2. Австрийская школа предельной полезности

Наиболее весомый вклад в разработку идей маржиналистов сделала австрийская школа политэкономии, которая сформировалась в 70-е годы XIX в. Ее представляли профессора Венского университета Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926) и Эйген Бем-Баверк (1851-1919).
Ее теоретическими принципами были субъективный идеализм и теория предельной полезности. Вклад в науку и влиятельность их теорий ставят этих экономистов на видное место после классической школы. Ни одна другая группа не внесла столько нового в теорию экономики, как австрийская школа. Не случайно ее идеи получили большое распространение также в Англии, Германии, США, России и других краинах.
Основатель этой школы и неопровержимый ее лидер К. Менгер в трудах «Основы политической экономии» (1871) и «Исследование о методах социальных наук и политической экономии в частности» (1883) развил идею предшественников маржинализма о «предельной полезности» в главную теорию субъективно -психологической школы. Круг вопросов, которые изучали экономисты австрийской школы, достаточно широк. Это и учение о предмете политической экономии, ее методологические основы, метод исследования экономических процессов, анализ стоимости товара и факторов, влияющих на ее формирование, и ин.
Исходным методологическим принципом, на котором базируется система взглядов австрийских ученых, был субъективно-психологический подход к анализу экономических процессов и их факторов.
Согласно этой концепции политическая экономия должна изучать сознание субъекта хозяйствования, т.е. психологию человека, занятой в экономической сфере. Объектом исследования было индивидуальное хозяйство как типичный элемент буржуазного общества. Общественное производство австрийские экономисты рассматривали как сугубо арифметическую сумму таких отдельных элементов. Для того чтобы изучить и раскрыть законы экономики в целом, надо было, по их мнению, сначала изучить механизм их действия на примере одного изолированного хозяйства, а затем экстраполировать полученные выводы на всю совокупность хозяйств. Такой метод исследования получил название «робинзонат».
Отстаивая позиции меновой концепции, экономисты австрийской школы ограничивали экономические отношения только рыночными связями, т.е. отношениями обмена. Именно они, по их мнению, является засадными в исторических исследованиях, поскольку определяют пропорции, которые формируются в производстве и предоставляют ему соответствующего характеру.
Основой экономической деятельности считалась психология предприятия, которая предопределяет его потребности, мотивы деятельности и всю его экономическое поведение. При этом объективный характер развития общественного производства и свойственных ему законов полностью игнорировался. В их системах все экономические субъекты вполне однородны и равноправны, каждый действует исключительно в собственных интересах. Экономические законы в таком случае становятся следствием взаимодействия индивидуальных ришень.
Центральное место в концепциях австрийской школы занимает так называемая теория «предельной полезности». Принятые в политэкономии категории «товар» и «стоимость» были заменены понятиями «благо» и «ценность». К. Менгер и его соратники отрицали, что стоимость является воплощением общественно необходимого труда, а труд - ее единственным источником. Они наполнили категорию стоимости субъективным содержанием. Доминирующим фактором блага они считали его потребительскую стоимость, или полезность. Под последней австрийцы понимали ту общее свойство материальных благ, которая позволяет удовлетворить потребности индивида, повысить его благосостояние.
По К. Менгера, стоимость возникает вследствие взаимосвязи между потребностью человека и экономическими благами, которые могут ее удовлетворить. Предложение таких товаров всегда бывает больше или меньше, следовательно, удовольствие будет увеличиваться или уменьшаться по мере увеличения или уменьшения предложения. Таким образом, теория Менгера исходит из того, что человек признает важность товара в зависимости от уровня его предложения. Не внутренние свойства или возможности товара обуславливают его стоимость, а взаимосвязь между жизненными потребностями человека и возможными предложениями товара, который обеспечивает эти жизненные потребности. Стоимость, таким образом, является обязательным условием, от которого фактически зависит удовлетворение потребностей. Например, хлеб и вода необходимы человеку, но когда они есть в достаточном количестве, то не составит никакой ценности, пока голод и жажда не узалежнюватимуть человека от простого куска хлеба или стакана воды. Только в таком случае хлеб и вода вступят определенной ценности. Если товар не будет удовлетворять потребности, он не будет иметь значения для благосостояния человека, а потому не будет ценным для неи.
