4. Неолиберализм: лондонская , фрейбурзька , парижская , чикагская школы

Неолиберализм - направление в экономической теории, которая базируется на неоклассической методологии и защищает принципы саморегулирования экономики, свободной конкуренции и экономической свободы. Рынок рассматривается как эффективная система, которая больше способствует экономическому росту и обеспечивает приоритетное положение субъектов экономической деятельности. Роль государства неолиберализм ограничивает организацией и охраной построенной на классических принципах экономики. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где конкуренции не хватает. Функции государства относительно социальной сферы неолиберализм рассматривает в связи со способом перераспределения общественных доходов, ставится в зависимость от успехов экономики и содействует ее развитию.
Неолиберализм представлен многими школами, из них известными является лондонская (Ф. Хайек), чикагская (М. Фридмен), фрейбурзька (В. Ойкен и Л. Эрхард), парижская (М. Алле).
Английский неолиберализм. Одним из основоположников и главных теоретиков неолиберализма считают Фридриха фон Хайека (1899-1992), лауреата Нобелевской премии за работы по теории денег и конъюнктурных колебаний, а также взаимовлияния экономических, социальных и институциональных процессов. Австриец по происхождению, в 20-х годах он учится в Венском университете, после окончания которого, получив дипломы юриста и экономиста, занимает должность директора Австрийского центра экономических исследований. 1931 выезжает в Лондон, где основывает собственную экономическую школу, направленную против этатизма (идей государственности, государственного вмешательства). Его первые работы «Цены и производство» (1929), «Денежная теория и экономический цикл» (1933) потерпели сокрушительное критики со стороны Кейнса и Сраффи, поскольку пропагандировали монетарные методы управления экономикой, противоречили доктрине государственного вмешательства. Впоследствии в его трудах проблемы экономического развития решаются с неоклассических и институционалистских позиций. Самыми известными являются книги «Дорога к рабству» (1944), «Индивидуализм и общественный строй» (1948), «Прибыль, процент и инвестиции» (1949), «Конституция свободы» (1960), «Закон, законодательство и свобода» (1973-1979), «Разгосударствление денег» (1976) и многие другие. Он был человеком высокоинтеллигентным, образованной - экономистом, философом, психогологом, юристом. Все аспекты его образования нашли отражение в его экономической теории, намного опережали свое час.
Ведущей составляющей методологии Хайека идея «спонтанного порядка». Хайек фактически отказывается от неоклассической доктрины экономического равновесия, утверждая, что такого состояния реально не существует. Хайек заменяет ее теорией «спонтанного порядка», основанного на индивидуальной свободе. Он исходит из того, что социальный порядок, организация, взаимодействие в обществе формируются внепланово, стихийно, но в определенных особенностями развития данного общества пределах и направлениях. История цивилизации - это спонтанное возникновение (в пределах существующих традиций, морали и права) определенных образований - от отдельных хозяйственных единиц к сознательно управляемых хозяйств. Их формы не зависят от человека, а является следствием стечения обстоятельств. По мнению Хайека, спонтанный порядок возможен при двух условиях - отказ от присвоения чужого и выполнение добровольно взятых на себя обязательств.
В своих трудах Хайек защищает право максимальной свободы человека как определяющую составляющую спонтанного экономического порядка. Поведение отдельного человека, предпринимателя, фирмы определяется их экономическими интересами по поводу конкретных экономических событий дают основания надеяться выгоды. Она предсказуема лишь на небольшом отрезке времени и регламентируется разнообразными обстоятельствами, которые нельзя объяснить с традиционно рациональных позиций. Но столкновение этих интересов, их разнообразие рождает рациональный социальный порядок, в основе которого всегда лежит принцип индивидуальной свободи.
Хайек отрицательно относится к макроэкономическому анализу, признавая лишь микроэкономический уровень исследований, результаты которых могут быть применимы в конкретных обстоятельствах. Можно частично познать связи между явлениями, но невозможно управлять. Экономическая наука лишь описывает типичные явления, выявляет тенденции, но не может давать точных долгосрочных прогнозов. Закономерности, характерные для развития отдельной хозяйственной единицы, можно условно распространить на все общество, объясняя функционирование экономики в целом, но нельзя использовать, формируя экономическую политику.
