ВВЕДЕНИЕ
Историю человечества делят на доисторическую и историческую. Граница между ними не четко определена. Но считается, что история должна быть документирована. А документирования возможно только с появлением письменности. Она ответит на поставленную, определенными условиями, необходимость. Очевидно, что она должна была появиться не там, где хозяйничало кочевое животноводство или примитивное земледелие. А там, где необходимо учитывать накопленные знания, в том числе и астрономические, фиксирование знаменательных деяний выдающихся деятелей, агрономические приемы, мировоззренческие догматы, эпос, мифы, государственные установления, фиксации прав собственности, семейных видносин.Письменность многообразна как ее графическое выражение, так и географическое местонахождение. Очевидно, что она является свидетелем состояния культуры народа, союза этносов, союза полисов (городов) включая появление социальной стратификации.
В науке объединяющим понятием общего экономического, политического, культурного, ментального выступает понятие цивилизации. Само слово происходит от латинского civilis, что означает гражданское, civitas - гражданская община, город, подчеркивает именно специфичность, особенность гражданской общности на основе появления классовой дифференциации. Но это уже новое социально - политическое образование. Это не род, клан, племя с его традициями, замкнутостью. Это - новое состояние человека - это уже личность, индивид с его духовностью и экономическим интересом. Это цивилизованная людина.
Но считать, что письменность является единственным признаком цивилизации было бы безосновательно. Существовали и древние бесписьменным цивилизации, которые имели связь с матерью - природой, (человека - часть природы) он не первобытный, не «детский» состояние общества. Эти пути развития на традиционной культуре. Они существуют и сегодня на африканском континенте, в Латинской Америке, на островах Океании. Они не были захвачены в поток «осевого времени» (800-200 г. до н.э.).
И такое качество homo sapiens как мышление формируется в дописьменных эпоху. На homo sapiens имела влияние окружающая среда: почвенно-климатическое, географическое, демографическое, животный и растительный мир. Здесь формировалась качество национального менталитета. У людей с острова Суматра и скандинавского викинга разный менталитет. Биологически они не отличаются, но традиции, морально - психологические аспекты, жизненная, социальная позиция, резко отличатся друг от друга. А если учесть еще и исторические аспекты, то они инопланетяне один одному.
Доисторический человек не знала расовых, возрастных различий. И если в соседу он видел врага, то тот, кто жил за соседом уже был его союзником и другом.
С многонационального мира цивилизаций (а они рождались и умирали) следует выделить такие, которые имели серьезный определяющее влияние на прогрессивное развитие человечества; индусской, Китайский и Европейську.
«Новое возникшее (в эпоху« осевого времени »П.П.) в трех упомянутых культурах сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы ... В это время жили в Китае Конфуций и Лао-Дзы, в Индии возникли Упанишады, жил Будда, в Греции Парменид, Гераклит, Платон. В философии - в Индии, как и в Китае - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма ... »« Все, что связано с этими именами возникло почти одновременно в течении не многих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга »(Карл Ясперс« Содержание и назначение истории », с.33). Осевым временем, когда в человеческой цивилизации состоялся «первичный взрыв», породивший Новое время - время homo sapiens - Ясперс называет период 800-200 до н.э. Но планетарный характер человеческая цивилизация принимает только после Великих географических открытий. Человеческий мир - планета Земля - вся Земной шар с многообразием народов, етносив.
Этнос - национальное образование с учетом особенностей среды, формирующего его менталитет, на основе его традиций, обрядов, социально - психологических качеств, его мировоззрение, идеологию. Этнос зависит и от географического середовища.
Ментальные качества человека как личности могут быть раскрыты в отношениях «человек - этническое единство». Так англичане - продукт смешения многих этнических групп: кельты, саксы, скандинавские викинги и норманны. Последние создали аристократию, построенную на крупном землевладении. От саксов английский менталитет вобрал в себя склонность к всего природного, простого, в противовес причудливом, показательном. Одновременно аристократическое и демократическое употребляется рядом: англосаксонская скрытность, кельтская мечтательность, храбрость викингов, дисциплина норманнов. Англичане - всегда в поиске. В результате Великого переселения народов (IV-VII вв. Н.э.) германские племена (скифы, саксы, германцы, готы) были выселены из мест своего места жительства, и пошли на юго-запад Римской империи. Этот регион дал человечеству семь языков - готский, датский, шведский, испанский, немецкий, голландский и английский. Современные немцы - смесь потомков различных германских, славянских, кельтских племен. История германцев издавна держалась на власти семейства. Немцы отважные, честные, домовитые. Гегель дал такую характеристику немцу: «Верность - их второй лозунг, в то время как первым выступает свобода». В Европе конгломерат этносов со специфическими ментальными качествами решает задачу улучшения жизни семьи. Здесь его истоки. Он - двигатель Европейской цивилизации.
Для менталитета китайцев характерен культ предков, строгое соблюдение древних, установленных традициями семейно-родовых обрядов. Авторитет любой власти - государственной, духовной, семейной для китайцев почти священный. По Конфуцием каждый занимает назначенное место: «Правитель должен быть правителем, отец - отцом, а сын - сыном». Образованный китаец в социальной сфере - конфуцианец в душе. После I века в Китайской империи распространяется буддизм - феномен, рожденный в Индии.