К. Менгер первым изложил теорию предельной полезности в определенной логической последовательности, с целью установить зависимость полезности от исключительности предметов потребления. За исходный пункт исследования он принимал человеческие потребности, определяя их как разновидность неудовлетворенных желаний или неприятных ощущений, которые нарушают своеобразную физиологическое равновесие. По его мнению, при существующей ограниченности ресурсов перед индивидом всегда возникает проблема, как лучше распределить собственные средства для удовлетворения собственных потребностей. Иллюстрируя ответа на этот вопрос, Менгер начертил схему, отражающую кривую падения потребностей человека в различных предметах зависимости от их значения для благополучия личности - от необходимой к наименее полезной. Итак, он был первым из представителей австрийской школы, кто сформулировал принцип убывающей полезности. Согласно этому принципу, стоимость (ценность) любого блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица его запасу.
Менгер абстрагировался от того факта, что субъективная оценка самого товара разными людьми различна. Ценность, по его мнению, - это рассуждение субъектов хозяйствования о значении для них тех благ, которые есть в их распоряжении, и поэтому вне их сознанием она не существует. Он подчеркивал, что человек является зависимой от товара, необходимого ей для удовлетворения потребностей, поэтому предмет, способный удовлетворить даже минимальную потребность, вступает стоимости. Этот предмет необходим для удовлетворения именно этой потребности и никакой другой. Такая стоимость, будучи субъективной, зависит не от совокупной, а от предельной или маржинальной полезности, выше или ниже фактической полезность, которую должен человек от предмета.
Развивая тезис о зависимости ценности блага от его исключительности, Менгер делает вывод, что она определяется размерами предложения. С увеличением или уменьшением количества благ изменяется степень удовлетворения потребности и соответственно ценность этих благ (принцип убывающей полезности). Стоимость товара определяет не самая или среднее полезность, а его маленькая (предельная) полезность при данных обстоятельствах.
Согласно классической теории цена является суммой всех затрат производства. Эта теория устанавливала стоимость (цену товара) исходя из прежних расходов. Представители австрийской школы утверждали, что стоимость товара является производной от его будущего использования, а не от прежних расходов, иначе говоря, стоимость товара рождается по использованию его в потреблении, а не из того, сколько было потрачено когда-то на его виробництво.
В своей теории Менгер придерживался взглядов, прежние расходы не влияют на стоимость, он уверял, что «стоимость учитывает расходы», но не определяется ими. В своем анализе затраты определяются прежде предельным продуктом, а стоимость последнего зависит от степени необходимости его для жизнедеятельности людини.
Менгер подчеркивал важность элемента времени. По анализа товаров и спроса на них обязательно возникает проблема, связанная с определением времени использования товара - потребляется он немедленно или предназначен для использования в будущем. Невозможно определить заранее общую потребность в товаре и его интенсивность, а также уровень его предложения. Более того, количество товаров, которые можно использовать в данный момент, может быть переменной величиной, тяготеть к нулю или товар может в течение срока использования терять какие-то важные свойства.
Полная система классификации товаров по рангам основывается на элементе времени. Для товаров второй очереди устанавливается зависимость от использования товаров первой очереди, третья очередь зависит от второй и т.д.. Производственный процесс в таком случае будет зависеть от взаимосвязи времени опережения и отставания, начиная с момента повышения начального попиту.
Второй авторитетный представитель австрийской школы Ф. Визер развивал идеи Менгера в работах «Происхождение и основные законы хозяйственной ценности» (1884), «Естественная ценность» (1889), «Закон власти» (1926), используя принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства .
Разрабатывая теорию производственных благ, австрийская школа рассматривает расходы как своеобразную полезность. Активно развивал эту идею Ф.Визер. Он утверждал, что ценность продуктов определяется ценностью издержек производства, а ценность последних - предельной полезностью предельного потребительского блага. Визер трактовал затраты как полезность, приносящих в жертву. Существует даже закон Визера, согласно которому стоимость издержек производства является производной от стоимости продукта. Представители данной школы отождествляли труд со средствами производства, вследствие чего труд рассматривался не как процесс взаимодействия человека и природы, а как материальная рич.
