6. Кейнсианская теория и экономическая политика

Кейнсианство как направление экономической мысли сыграло важную роль в развитии западной экономической теории. Оно сделало попытку ответить на ряд важных вопросов, возникших в связи с кризисом в 30-х гг Кейнс указал на ряд слабых сторон буржуазной экономической науки своего времени, обратив внимание на такие стороны капиталистической действительности, ранее игнорировались экономистами; сделал попытку внести новые элементы в анализ капиталистической экономики, приблизил экономическую науку с потребностями хозяйственного развития; заметил новые тенденции в развитии капитализма и обосновал необходимость участия государства в экономической житти.
Концепция Кейнса оказало значительное влияние на дальнейшее развитие экономической теории и экономической политики. Идеи Кейнса взяли на вооружение органы капиталистических стран. Особенно это касается теории национального дохода, теории цикла, теории роста и других аспектов макроэкономики. Именно теория Кейнса положила начало широкому воплощению в жизнь государственного регулирования экономики, обработке конкретных методов и способов такого регулювання.
Особое место кейнсианство заняло в экономической теории и практике США. Еще в начале 30-х г. Кейнс приезжал в США и ознакомил со своими идеями президента Ф. Рузвельта. Но тогда Рузвельт его не поддержал. Однако вскоре положение изменилось и много мероприятий, которые проводились в период «Нового курса» было прямо «заимствовано» в Кейнса: организация общественных работ, финансирование государственного строительства важных объектов, курс на дефицитное финансирование и т.д.. 1946 года в США был принят «Закон о занятости», согласно которому правительство было уполномочено принимать меры для обеспечения планового развития экономики. Было предусмотрено создание таких экономических органов, как Совет экономических консультантов при президенте и Объединенная экономическая комиссия конгресу.
К началу 60-х гг главным мотивом для осуществления тех или иных мер экономической политики, которые влияли на экономику в целом, был кризис или угроза кризиса. И хотя в своем основном труде и последующих статьях Кейнс мало внимания уделил проблеме цикла, его концепция оказала определенное влияние на разработку теории этого вопроса и на направление так называемых антициклических мероприятий. Целью же последних была если не ликвидация циклического характера капиталистической экономики, то хотя ослаблению его разрушительных наслидкив.
Американские экономисты и политические деятели в борьбе с кризисами рассчитывали, прежде всего, на вышеупомянутых «встроенные стабилизаторы», то есть на автоматическое применение налоговой и бюджетной политики для регулирования циклу.
Однако опыт второй половины 50-х гг показал, что антикризисные меры не обеспечивают длительного подъема, высоких и устойчивых темпов экономического роста. Американские экономисты пришли к выводу, что необходимо концентрировать внимание не на антикризисных мерах, а на мероприятиях по стимулированию роста, одновременно предотвращать и кризисам. Таким образом, сменился главный мотив направления мер государственной экономической политики. Экономисты, которые занимали командные позиции в государственных экономических органах в этот период, были убежденными кейнсианцами. Взгляды Кейнса разделяли и ближайшие экономические советники Дж. Кеннеди и Л. Джонсона. Президент Кеннеди положил в основу своей экономической политики новейшие достижения современной ему экономической науки. Впервые в американской истории президент попытался урухомиты весь арсенал средств, которыми владела современная экономическая наука. Широко пользовались выводами экономической науки президенты Джонсон и Никсон. Об этом свидетельствуют высказывания бывшего председателя совета экономических консультантов Уолтера Хеллера. Он утверждает, что экономическая наука США, отбросив постулат саморегулирования, восприняла кейнсианские идеи государственного вмешательства, а экономика США претерпела «благотворного влияния кейнсианской экономической терапии». Необходимость стимулирования экономики стали определять, исходя из фактического разрыва между потенциальным и реальным валовым национальным продуктом, а не из угрозы возможного экономического кризиса. Эту политику даже назвали «новой экономикой». Характерной ее особенностью была постановка перед экономической политикой вполне конкретных задач. Так, экономическую политику в первой половине 60-х гг было направлено на уменьшение безработицы до уровня 4% рабочей силы, обеспечение ежегодного реального экономического роста не менее чем на 4% и ежегодного увеличения ВНП примерно на 50 млрд долларов (в ценах того периода) .
Что касается следующего десятилетия, то на рубеже 70-х гг важное место в экономической политике правительства заняла проблема контроля инфляции. В заявлениях президента Никсона неоднократно отмечалось, что целью правительства в области экономики является обеспечение среднегодовых темпов реального экономического роста в 4-4,5%, содержание уровня безработицы в пределах 4% рабочей силы, обеспечение темпов роста цен не более 2-3% в среднем за рик.
Кейнсианские идеи были очень популярны в Германии, особенно в середине 60-х, когда и здесь стали заметными признаки экономического кризиса. Правительство Кизингера разработал антикризисные меры согласно кейнсианскими рецептам, т.е. использовал дефицитное финансирование, умеренную инфляцию, маневрирование ставкой т.д.. Ведущим направлением экономической мысли Германии стал своеобразный синтез неолиберализма с кейнсианством, с явно выраженным признанием необходимости государственного регулирования економики.
Кейнсианские концепции прокладывали себе путь и в других западных странах, в частности на родине их автора - Великобритании. Здесь еще 1944 г. опубликовано правительственное Белую книгу «Политика в сфере занятости» с обоснованием правительственной политики обеспечения максимального использования трудовых ресурсов, а также поддержание на высоком уровне правительственных расходов с целью обеспечения спроса. Было также переведены под контроль государства ряд отраслей хозяйства Великобритании.
Но на рубеже 70-80-х гг кейнсианская теория и концепция государственного регулирования экономики подверглась серьезным испытаниям. Глубокая мировой кризис 1974-1975 гг показала слабость и уязвимость практических рекомендаций кейнсианства. Кризис пережила концепция «государства благосостояния», основанной на социальных приоритетах и опирается на значительный сектор государственного предпринимательства, на прямое регламентирование многих сфер частного предпринимательства и перераспределение доходов в пользу держави.
Кейнсианство и его модифицированные версии (неокейнсианство и посткейнсианство) не дали ожидаемых последствий. Меры государства, направленные на обеспечение полной занятости и гармонических темпов развития, во многих случаях не имели успиху.
Сейчас кейнсианство как теоретическая система и как концепция экономической политики утратило былую господствующую роль и находится в оппозиции к распространенной везде консервативной ортодоксии. Но оно живет, модернизируется, развивается. Кейнсианская школа создала систему категорий и взаимосвязей, без них сегодня вряд ли можно представить экономическую теорию и экономическую политику Запада.
5. посткейнсианство Глава ХIИИ. Эволюция неоклассических идей. неолиберализм