В отличие от многих экономистов Хайек не ставит своей целью обосновать негативное влияние на экономическое равновесие процесса монополизации производства. По его мнению, конкуренция - многогранное явление, которое имеет несколько уровней. Экономический индивидуализм обеспечивает конкурентность любым формам частной экономики, в том числе и монополиям. Монополизация не искажает экономической информации и дает толчок к поиску новых форм экономического поведения в пределах рынка, порождает конкурентные инновации.
Система частной собственности - главное условие экономической свободы и конкуренции. Пока контроль над собственностью распределен между многими, независимыми друг от друга, субъектами, до тех пор никто, в том числе и государство, не будет над ними абсолютной власти. Борьба государства с монопольными образованиями - это не что иное, как посягательство не только на конкурентные формы организации предпринимательства, но и на права власникив.
Функция государства, за Хайеком, заключается в охране естественного социального порядка - свободы конкуренции, свободы монополии, свободы выбора, свободы развития. Эта функция должна осуществляться через законотворчество, формирование общественных моральных норм, идеологическое воспитание, охрану устоявшихся традиций.
Хайек отрицает любое принуждение, внешнее вмешательство со стороны государства. Это касается и перераспределения доходов, поскольку неравенство в доходах является эффективной формой принуждения к труду, а следовательно, к развитию общественного виробництва.
Справедливость, по мнению Хайека, сугубо моральной категорией. Она может существовать только в условиях принудительной экономики, «административного деспотизма», объективно нарушающая природный социальный порядок. С точки зрения рыночной экономики обеспечение социальной справедливости прокладывает путь произволу, блокирует экономическую свободу, искажает рыночные сигнали.
Государство не должно заниматься вопросами социального страхования, образованием, здравоохранением, определять ставки квартплаты или уровень цен, не должна оказывать социальных гарантий (максимум, что можно допустить, - это пенсии по старости и пособие по безработице). Человек сам должен заботиться о своем экономическом и социальном добробут.
Координация экономической деятельности, по мнению Хайека, - это проблема достоверной информации, и, поскольку информацию предоставляет рынок через ценообразование, координация со стороны государства приведет к искажению естественной информации, тем самым провоцируя иррациональные экономические действия обособленных субъектов хозяйствования.
Хайек отмечает, что чем больше регулируется общество, тем большее количество людей в нем пользуется привилегиями гарантированного дохода, что приводит к изменению общественных ценностей: общественный статус человека начинает определяться не ее трудолюбием и способностями, а принадлежностью к определенной группе обеспечиваемых. Стимулы активной экономической деятельности будут пидирвани.
Таким образом, экономическую концепцию Хайека построены на принципе экономической свободы и невмешательства государства в экономику. Экономическая роль государства, за Хайеком, заключается в перераспределении тех средств, которые предоставлены ей в распоряжение. Он решительно выступает против бюджетных методов вмешательства, которые приводят к дефициту, против расширительной денежной политики с целью финансирования государственных расходов.
Более того, Хайек настаивает на ограничении влияния государства на денежную сферу, а как мощное средство влияния на экономику предлагает упразднить частную монополию государства на выпуск денег. Исходя из классического определения функций денег, он обосновывает идею выпуска этого вида коммерческого товара на конкурентных началах, что, по его мнению, позволит регулирования соотношения денег и товаров, обмен которых эти деньги обслуживают. Валюты конкурировать между собой по покупательной способности и паритетом, что и будет определять объемы их емисии.
Конкуренция эмитентов обеспечит положение, при котором деньги будут реальным мерилом величины стоимости товаров, и законы денежного обращения не нарушаться. На денежном рынке выживать только та валюта, которая лучше выполнять все функции грошей.
Хайек надеется, что в многовалютной денежной системе не существовать такого явления, как спрос на деньги, поскольку валюты не будут взаимозаменяемыми, а их курсы не будут устойчивыми. Количественная теория денег потеряет свое значение, а денежное регулирование - свои принципы.