Визер исходил из субъективного анализа Менгера, но пошел значительно дальше него. По мнению Визера, политическая экономия является прикладной психологией, а ее задача состоит в том, чтобы объяснить все экономические явления, на основании мотивов, которыми руководствуются в своей деятельности отдельные люди. Вместо термина, использованного Менгером, - наименее важная пользу, он ввел в научный оборот термин «маржинальная полезность». Стоимость товара он выводил из его полезности, указывая, однако, что полезность товаров изменяется под влиянием изменения обстоятельств, является производной от интенсивности потребностей и возможности товара эти потребности удовлетворять.
Он использовал принцип уменьшения насыщенности потребностей для того, чтобы показать, что следующие партии товара, доступного покупателю, изменяют спрос (отношение покупателя к товару): от удовольствия до равнодушия и даже к раздражению. Отсюда следует, что за ограниченного предложения спрос продолжается до точки маржинальной полезности. Визер писал: «Там, где действует закон о стоимости, полезность остается источником стоимости». Более того, маржинальная стоимость становится мерой стоимости.
Визер сокрушительно критиковал теорию трудовой стоимости. Он считал «абсурдной» теорию, которая утверждает, что труд человека определяет стоимость продукта, и придерживался мнения, что труд, так же, как другие факторы, заложены в стоимость товара. Визер рассматривал расходы не как капиталовложения, а как расходы для общества. Придерживаясь концепции трех факторов, он утверждал, что начинать надо с изучения сочетания факторов (капитала, труда и земли), а уже потом определять, какая именно доля стоимости может принадлежать каждому фактору. Кроме того, Визер предлагал сравнивать ценность данного предмета потребления с ценностью другого предмета, изготовленного из тех же материалов, но в других пропорциях. Этот метод назвали методом продуктивного внеску.
В противоположность примата производства, который пропагандирует классическая политэкономия, австрийская школа придерживалась мнения о примате потребления. Ее представители утверждали, что исходным пунктом политической экономии является субъект, индивидуум, а поскольку у этого субъекта есть определенные потребности, то они играют решающую роль в экономическом процессе. Для анализа, кстати, принимали индивидуума, который не занимается производством. В целом производство, по их мнению, играет второстепенную роль и только усложняет хозяйственную картину. Руководствуясь таким соображением, они считали, что в начале экономического анализа вопросы производства можно не принимать во уваги.
Еще одним важным признаком экономики, по мнению австрийских ученых, является ограниченность материальных благ. Они доказывали тезис, что если бы блага, предметы потребления были в неограниченном количестве и с их помощью можно было бы полностью удовлетворить все наши потребности, то исчезла бы необходимость в экономической деятельности. Обосновывая этот тезис, Визер, например, отмечал, что перед Робинзоном также появились все экономические проблемы, поскольку у него был ограниченный запас предметов потребления. Поэтому делался вывод, что, правильно решив проблемы робинзонивського (индивидуального) хозяйства, можно решить все экономические проблемы общества.
С позиции редкости Визер трактовал и природу собственности. Он писал, что частная собственность является вечной категорией, вытекает из самой сути экономии, поскольку существует постоянная противоречие между потребностями людей и ограниченными запасами предметов для удовлетворения этих потребностей. По этой причине люди начинают ценить предмет, стремятся овладеть им. Таким образом он объясняет возникновение и сущность частной собственности, утверждая, что ее порождают редкость и ограниченное количество предметов потребления.
Известный представитель австрийской школы Е. Бем-Баверк в работах «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Капитал и прибыль» (1889), «Теория Карла Маркса и ее критики» (1896), а также в других своих исследованиях дал широкий вариант новой теории, дополнив ее, в частности, субъективистской концепцией процента.
Как уже отмечалось, австрийские экономисты, анализируя свойства маржинального блага, на первый план выдвигали полезность вещи, подчеркивая одновременно, что не все «полезности» способны обмениваться. Такую способность имеют только те блага или полезности, которыми общество располагает в ограниченном количестве и которые благодаря этому становятся ценностями.
