3. Сен- Симон , сенсимонисти и происхождение коллективизма

Анри Клод де Рубруа Сен-Симон (1760-1825) - выходец из высшей французской аристократии, получил прекрасное образование, был крупным землевладельцем. В возрасте шестнадцати лет участвует в войне за американскую независимость. В годы революции отказывается от дворянского звания и обогащается благодаря удачной спекуляции на национальном имуществе. Как политически неблагонадежного был заключен. После освобождения из тюрьмы он занимается коммерцией, путешествует, изучает науки. В период с 1813 по 1825 гг выходят важнейшие его труды: «О промышленной системе», «О старую и новую политическую систему», «Катехизис промышленников», «Новое христианство». Они написаны под впечатлением от тех изменений, которые несло с собой рождение нового капиталистического индустриального ладу.
Теоретические подходы Сен-Симона к анализу общества базировались на историческом методе. Сен-Симон, как и другие утописты, решает вопрос коренной перестройки общества, но относительно общетеоретических взглядов он требует, чтобы прошлое человечества и его современное изучалось как единый непрерывный процесс прогрессивного развития суспильства.
Сен-Симон пишет, что любой анализ современного, взятый изолированно, может привести лишь к очень этажных или даже ошибочным выводам, и если не изучать прошлое, то невозможно отличить социальные элементы системы, которая должна исчезнуть, от элементов той системы, которая должна утвердитись.
По Сен-Симоном, общество, целостная система политики, экономики и знания, в своем историческом развитии проходит три формации: рабовладельческую, феодальную и индустриальную. Каждая из них характеризуется соответствующим уровнем развития знаний, политики и хозяйства, что, в свою очередь, проходят две стадии: органическую, или уравновешенную, и критическую, когда предварительное равновесие порушено.
Экономика и политика, с одной стороны, и знания - с другой, развиваются, по мнению Сен-Симона, параллельно. При органической стадии у власти находится класс, который играет важнейшую хозяйственную роль в данный период, а в критической стадии на экономическую власть претендует другой класс, хозяйственная функция которого растет. Класс, рождается, противостоит тому, что уже существует. Проявлением этого противостояния является политическая борьба, которая завершается возникновением новой формации.
Капиталистическое общество Сен-Симон рассматривает как промежуточную стадию между феодализмом и индустриализмом. Капитализм сочетает признаки разложения предыдущего периода и элементы нового - индустрию.
Характеристика капитализма основывается на анализе его противоречий, роли частной собственности и индустрии народжувалась.
Главным недостатком капиталистической системы Сен-Симон считал отсутствие в ней организующей, объединяющей основы. Следствием этого является то, что в производстве господствует частная собственность и порождаемая ею анархия; экономику и политику отдельно друг от друга, и обе - от науки. По его определению, период, когда экономика и политика существуют автономно, является переходным. Именно поэтому капитализм он относит к критическому периоду, переходному от органического феодализма к будущей органической научно-индустриальной системы.
Трактовка капиталистического периода в Сен-Симона определенно отличается от того, что предлагала современная ему школа экономического либерализма. Он признает действие естественных экономических сил, но считает, что именно они и являются причиной всех пороков капитализма, обусловливающие его будущую руйнацию.
Буржуазное общество он критикует еще и за то, что в нем индустрия не заняла соответствующее место. В капиталистическом среде она становится такой же причиной кризисов, как и частная собственность, способствует расслоению общества на классы, которое со временем становится все глибшим.
Все современное ему общество он разделяет в основном на два класса: на индустриалов (элемент будущего) и собственников (непродуктивный класс, элемент феодализма), между которыми идет борьба за экономическую власть. Этот антагонизм он часто формулирует как антагонизм между собственниками и трудящимися, т.е. между лентяями и трударями.
По мнению Сен-Симона, индустрия строит экономические предпосылки для формирования нового общества: готовит капиталы в обобществления, обеспечивает высокий уровень потребления, создает условия для объединения трудящихся на новой, индустриальной основе, для развития науки. Необходимо лишь сформировать соответствующее социально-политическая среда, что привело бы экономику, политику и науку в соответствие, и тогда капитализм перерастет в следующую стадию.
Экономическое устройство общества индустриалов. Экономической формой нового общества, решит проблему согласования трех составляющих общественного развития, по мнению Сен-Симона станет ассоциация.
Опираясь на исторический метод, Сен-Симон указывает, что прогрессивное движение человечества направлен от более мелких ассоциаций к более крупным: от семьи к общине, от общины к нации, от нации к международной согласия - это непрерывное движение с известным конечным пунктом - «всемирная ассоциация всех людей на всем земном шаре и во всех их отношениях ».
