в проведении социально-экономической, военно-политической, дипломатической политики. Отмена частной собственности на землю осталось на бумаге из-за отсутствия эффективного механизма его реализации. Своим промедлением в решении земельного и рабочего вопроса Центральная Рада резко сузила свою социальную базу. Трагическим для УНР стало приглашение немецко-австрийских войск для совместных действий против войск советского правительства. Союзники-оккупанты осуществляли в Украине захватническую военно-экономическую политику, которая должна была обеспечить срочные потребности Германии и Австро-Венгрии в украинском хлебе и промышленном сырье. Она преследовала также и более далеко идущую цель - навсегда превратить Украину в свой аграрный придаток и навечно закрепить ее в таком состоянии. Об этом с открытым цинизмом писал А. Шмидт, один из сотрудников командующего Восточным фронтом Гофмана в «Deutshe politik»: «Аграрная Украина экономически представляет собой прекрасное дополнение к развитой промышленности центральных держав». Однако слабый государственный аппарат УНР не обеспечивал сбор и отправка в страны германо-австрийского блока продовольствия и ценной промышленного сырья, не мог сдержать национально-освободительное движение народных масс против новых оккупантов. Исходя из этого, последние организовали дворцовый переворот и передали государственную власть гетману Скоропадскому. Во внутренней политике он стоял на твердых государственных позициях. Выступая против анархии, экономической разрухи, безработицы, угрозы голода, он обещал «немедленно построить такую Государственную власть, которая способна была бы обеспечить населению покой, закон и возможность творческого труда». Как сторонник правых взглядов, он выступал за восстановление в полной мере права частной собственности - как фундамента культуры и цивилизации. Восстанавливалась также полная свобода по заключению купчих по купле-продаже земли. В земельном вопросе Скоропадский принял сторону крупных землевладельцев. Для наделения земельными участками малоземельных земледельцев допускалось отчуждение земель от крупных землевладельцев по действительной их стоимости. Такие новации гетмана не способствовали росту количества его сторонников среди крестьянства. Рабочему классу обещалось твердое обеспечение его прав.
Во внешней политике гетман Скоропадский продолжил линию Центральной Рады. Его правление сказалось еще большими уступками в пользу немецко-австрийских оккупантов. Новые экономические договоры, заключенные между гетманским правительством и Германией и Австро-Венгрией, значительно расширяли масштабы ограбления Украины. Так, согласно экономическому договором (от 10 сентября 1918 г.) на 1918/19 хозяйственный год гетманский правительство предоставляло право вывезти мяса скота до 11 млн пудов, а также овец - 300 тыс. голов, птицы - 2 млн голов, в 46 тыс. пудов сала, масла, сыра, около 200 тыс. пудов мясных товаров (за месяц), 2,5 млн пудов цукру.
Осенью 1918 г. немецко-австрийская оккупация Украины потерпела крах, а с ней и гетманский режим. За ноябрь-декабрь 1918 г. прямая наследница Центральной Рады - Директория восстановила контроль УНР над значительной территорией Украины. По сравнению с предыдущим периодом ее социально-экономическая политика была более умеренной. Директория декларировала свою приверженность интересам крестьян и рабочих, но конкретных шагов для улучшения их положения почти не сделала. Имения крупных землевладельцев подлежали экспроприации, но сроки и порядок разделения земли не определялись. Местная администрация силой подавляла забастовки, запрещала профсоюза. Внешняя политика была переориентирована на страны Антанты, однако осуществлялась очень непоследовательно.
ТЕМА 11. Хозяйственный РАЗВИТИЕ УКРАИНЫ конце XIX - начале XX в. ТЕМА 13. ЭКОНОМИКА УКРАИНЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ войны и послевоенного восстановления (1939-1950 ГГ.)