Бем-Баверк сформулировал эту идею так: «Для создания ценности необходимо, чтобы с полезностью сочетается редкость не абсолютная, а только относительная, т.е. как сравнить с размерами существующей потребности в вещах такого рода. Выражаясь точнее, мы скажем: ценности вступают материальные блага тогда, когда реальный запас материальных благ этого рода настолько незначительно, что для удовлетворения соответствующих потребностей их или не хватает совсем, или их так мало, что ... определенная сумма потребностей должна остаться неудовлетворенной. И наоборот, не имеют ценности те материальные блага, которые есть в нашем распоряжении в таком количестве, что с их помощью могут быть не только полностью удовлетворены соответствующие потребности, но и остается еще сверх того некоторый избыток, который не находит себе применения ». У Бем-Баверка понятие ценности является выражением связи между общественным явлением цене индивидуально-психологическим явлением единичной оцинки.
Основой ценности в Бем-Баверка полезность блага. Он различал два вида полезности простую (абстрактную) и квалифицированную (конкретную). Абстрактная рассматривалась им как полезность вообще, присущая материальным благам, которые есть в достаточном количестве. Полезность единицы блага в данном случае в расчет не бралася.
Квалифицированным полезностью наделялись блага, запас которых ограничен и уменьшение его хотя бы на одну единицу немедленно отражается на благосостоянии индивида. Такое разграничение полезности связывалось с формированием ценности материальных благ.
Процесс образования ценности Бем-Баверк разделял на два этапа. Первый он связывал с образованием субъективной ценности, под которой он понимал индивидуальную оценку блага субъектом. Она зависела от того, какую роль благо играло в удовлетворении его потребностей. Если полезность абстрактная, то благо не получает оценки и его субъективная ценность равна нулю. Бем-Баверк иллюстрировал это на примере стакана воды. Когда человек стоит у источника, то стакан воды не имеет никакой ценности, когда человек попадает в пустыню, тогда этот стакан воды набирает высокой субъективной ценности. Как утверждал Бем-Баверк, величина полезности, предоставляемой человеку соответствующее благо, является одновременно и степени его цинности.
Новым элементом, который австрийская школа внесла в теорию полезности, как уже отмечалось, было то, что за основу ценности товара австрийцы брали не просто полезность, а предельную полезность, удовлетворяющей минимальную потребность человека. Как определяет Бем-Баверк, ценность вещи измеряется величиной предельной полезности, под которой понимают минимальную полезность, которую получает от данного вида материального блага людина.
Действие закона Бем-Баверк иллюстрирует на примере единоличного хозяйства, в котором хозяин собрал пять мешков зерна. По весу и качеству зерна все мешки равноценны. Но субъективная ценность одного мешка зерна (согласно теории Бем-Баверка) будет определяться по принципу убывающей полезности. Поскольку первый мешок зерна предназначен для питания самого хозяина, т.е. он удовлетворять значительную жизненную потребность индивида, то этот мешок иметь максимальную полезность. Полезность каждого последующего мешка будет уменьшаться. «Предельная полезность» будет последний мешок, зерно которого предназначается для питания хозяйского попугая. Этот мешок и определяет, по мнению Бем-Баверка, ценность единицы соответствующего материального блага.
Второй этап в образовании ценности блага Бем-Баверк связывал с «объективной» ценностью, которая, по его мнению, формируется на рынке в процессе стихийного выявления спроса и предложения. Из-за выравнивания субъективных оценок создается некая новая «средняя» ценность, ее можно рассматривать как объективную. Итак, объективная ценность формируется под влиянием спроса и предложения, надлежащее соотношение которых обеспечивается на рынке автоматически - через свободную конкуренцию.
Теория разделения австрийской школы известна под названием «теория приписывания» (рус. язык «теория вменению»). Она опирается на теорию трех факторов Ж. Сэя, хотя факторы производства австрийцы и назвали производственными благами.
1. маржинализм 3. Становление неоклассической традиции. Кембриджская школа