Формирование ассоциации происходить созданием промышленных группировок на базе существующих капиталов и производств. Это будет объединение промышленников, торговцев, банкиров, фермеров, рабочих и ученых.
Сен-Симон подчеркивает, что «национальную ассоциацию» нужно рассматривать как «промышленное предприятие», все члены которого работают ради одной мети.
Сен-Симон - вдохновенный пророк индустриализма. Будущее общество будет базироваться на индустрии, которую Сен-Симон понимает широко. Индустриал он называет каждого, кто не уклоняться от общественно полезного труда в любой сфере: производства, обращения или распределения. Работа является составной общественной индустрии. В этой системе нет места только для феодальных элементов и бездельников. Для Сен-Симона индустриальная система - это не только новые возможности производства, впоследствии обеспечивать все потребности, но и изменение социальной среды, условия для формирования которого подготовила еще капиталистическая индустрия.
Благодаря ассоциации частная собственность трансформируется в коллективную. Сначала Сен-Симон не отказывает ассоциации в праве на частную собственность. Сначала производство станет общественным лишь в рамках ассоциации, отношения между отдельными ассоциациями строиться на частных началах. Но в будущем, когда все общество станет единственной ассоциацией, он предусматривает окончательное обобществления, национализации власности.
Ассоциация изменит форму распределения. Капитал, собственность предпринимателя - члена ассоциации, является основой функционирования индустриальной системы Сен-Симона, служит ее развития. По его мнению, капитал имеет такое же право на вознаграждение, как и труд. Прибыль определяется как совокупный доход, который распределяется согласно труда и вложенного капитала. Предприниматель, за Сен-Симоном, не только владелец, но и руководитель промышленного предприятия, а следовательно, его доходы - естественная вознаграждение за высококвалифицированный труд. Справедливое распределение благ в будущем обществе Сен-Симон понимает не как уравниловку, а как распределение по вкладу в общее производство, однако, часть полученной прибыли в ассоциации использоваться для удовлетворения общественных потребностей. Когда ассоциация вступит планетарного масштаба, распределение вообще осуществляться за потребами.
Ассоциация ликвидирует также и конкуренцию. Промышленностью управлять из одного центра по одному плану, который разрабатывать учени.
Политическое устройство общества Сен-Симон ограничивает коллективным управлением ассоциацией уполномоченными Индустриал. Исполнительную власть будет поручено палате депутатов, она будет также наделен полномочиями разрабатывать законы, которые будут касаться исключительно проблем роста благосостояния страны.
Политика не исчезнет, а изменит свою сущность. Она станет позитивной наукой о производстве, т.е. такой наукой, содержанием которой будет исследование наиболее благоприятных для развития производства умов.
Экономическое правительство придет на смену политической, происходить управление вещами вместо управления людьми. Как трудом, так и капиталом распоряжаться ассоциация в лице созданных ею коллегий и советов. Руководить ассоциацией лишь наиболее одаренные и опытные ученые и предприниматели. Первые разрабатывать соответствующие научные установки, а вторые воплощать эти установки в життя.
Пути перехода к индустриальному ладу.
Достижения цели является, по Сен-Симоном, возможным лишь тогда, когда за дело возьмется государство, и наряду с функцией организатора ассоциаций выполнять также функцию духовного перевоспитания членов общества, способствовать восстановлению общественной морали. Именно идеи и доктрины должны стать решающими агентами социальной трансформации.
Перевоспитанным капиталист-предприниматель, осознав, какой вред наносит обществу частный способ производства и распределения, сам сформирует, пользуясь своим капиталом, ассоциации, где собственность и распределение наберут справедливых форм, находиться под контролем членов асоциации.
Итак, по мнению Сен-Симона, только сознательная деятельность обеспечивает порядок и благосостояние суспильства.
Сен-Симону удалось собрать вокруг себя многих действительно талантливых людей, которые пропагандировали его идеи. В его первых учеников принадлежали Огюстен Тьерри, который был его секретарем, принимать Евгений и Олендий Родригес. Впоследствии к ним присоединились Анфантен и Базар. После смерти Сен-Симона они основали газету «Производитель», чтобы распространять идеи своего учителя. Они, также, стали основателями своего рода научного общества. Базара, например, поручили публичное изложение сенсимонистськои доктрины в целом лекционном курсе. Впоследствии эти лекции были опубликованы в двух томах под названием «Изложение доктрины Сен-Симона». Но это уже было социальное учение, которое несколько отличалось от доктрины Сен-Симона.