Теория делового цикла Хайека основывается на постулате, что цены на товары в период экономического подъема растут быстрее, чем заработная плата, в связи с чем реальная заработная плата уменьшается. Это создает условия для роста занятости: предприниматели предпочитают субъективном фактора, заменяя машины и механизмы рабочей силой. Спрос на инвестиционные ресурсы снижается, что приводит к спаду производства. Напротив, в условиях спада уровень реальной заработной платы растет (номинальная заработная плата сокращается медленнее, чем уменьшаются цены), спрос на рабочую силу спадает, а следовательно растет инвестиционная активность. И хотя в основу делового цикла Хайек возлагает инвестиции, он считает, что именно денежный фактор определяет инвестиционную политику предпринимателей. Многовалютная денежная система, по его мнению, сможет стать естественным регулятором инвестиционной деятельности, позволит смягчения колебаний инвестиционной активности, которая в значительной степени зависит от нерыночных факторов - политики государства.
Критикуя концепцию Кейнса, Хайек отмечает, что политика денежных импульсов (в Хайека расширительная денежная политика) может стимулировать производство, поскольку за счет умеренной инфляции создается иллюзия роста доходов. Но это продлится лишь до тех пор, пока непрерывный рост цен оставаться для всех неожиданным. Однако со временем инфляционные ожидания окончательно уничтожат стимулирующую роль денежных шоков. В этом случае государство будет вынуждено наращивать темпы инфляции со всеми негативными последствиями останньои.
Хайек отмечает, что когда общество хочет иметь эффективную экономику - оно должно разорвать связь между фискальной и денежной политикой, сделать независимыми расходы бюджета и денежную массу, лишить государство права осуществлять эмиссию денег и регулировать денежные ринки.
Итак, неолиберальная направленность теории Хайека состоит в том, что он предлагает ограничить роль государства выполнением институциональных (законодательной, воспитательной и т.д.) и охранительной функций, направленных на возобновление действия рыночных механизмов. Социальные проблемы и их решения государством допускаются лишь в тех пределах, которые определяются размерами расходной части бюджета. Все члены общества должны получать только заработанные доходы, а не ждать помощи от общества. Социальное неравенство, по мнению Хайека, является закономерным явлением, которое способствует развитию общества. В обществе происходит спонтанный отбор по признакам жизнеспособности. Любая форма распределения доходов является справедливой, если она способствует развитию виробництва.
Абсолютизация Хайеком многих аспектов либерализма является скрайним проявлением неоклассических тенденций в экономической теории.
Неолиберализм в Германии. Теория социально-рыночного хозяйства. Особенностями немецкого неолиберализма является то, что представители этого течения не ограничиваются методологией неоклассиков, а применяют также институциональные подходы, разработанные еще исторической школой. Немецкий неолиберальная теория объединяет идеи сильного государства, которое выполняет институциональные, организаторские и воспитательные функции, и имеет целью сознательно создать сильную конкурентную экономику, опираясь на особый менталитет нации, способной к самоорганизации и самопожертвованию, и на неоклассические идеи саморегулирования экономики.
Основоположником неолиберального направления немецкой экономической теории по праву считают Вальтера Ойкена, который в послевоенные годы основал целую школу, которая занималась проблемами внедрения в жизнь неолиберальных идей. Она получила название фрейбурзькой. К этой школе принадлежат такие известные теоретики, как А. Мюллер-Армак, Ф. Бем, А.Рюстов, швейцарский профессор Репке, Л. Эрхард и инши.
Фрейбурзька школа сформировалась на базе критики некоторых теоретических положений немецкой исторической школы. Ойкен считал ошибкой то, что историческая школа оставляла без внимания доминирующую роль экономики, сосредотачиваясь на воспитательной и институциональной функциях государства, которые в конечном счете были поставлены на службу диктатуре. Когда после войны в стране развернулась дискуссия относительно использования кейнсианских методов управления экономикой, представители фрейбурзькой школы выступили против. Они считали, что кейнсианство способствовать формированию авторитаризма, к которому всегда была склонна немецкая нация. Методом предотвращения диктатуры представители фрейбурзькой школы считали установление конкурентного строя и ограничение вмешательства государства в экономику, и противопоставляли как кейнсианству, так и ортодоксальному неоклассицизма собственную модель «социально-рыночного хозяйства».
