ТЕМА 15. ЭКОНОМИКА НЕЗАВИСИМОЙ УКРАИНЕ В 90- Е ГОДЫ ХХ ВЕКА
Провозглашение независимой Украины и рыночная трансформация национальной экономики. Социально-экономический кризис и поиск направлений ее преодоления. Финансово-кредитная и налоговая политика, денежная реформа 1996 г. Внутренняя и внешняя торговля УкраиниС распадом СССР и обретением независимости на путь самостоятельного как политического, так и экономического развития вышла одна из крупнейших бывших советских республик - Украины. По производственным потенциалом и численностью населения Украины - вторая после России государство СНГ. В начале 90-х годов ее населения составляло 52 млн человек, что равнялось около 18% общей численности населения СССР. В 1989 г. в Украине было произведено свыше 16% общесоюзного национального доходу.
В результате господства командно-административной системы управления экономикой Украины, как и другие бывшие советские республики, оказалась в состоянии глубокого экономического кризиса. Катастрофическая ситуация в народном хозяйстве была обусловлена следующими факторами:
общим огосударствлением, что привело к деградации отношений собственности и ликвидации нормальных хозяйственных стимулов;
деформированной структурой производства со значительной степенью милитаризации;
искривлением мотивации труда, господством социального иждивенчества;
погоней за высокими темпами роста советской економики.
Немощной и деформированной в хозяйственном отношении оказалась Украина в канун незалежности.
Последнее десятилетие ХХ века для Украины можно назвать годами экономической трансформации - сложного социально-экономического явления, в котором очень трудно выявить четкие и однозначные причинно-следственные связи между отдельными явлениями, действиями отдельных экономических субъектов и их последствиями. Суть социально-экономических преобразований в целом сводится к тому, чтобы изменить существующую экономическую систему и обеспечить экономический рост. Как же происходили трансформационные процессы в украинской экономике на рубеже тысячелетий?
Первым шагом на пути к независимой украинской экономики было принятие «Декларации о государственном суверенитете Украины» 16 июля 1990 года. Еще находясь в составе СССР, Украина таким образом заявила о своем намерении создания самостоятельного государства с независимой и крепкой экономикой. Практическая реализация этого намерения состоялась с принятием «Акта провозглашения независимости Украины» 24 августа 1991 року.
Одной из главных задач переходного периода является разработка научно обоснованной социально-экономической политики, т.е. программы стратегических и тактических действий государства. Без такой программы развитие экономики любой страны неможливий.
Но в 1991 году предпочтение было отдано не научно обоснованным выводам отечественных и зарубежных ученых, а навязанной Украине извне (под видом «новейшего монетаризма») политике реформации типа так называемой «шоковой терапии», в основе которой лежали рекомендации экспертов Международного валютного фонда и мирового банку.
В конце октября 1991 г. Верховная Рада Украины рассмотрела «Основные направления экономической политики в условиях независимости», в которых предусматривалась структурная перестройка хозяйства Украины. Программа большое значение придавала конверсии оборонной промышленности, перераспределения материальных и трудовых ресурсов в пользу производств, производили потребительские товары для населения. Машиностроение предполагалось переориентировать на удовлетворение потребностей агропромышленного сектора, легкой и пищевой промышленности. Особое место в документе отводилось региональной хозяйственной политике. Впервые предусматривалось осуществление правительством контроля за формированием экономической структуры, принятием решений о размещении новых производственных мощностей, реконструкции и переоснащению действующих предприятий всех отраслей промисловости.
В первые месяцы после распада Советского Союза (8 декабря 1991 г.) в Украине предпринимаются шаги в направлении рыночных преобразований, подтолкнула либерализация цен, начавшаяся в России. В Украине правительство В. Фокина с начала 1992 г. ввел в обращение купоно-рубль и стал на путь «шоковой терапии», провозгласив либерализацию рыночной торговли и полную свободу рыночных цен, за исключением цен на некоторые товары. Такая политика углубила кризис, способствовала дальнейшему падению производства и при отсутствии конкуренции закономерно повлекла мощный рост цен, что в свою очередь привело к резкому снижению уровня жизни большинства населения. Это и было закономерным результатом экономической политики, осуществляемой по рецептам западных експертив.