Сен-Симон не требовал немедленной отмены института собственности, а его последователи придерживались взглядов Сисмонди и Прудона, отождествляя частную собственность с кражей, эксплуатацией, несправедливостью. Причины кризисов и анархии они объясняли тем, что собственность распылена, принадлежит разным людям, ее хозяевами через наследование могут стать те, кто не имеет ни малейшего представления о производстве, потребности потребления и ресурсы, о распределении орудий труда.
Используя теорию стоимости, сенсимонисти формулируют теорию эксплуатации. Они считают, что в основе капиталистического накопления лежит неоплаченный доля труда наемных работников, но различают доходы от труда предпринимателя и доходы от собственности. За предпринимателем они признавали право только на ту прибыль, что является результатом управленческого труда, другие его виды, которые получают не занятые в производстве землевладельцы и капиталисты в виде ренты, расценивали как часть, отобранную у тех, кто лишен средств производства. Поэтому последователи Сен-Симона и предлагали реформировать частную собственность, построить экономику на началах коллективизма. Государство становится единственным собственником всех орудий труда, она будет распределять их согласно общественных потребностей и интересов. Правительство наподобие огромного центрального банка с многочисленными филиалами станет распорядителем всех капиталов, снабжая самые отдаленные места необходимые средства. Он также назначать способных людей для управления капиталами и винагороджуватиме их в соответствии с их праци.
Но это не означает, что собственность исчезнет окончательно: наоборот, она только изменит свои формы, станет организованной, коллективной, обеспечивать интересы производства и равенство. Право частной собственности распространяться лишь на предметы личного споживання.
Путь к коллективизму сенсимонисти видели в отмене закона о наследовании собственности и постепенной передаче права на наследство государству. Промышленность также из рук частных предпринимателей постепенно должно перейти в собственность держави.
Равенство, которой требовали сенсимонисти, они видели, главное, в распределении по труду в интересах развития общественного производства. Вместе сенсимонисти понимали и необходимость общественных фондов потребления, надеясь, что часть прибыли, которая имеет рентную природу, при социализме будет использован для удовлетворения «общих потребностей нового общества».
Сенсимонисти предполагали, что для развития социализма важное значение будут иметь крупные централизованные банки, расти роль кредита и централизации предприятий как основы централизованного экономического руководства с тем, чтобы приспособить производство к потреблению, чего не может сделать конкуренция.
В учении сенсимонисти заложены основы почти всех конструктивных идей социализма ХИХ ст.
На фоне развития идей классической политэкономии доктрины Сен-Симона и его последователей стали альтернативным учением, выводили предмет и метод исследования по традиционно принятые межи.
Так, классики различали политическую экономию и науку о социальном устройстве общества. Частную собственность они рассматривали как объективно определенное общественное явление, находится за пределами анализа. Распределение богатств не связывали с собственностью, понимая его как разделение годового дохода между факторами производства. Их интересовало, как именно определяется уровень процента, ренты и заработной плати.
В сенсимонисти проблема распределения богатств заключается в определении роли собственности в этом распределении. Они отмечали, что доходы в капиталистическом обществе зависят от того, как распределяется между людьми частная собственность. Экономисты-классики и сенсимонисти по-разному представляли противоположность между общественными и частными интересами. Классики противопоставляли интерес потребителей (общий) интереса производителей (частный). Сенсимонисти (а за ними и все социалисты) противопоставляют интересы тружеников и бездельников (позже это будет конкретизировано - рабочих и капиталистов, которые живут за счет трудящихся).
Классики пытались доказать, что объективные законы уравновешивают экономику, например, конкуренция ограничивает экономический эгоизм и заставляет его служить общему интересу. Сенсимонисти как средство для объективного примирение интересов видят сознательное координирование деятельности, ассоциации противоречивых экономических сил.
Нетрадиционные подходы к анализу позволили сенсимонисти достаточно подробно описать экономический строй будущего «справедливого» общества. Путем к его построению они считали нравственное воспитание. Время сторонники сенсимонизму были очень активными предпринимателями в финансовой и промышленной сферах, играли ведущую роль в экономическом управлении Францией. Братья Перейра основали Credit mobilier, прототип современных крупных финансовых обществ. Анфантен был инициатором создания континентальных железнодорожных линий, основал общество для сооружения Суэцкого канала. Мишель Шевалье защищал интересы буржуазного государства в сфере международных отношений.
2. Утопический социализм Сен- Симона , Фурье и Оуэна 4. Социалисты- асоциационисти Шарль Фурье и Роберт Оуэн