Немецкий неолиберализм часто называют «ордолиберализмом» по названию ежегодного издания фрейбурзькой школы - журнала «Ордо», основанного 1948 Ойкеном и Бемом.
Вальтер Ойкен (1891-1950) изучал политэкономию, историю, философию в университетах Киля, Бонна, Йены. 1913 получает ученую степень кандидата наук. С 1914 г. и до окончания первой мировой войны был на фронте. 1921 г. в Берлинском уни-е получает степень доктора наук. С этого времени основным объ-том его исследования становятся экономические проблемы развития суспильства.
С 1925 г. В. Ойкен является профессором университета в Тюбингене, а с 1927 г. - в Фрейбурге. Там он основал экономическую школу, основной идеей которой было создание теории будущего общества, построенного на принципе свободы и достойного человека экономического и общественного порядка.
Его перу принадлежит много экономических работ, самые известные из которых «Критические заметки по проблеме денег в Германии» (1923), «Международная валютная проблема» (1925), «Теоретические исследования капитала» (1934 и второе, дополненное определением функций политической экономии, издания - 1954), «Основные принципы национальной экономии» (1940), которая выдержала много изданий, а также «Основные принципы экономической политики», которая вышла уже после его смерти, в 1952 г. Все его труды основывались на классических подходах к анализу, вопреки историко- националистической направленности немецкой экономической науки.
В современной экономической теории труд В.Ойкена «Основные принципы национальной экономики» считается одной из величайших по методологии экономического анализа типов общественного ладу.
Немарксистские взгляды на строение социалистического общества сегодня интерпретируются согласно основным положениям, изложенным в этой праци.
Методология анализа. В основу взглядов В.Ойкена положено веберовской теории «идеальных типов». На этой базе он сформулировал понятие «идеального типа хозяйства» как модели, которая передает лишь основные закономерности общественно-экономического развития и не описывает второстепенных экономических явлений, которые всегда сопровождают любую економику.
Хозяйственные системы, по мнению Ойкена, никогда не существуют в чистом виде. Они представляют собой комбинацию различных хозяйственных форм. От того, какие формы преобладают в системе, зависит ее тип, объектом исследования могут быть только «идеальные типы», «очищенные» от несущественного. Анализ развития экономической действительности, по его мнению, без учета постоянного в экономических явлениях невозможно, поскольку каждая экономическая форма функционирует по принципу «идеального типа», то есть в каждой есть постоянное, существенное и второстепенное, несущественное. Существенное определяет экономическое поведение субъектов хозяйственной деятельности на микро-и макроуровне. Но, по мнению Ойкена, существенное зарождается на уровне индивидуального хозяйства (микроуровне). Поэтому «единственный путь, который обещает успех, - писал он, - проходит через исследование конкретных предприятий, домашних хозяйств и плановых органов».
Ойкен различал два «идеальных типа» хозяйственных систем - центрально-управляемое хозяйство и свободное рыночное хозяйство. Он классифицировал их, исходя из способа управления хозяйственным процессом, форм координации деятельности отдельных хозяйственных единиц, и подчеркивал, что рыночное хозяйство управляется рынком, является хозяйством отношений обмена, а центрально-управляемое исключает свободный рыночный обмен и управляется центральным управляющим органом.
Центрально управляемое хозяйство, по определению Ойкена, характеризуется таким уровнем планирования, при котором все экономические связи между экономическими субъектами замещено административными вертикальными связями центра с предприятиями.
Они пытались определить принципы сознательного построения общественного строя через сочетание традиций классического либерализма, идеи естественного экономического порядка и роли государства.









3. Консервативная неоклассика. Неоклассические теории экономического роста 5. Неоклассическое возрождение. Теории «экономики предложения» и «рациональных ожиданий»