В республиках бывшего СССР «шоковая терапия» объявлялась единственно возможным путем стабилизации экономики и становления рыночных отношений. В обмен за обещанные кредиты принимались рекомендации МВФ, которые сводились к либерализации цен, финансово-кредитной системы, внешнеэкономической и других видов деятельности, использования монетаристских методов регулирования экономики, сокращение государственных расходов на социальные потреби.
В марте 1992 г. Верховная Рада Украины приняла «Основы национальной экономической политики Украины», которые предусматривали разгосударствление и приватизацию, структурную перестройку и модернизацию промышленности. Наряду с этим данная экономическая концепция предусматривала отказ от ряда принципиальных положений, принятых при образовании СНГ: Украина остается в СНГ, но полностью выходит из рублевого пространства, переход к взаиморасчетам со странами Содружества на основе мировых цен; переориентация внешней торговли на западные рынки. Эта программы стала пропуском для Украины в МВФ, куда и была принята в апреле 1992 г. В полном соответствии с требованиями этой организации был подписан меморандум о политике экономических реформ на 1992 год. Программа рыночных преобразований в Украине получила одобрение МВФ.
Документы, принятые Верховной Радой, постановления и решения правительств не принесли ожидаемых результатов. Однако в 1992 г. в стране продолжалось формирование рыночной инфраструктуры - действовали 44 товарные биржи, около 3 тыс. брокерских контор, более 2 тыс. коммерчески-посреднических предприятий, 67 коммерческих банков, значительное количество сервисных центров, торговых домов, агентств, бюро и т.п..
В некоторых отраслях легкой промышленности, в частности в пищевой, предпринимаются попытки переориентации на рыночную экономику. В Украине пищевая отрасль представлена 25 подотраслям, главными из которых являются мясная, молочная, маслосыродельная, сахарная, масляная, консервная, хлебопекарная, пивоваренная, спиртовая и т.д.. Согласно принятому Закону «О приватизации имущества государственных предприятий» и другими нормативными документами в Украине создано 300 ассоциаций, 75 концернов, корпораций и консорциумов, 18 акционерных обществ, самыми известными из которых является «Укрцукор», «Укрмясо», «Укрмолпром», «Укрпродспилка» и другие. В Украине зарегистрировано более 30 тыс. малых предприятий и почти столько же кооперативов с общей численностью занятых в них лиц - 670 тыс., а 114 предприятий передано в аренду трудовым колективам.
Все это привело к дезорганизации руководства пищевой промышленностью наряду с некомпетентностью управленческого аппарата не способствовало повышению уровня жизни населения. По данным Министерства статистики, потребление основных продовольственных товаров жителями Украины на душу населения из года в год неуклонно сокращается. Так, потребление мяса и мясопродуктов за период с 1990 г. по 1992 г. сократилось с 68 до 46 кг, а за период с 1990 г. по 1993 г. потребление молока и молокопродуктов - с 373 до 275 кг, яиц - с 272 до 193 шт., масла - с 11,7 до 8 литров, сахара - с 49,7 до 30 кг.
Бездумно копируя российские реформы, Украина пошла по пути формирования дикого капитализма образца XVIII века - свободного рынка, - что отрицает регулирующую роль государства. Реформы у нас начинались без обоснованных стратегических целей, которые были бы произведены именно для Украины с учетом ее интересов и исторических особливостей.
Вместе с тем экономические преобразования, осуществляемые в Украине, имели определенные отличия от российских реформ. Так, руководство страны встало на путь постепенных экономических изменений с сохранением значительных регулирующих функций государства. Заявляя о приверженности рыночных регуляторов, правительство пыталось сохранить предыдущую вертикальную систему управления народным хозяйством, систему госзаказов, централизованное распределение важнейших ресурсив.
Первый год самостоятельного существования украинского государства не принес положительных сдвигов в экономике, начался процесс ускоренного падения основных макроэкономических показателей. Сравнению с предыдущим годом национальный доход за 1992 г. составил 85%, промышленная продукция - 91%, продукция сельского хозяйства - 89%. Почти во всех отраслях тяжелой промышленности господствует кризис. Наибольшее падение произошло в транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, химической промышленности, что обусловлено нехваткой материалов и комплектующих, поступающих из бывших советских республик. Глубокий кризис охватил также угольную промышленность - 78% шахт загазованные, у 38% шахт добыча каменного угля происходит на глубине 1,3 км при температуре 40-50
ТЕМА 14. Хозяйственный РАЗВИТИЕ УКРАИНЫ В 50-80- Е ГОДЫ |