1. Теоретические источники западноевропейского утопического социализма

Утопические идеи имеют тысячелетнюю историю. В достаточно отчетливой форме они представлены в религиозных учениях, изложенные Платоном в «Политейи» и «Законах», где он описывает модель идеального государства, построенной на общественном интересе и равенства. Идеи христианского коммунизма, основанного на принципах равенства и общественно полезной работы, описано в новозаветной книге «Деяния апостолов».
В позднем средневековье (XVI-XVIII вв.) В экономической мысли Западной Европы происходят существенные изменения, порожденные развитием мануфактурного производства. Великие географические открытия, ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала, обусловили быстрое социальное расслоение общества. В эту пору особенно актуальными становятся идеи «справедливого» политического, экономического и социального устройства общества - социалистические утопии.
Одним из величайших представителей утопического социализма был Томас Мор (1478-1532), выдающийся мыслитель-гуманист, политический деятель Англии суток Тюдоров, который был казнен за оппозицию абсолютизму. Сын богатого судьи и сам юрист по образованию, Мор занимал высокие государственные должности, но сочувствовал бедным и видел несовершенство тогдашней общественной устрою.
1516 Мор опубликовал свою знаменитую книгу «Утопия», где выступил как один из первых критиков капитализма. В процессах первоначального накопления капитала он видел первооснову всех общественных противоречий, имущественного неравенства, выступал против частной власности.
Ему принадлежит модель справедливого общества, построенного на общественной собственности, уравнительном распределении благ разумными потребностями, планово-организованной и обязательной для всех труда, общественном контроле, равенства. Управление в обществе осуществляется избранными народом представниками.
Ранние идеи утопического социализма разделял итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), выходец из бедной крестьянской семьи, монах-доминиканец, один из лидеров борьбы за освобождение Италии от гнета испанской монархии.
Кампанелла около 30 лет просидел в тюрьме, где и написал свое знаменитое произведение «Город Солнца» (1623). В нем он предлагает проект идеального утопического государства - Города Солнца. В основе этого государства он видит общенародную собственность на имущество (кроме индивидуального жилья) и хозяйство натурального типа. Его общество - это конгломерат сельскохозяйственных общин, к работе в которых привлекаются все граждане. Общественно полезный труд является обязательным для всех граждан, обеспечивается их высоким сознанием, не требуя дополнительных стимулов. Именно благодаря этому нищета будет побеждена. Потребление в таком государстве будет также общественным, исходя из потребностей. Отношения между людьми основываться на принципах дружбы, взаимопонимания, товарищеского спивробитництва.
Ни Томас Мор, ни Томмазо Кампанелла не ставили себе задачу найти путь к построению такого общества. Они ограничивались одним только описанием утопического государства с необычным устройством, их утопии были больше политическими чем экономическими. Но оба они не видели в «справедливом» обществе места для частной собственности, труд в нем есть всеобщей, а распределение - зривняльним.
В утопических идеях англичанина Джерарда Винстенли, изложенных им в книге «Закон Свободы» (вторая половина ХVI в.), Появляются новые мотивы - речь идет о «принцип экономической свободы». Автор защищает частную собственность, считая, что причиной негативных явлений в обществе неэквивалентный обмен. Он предлагает избавиться торговцев, осуществляя натуральный обмен и распределение под контролем суспильства.
«Кодекс природы» Морелли построено на ключевой доктрине насилия. Насилие должно быть направлено против частной собственности, экономических стимулов. Тот, кто мешает уничтожению частной собственности, сам должен быть уничтожен. Создание «общества справедливости» деспотическим путем означает в Морелли восстановление естественного состояния речей.
Утопические идеи тогда же были апробированы на практике, в частности в Парагвае (ХVИI в.) Около 30 лет существовала коммунистическое государство иезуитов, которая в итоге распалась из-за отсутствия стимулов к праци.
«Справедливое общество» разные авторы видели по-разному, но в целом уже тогда очерчиваются определенные «обязательные» черты социалистического общества, которые были развиты впоследствии последователями утопий.
Раздел VI. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ западноевропейских социалистов-утопистов 2. Утопический социализм Сен- Симона , Фурье и Оуэна