1. Начало системы национальной политической экономии в Германии
Германия XIX в. - Это страна, состоящая из политически и экономически обособленных государств, объединенных в конфедерацию по национальному признаку. Их экономическая обособленность базировалась на феодальных отношениях, неразвитой индустрии, политическом противоборстве и государственной регламентации всех сфер экономической дияльности.Ли наглядной признаком отсталости Германии (и важным фактором такой отсталости) было существование таможенных границ между отдельными государствами конфедерации. В одной только Пруссии существовало почти 70 различных торговых тарифив.
Интересно, что эти таможенные препятствия не касались отношений с государствами за пределами внешних границ Германии. Германские государства закрывали свои границы только друг для друга, поэтому индустриально развитая Англия за короткое время смогла заполонить своими дешевыми товарами всю Германию, причинив ущерб ее торговли и неразвитой еще промышленности. Необходима была немедленная таможенная реформа. Она была проведена 1818 г., когда Пруссия создала собственное торговое объединение, ликвидировав внутренние таможенные границы и отменив все таможенные налоги, которые препятствовали свободному ввозу сырья, и установив невысокое пошлины на ввоз мануфактурных товаров.
Эта реформа имела определенные положительные последствия, но не улучшила состояния немецкой экономики в целом. Становилось все очевиднее, что частичное реформирование торгово-экономических отношений не решает проблем общества. Необходима была политика, которая бы создала условия для свободного экономического развития всех германских держав.
В то время Германия уже имела давние традиции историко-философских исследований, но вовсе не проводились системные экономико-теоретические дослидження.
Распространение идей построения единой мощной немецкой государства предшествовало зарождению национальной экономической теории в Германии, получило название «романтического движения». Романтизм базировался на учении философа и историка Иммануила Канта (1724-1804), который отмечал смысле нравственного закона и нравственного самоопределения и утверждал, что государство существует для обеспечения расцвета нации. Человек был создан для общества, а не общество для человека. Свобода, равенство и счастье могут быть обеспечены лишь государством и коллективной волею.
Значительный вклад в развитие романтизма сделал философ-субъективист Иоганн Фихте (1762-1814), который в центр своего учения поставил человека, критикуя Смита за то, что последний основой всего видит только богатство. Для Фихте государство - естественное явление, а ее законы являются лишь выражением естественного порядка вещей. Человек - это член общественной ассоциации, перед которой она имеет определенные обязательства. Государство нейтральна к индивидуальных интересов, а потому может сознательно направлять и обеспечивать развитие суспильства.
Его последователь Адам Мюллер (1779-1829) считал, что государство само формирует идеологию, согласно которой должно развиваться общество. Она создает условия, способствующие экономическому развитию и процветанию нации. Мюллер возражал противостояние экономических интересов в обществе и признавал только соперничество интересов различных наций. Он отмечал, что захват универсальными космополитическими схемами приводит к игнорированию национальных особенностей, национальных и приоритетив.
Теории представителей романтизма имели обстоятельный социально-философский характер, но не предлагали способов решения проблем экономического розвитку.
Научно обоснованная экономическая теория, направленная против классической доктрины, возникла в Германии и имела большой успех не только на родине, но и в США. Ее основные принципы построены на философии, которая не признавала идей невмешательства государства в частные дела, принципов индивидуализма и космополитизма. Она ставила национальную идею в оппозицию к индивидуальных интересов. Автором новой теоретической системы был Фридрих Лист.
Фридрих Лист (1789-1846) родился в Вюртемберге, где получил начальное образование. В 17 лет был назначен на должность служащего Тюбингенского филиала Вюртембергского бюро. Там слушал лекции в местном университете. Его первый научный труд был посвящен проблеме преподавания в университете курса местного самоуправления. Аргументы, приводились в этой работе, были настолько весомы, что Лист получил назначение на должность управляющего делами и политикой Тюбингена, а также стал профессором Тюбингенского университету.
Лист признает либеральные идеи в той их части, что касается развития капиталистической промышленности, и призывает к реформам, препятствием для которых, по его мнению, является внутренняя таможенная политика Нимеччини.
1819 под руководством Фридриха Листа во Франкфурте было основано «Генеральную ассоциацию немецких промышленников и коммерсантов» для влияния на конфедеративное правительство. Сам он обращается с петициями к правительствам Мюнхена, Штутгарта, Берлина, Вены, печатает статьи в газетах с призывами к либеральным реформам. После избрания депутатом Палаты Вюртембергского штатов в 1820 г. довольно резко критикует реакционное правительство страны за бездияльнисть.
Пропаганда ним либеральных, реформистских идей экономического объединения Германии поставило его в оппозицию к правительству и стало причиной увольнения с должности и политических преследований. Он был вынужден покинуть Германию, жил во Франции, Англии, Швейцарии. По возвращении на родину он был арестован. После отбытия наказания Листа высылают из страны, и 1825 г. он уезжает в Америки.
В Америке Лист был фермером, предпринимателем, редактором газеты, в ней печатал свои статьи на экономические темы. Дела его шли довольно успешно, но в 1832 г., когда государственная власть изменила свои политические и экономические взгляды, Листа снова пригласили в Германию. Страна тогда была уже на пороге таможенного объединения, за которое Лист боролся в течение 13 лет и которое 1834 стало реальнистю.
К сожалению, его соотечественники не дарили ему бывшего либерализма, не поддержали его борьбы за объединение Германии, не поверили в предложенные им реформы. Он оказался в изгнании и после нового возвращения на родину покончил с собой. Как это часто бывает, после смерти в Фридриха Листа пришло огромное признание: он стал (посмертно) доктором наук, его именем называли улицы и учебные заведения, в его честь был воздвигнут монументы в нескольких немецких мистах.
Основным трудом Фридриха Листа есть написанная им в Париже книга «Национальная система политической экономии, международной торговли, торговая политика и немецкий таможенный союз» (1841), впитавшая все идеи, изложенные им во множестве памфлетов и статей. Эту книгу направлено на защиту протекционизма как обязательного условия становления экономической мощи нации.
Экономический национализм. По мнению Листа, классическая политическая экономия обосновала космополитическую теорию, рассматривающий индивидуальный интерес каждого человека как основу развития общества, а само общество - как общемировую сообщество людей. Действительно, если человечество - это совокупность равноправных индивидов, то нет необходимости строить лишние препятствия для их общения. Но исторически сложилось так, что каждый индивид отличается от другого своей принадлежностью к конкретной общности: нации, государства, поэтому реализация интересов индивидов зависит от возможностей нации или государства, а они развиваются неривномирно.
Формирование общечеловеческого сообщества возможно лишь на паритетных основах. За принцип объединения нужно брать одинаковый социально-экономический уровень развития, чтобы ни одна нация не попадала в зависимость к иншои.
По мнению Листа, политэкономия должна быть именно той наукой, которая, «отдавая должное современным интересам и особому положению наций, учить, как именно каждая нация может подняться до такого уровня экономической культуры, чтобы ее союз с другими нациями был возможным и полезным». «На нации, как на переходной стадии между индивидуумом и всем человечеством, основан всю мою систему», - писал вин.
Нация объединяет людей в одно целое и является результатом предшествующего развития. Она имеет свой характер, ей присущи особые достижения как материальные, так и духовные. Она производительная настолько, насколько способна организоваться для достижения общей мети.
За основной метод исследования он берет «поучения истории», т.е. исторические сравнения, исторический метод, используемых для определения той стадии развития нации, которая в наибольшей степени способствовать ее сплочению, силе и стийкости.
Лист в своем исследовании обращал внимание на факты более чем на теоретический анализ, его метод не содержит признаков абстракции: он исключает анализ стоимости, подменяя ее идеей производительных сил.
По его мнению, народы в своем развитии проходят следующие периоды: первичное варварство, скотник, аграрный, аграрно-мануфактурный, аграрно-мануфактурно-комерцийний.
Последний период - это идеал, к которому следует нация в своем развитии. Для его достижения нужны особые условия, которых не все народы: большие территории со значительными запасами природных богатств и возможностями для развития индустрии, трудолюбивая и объединенная общей целью нация, которая стремится создать мощную державу.
Германия, за Листом, имеет все эти условия, кроме достаточного размера территорий, которые, однако, можно увеличить за счет небольших государств-соседей (например Голландии и Дании), которые все равно не имеют таких блестящих перспектив, как Нимеччина.
Важным условием достижения идеального состояния общества является способность нации к созданию богатств важнее именно богатство. То есть недостаточно, чтобы труд и бережливость обеспечивали ей необходимое количество товаров на данный момент, она должна быть способной на жертву ради великой задачи - получить те интеллектуальные и социальные силы, которые Лист называет «производительными силами общества».
К производительных сил общества Лист относит различные общественные институты: правительство, пресса, духовные заведения, мораль, искусство, суд - нематериальные факторы, которые обеспечивают сознательное создание высокоразвитого суспильства.
В понятие капитала (Лист называет его «фиксированным») он включает материальное богатство, природные и приобретенные способности людей. Сочетание фиксированного капитала и производительных сил является условием развития производства. Но определяющим Лист считает соответствующий уровень организационно-экономических отношений: мануфактурную индустрию и развитую транспортную инфраструктуру (особенно дороги).
Созданию материального основания развития производительных сил Ф. Лист оказывает такого же значения, как и формированию либерального толка морального духа нации.
Главный предмет исследований экономической теории Лист видит в определении роли государства в конкретной исторической ситуации, ее деятельности по «возбуждения» национальных производительных сил общества. Политическая экономия должна определить, что именно нужно сделать государству на конкретном этапе развития, чтобы производительные силы в пределах данной страны обеспечили экономический розквит.
Хотя Лист и не отрицает подходов классической политэкономии, но считает, что она почти непригодна для применения в переходный период развития национальной экономики Нимеччини.
Роль государства и теория протекционизма. Государство в переходный к высшей стадии развития период должна осуществлять функцию организации, объединения, воспитания и защиты нации. Политически сильное государство может эту функцию реализовать и выполнить задачи по созданию условий для экономического прогресса. Способствовать достижению цели протекционистская политика государства, защищать молодую индустрию от конкуренции.
Классическая школа политической экономии придерживалась принципа, согласно которому каждое государство имеет специализироваться на выпуске того вида продукции, который обеспечит ей преимущества в международной торговле, а на внутреннем рынке будет дешевле импортирован. Другие отрасли производства будут развиваться только одновременно с формированием достаточных капиталов. Ведь основной целью развития общества является увеличение в каждый данный момент богатства, которое потребляет страна, и при условии свободной торговли эта проблема решается проще. Политика протекционизма сдерживает этот процесс, поскольку стоимость товаров на внутреннем рынке растет, а объемы их потребления зменшуються.
Но Лист отмечает, что принятие либеральных таможенных законов (по модели Прусского государства) поставило Германию в условия конкурентной борьбы, которая была непосильная для неразвитого еще индустрии. С другой стороны, Англия и Франция сами препятствовали экспорта немецких продуктов землеробства.
Кроме того, Лист имел возможность убедиться, что экономики стран являются очень разными, а законодательство этих стран, громко декларируя общие экономические свободы, отражает национальные особенности развития и направляется на защиту национальных интересов.
Лист подчеркивал, что подражание принципов либерализма и желание большую часть своего потребления обеспечить за счет импорта сделает нацию зависимой. Кроме того, свободная торговля препятствовать формированию национальных отраслей промышленности, обеспечивающих переход к индустриальной стадии развития, способствовать оттоку национальных капиталов за границу. Конечно, протекционизм не вечно: после создания конкурентоспособной индустрии им необходимо уступит место международной конкуренции. Но до тех пор все усилия государства должны быть направлены на создание условий для собственного экономического розвитку.
Среди мер, которые должно применять государство, - протекционизм, духовное и «индустриальное» воспитания нации.
Нация должна быть готова к восприятию идеи построения независимой индустрии, с пониманием относиться к протекционистской политики государства. Но, отмечает Лист, понимание нацией протекционистской политики возможно лишь при условии ее отсталости в индустриальном отношении. В этом случае не вызывать общественного протеста даже демпинг.
Именно через протекционизм государство реализует функцию индустриального воспитание нации. Лист отмечает, что протекционизм оправдан как средство индустриального воспитания, когда у нации есть перспективы (географические, сырьевые и др..) И предрасположенность (особенности национального характера) до мануфактурного розвитку.
Исключением из политики протекционизма является сельское хозяйство, продукция которого, по мнению Листа, всегда конкурентоспособная, а, кроме того, оно зависит от успехов индустрии, а не навпаки.
Государство отвечает перед нацией за успехи индустриализации. Когда государство регламентирует деятельность какой-то экономически важной отрасли, она должна взять на себя ответственность за развитие других. Стимулируя развитие мануфактурной индустрии, она должна найти какие-то способы обеспечения баланса отраслей, поскольку протекционизм таком балансе не сприяе.
Политикой протекционизма, следовательно, не исчерпывается роль государства в национальной экономике. Ее экономические функции заключаются в формировании рациональной производственной структуры, инвестировании развития производств, страдающих от протекционизма. Для этого государству нужно собственное хозяйство, то есть государственный сектор економики.
Лист проанализировал влияние единства нации и государственного управления на экономическое развитие, на примерах показал, как государство может, согласовывать и направлять деятельность отдельных звеньев национального господарства.
За Листом, роль государства в создании прогрессивной экономики решающая, но ее деятельность должна опираться на объективные экономические законы, «особые для каждой из наций», и на то, что называют «духом (ментальностью) нации». Только достигнув определенного уровня развития, нация может развиваться по космополитическими законам классической школи.
Теория Листа - это меркантилизм XIX века, проповедь политики национальной обособленности в переходный к высшей стадии период развития. Она обогатила политическую экономию абстрактной теорией международной торговли и протекционизма. Это было оригинальное понимание предмета политэкономического исследования, согласно которому существуют две разновидности либерализма - для внутреннего использования и космополитического, два уровня естественных экономических законов - особых для отдельной страны (нации) и общих для всех экономик, находящихся на той же стадии развития, два уровне экономики - макроэкономический и микроэкономический. Возведение этих уровней в одно целое, по мнению Ф. Листа, имеет теоретически обеспечить политическая економия.
Когда вышла в свет книга Ф. Листа «Национальная система политической экономии», в экономической мысли уже сложилось несколько течений, представители которых или критиковали классическую теорию, или «совершенствовали» ее, развивали и дополняли новыми подходами. Ф. Лист был среди тех, кто, не опровергая основных постулатов классической школы, обогатил метод исследования, создав политэкономию нации параллельно, а не вопреки классической политэкономии.
Глава VIИИ. Возникновение альтернативной школы политической экономии. НЕМЕЦКАЯ национальную политэкономию | 2. историческая школа |