Но происходит китаизация буддизма, аналогов которому не существует. Отсюда буддизм переходит в Корею, Японии и других стран Восточной Азии. Буддизм приучил китайцев стойко переносить страдания, лишения, невзгоды. Здесь имеет место семейственность: фирма - семья, клан - семья. «Спасение всех - спасение каждого» - одна из заповедей буддизма. «Сидеть лучше, чем ходить» - догма буддизма. «Через смерть - к лучшему будущему». Это не побуждает человека к экономической активности.
Индия - конгломерат кланов, племен, народов. Более 350 млн. человек говорят на наречиях, близких к древнего индоевропейского языка. В видейську эпоху появились касты - социальная стратификация (брахманы, кшатрии, вайшьи пью, шудры). Переход из касты в касту практически не возможен (в сегодняшней Индии это явление фактически отсутствует). Это порождает застой. Здесь появились индуизм и буддизм. Духовная свобода - их сущность. После вымирания буддизма индуизм выступает господствующим мировоззрением. Для индуса жизни - религия, религия - жизнь. Жизнь для него - часть вселенной, следование ее космическими законами. Просветления, в лице Шакьян-Муни, наиболее развитой из произведенных индуистской культурой личностных идеалов, может способствовать информационной технологической революции. Менталитет имеет четко определенное качество - смирение, аскетизм.
Очевидно, что человек может существовать только тогда, когда она постоянный источник пищи. Она должна со сборщика перейти к рациональному использованию конкретных растительных, животных и других ресурсов. Раннее землевладения знаменуется такой историческим событием, как общественное разделение труда - кланы, племена, народы, занятые земледелием и животноводством. Это рациональное использование географической среды, почвенно-климатических особенностей. Появление земледелия - одна из тех вех, которые по праву называются революцией. Здесь начальная точка человека виробника.
В тех регионах планеты, где земледелие, пройдя детство, могло быть преимущественно орошаемым, очевидно состоят отличные условия и формы формирования цивилизаций, чем в тех, где земледелие на первых порах могло переходить от одного участка земли при ее истощении к следующей. В Китае благоприятные условия для земледелия создавала долина реки Хуанхэ, а в Индии это Инд, Они и транспортный путь. Реки в период разлива приносили плодородный ил, восстанавливая плодородность почвы. Центральная и Южная Европа, а особенно район Средиземноморья с ее почвами и климатом создавали сравнительно стабильный источник удовлетворения ежедневных потребностей, а также неизбежной борьбы за эти природные умови.
Великое переселение народов - явление объективное и оно наложило свой отпечаток на историю. Киевская Русь с ее лесами, долинами, междуречье Дона, Волги, Днепра, Днестра способствовали земледелию и животноводству. В этом и есть причина захвата ресурсов кочевниками Хана Батыя, наследника Чингизхана.
Не любовь к перемене места жительства и путешествий двигали кочевий народы в больших переселениях, а страх голода. Истощение природных, не возобновляемых мгновенно ресурсов, заставляли вести войны за завоевание территории, привлекательных условий кочевого животноводства. Природа не так щедра к животноводству. Для того чтобы прокормить корову или лошадь нужна иметь значительные площади зеленой травы, и желательно круглый год. Заготовкой кормов кочевник не занимался. Кочевники направлялись туда, где есть реки и озера, туда, где есть степь или плоскогорья. Ту же среднюю Азию с ее орошаемым земледелием они должны были оставить и идти на Волгу, Днепр, Дунай, Рейн.
Мировая цивилизация - сообщество цивилизаций. Цивилизации Латинской Америки, Африки, в том числе Северной Африки, Азии, Полинезии, Европы имеют свои национально - региональные различия. Общим для всех цивилизаций - есть переход к земледелию. Возможны различные организационные формы и виды земледелия и животноводства, но прогресс или запустение движения этой определяющей деятельности человека приводили к появлению и исчезновению крупных государственных образований. Примеров этому факту много. Запустение сельского хозяйства Рима стало фактором падения его мощи и привело его к гибели (но здесь первые шаги аграрной технологической революции).
О влиянии на исторические события ситуации в сельском хозяйстве говорят факты голода в самых крупных исторических событиях. Одной из причин событий во Франции 1789-1793 гг был неурожай 1787-1788рр., События 1848 г. предшествовал неурожай 1847г. Хлебные законы и борьба с ними в Англии в конце XVIII - начале XIX века создали благоприятную ситуацию для начала индустриальной технологической революции. Английский путь развития сельскохозяйственного производства был одной из основ индустриализации Нимеччини.
Аграрная реформа 1861 г. в России породила быстрое развитие прогрессивных рыночных отношений, и здесь примером была английская система землекористування.
Закон о гомстедах сыграл не последнюю роль в победе капиталистической Севера над латифундиським Пивднем.
Изменение аграрных отношений в коммунистическом Китае стало основой бурного роста экономики этой краини.
Изменение аграрных отношений в Индии создала благоприятные условия развития экономики. Голод выступал орудием колонизации XI-XIII веках северо-восточной Европы. В России проходит колонизация за Уралом и Доном.
Потребности земледельца славянина, Нормана, кельта, итальянца, германца были варварски примитивными. Орудия труда, энергетический источник для использования плуга нуждался в Риме 8 пар быков, а где их взять, где их прокормить. Из собранного урожая в средневековье нужно было отдать сеньору 1/3 урожая, церкви - 1/10, 1/2 - на семена, а на удовлетворение потребностей семьи оставалось так мало, что голод мало чем отличался от обычных «урожайных» лет.
Мечта о молочные реки с кисельными берегами были высшей точкой «реализации» потребностей пахаря земли Европы того времени. В сельском хозяйстве того времени хозяйство натуральное хозяйство, рыночные отношения в младенческом состоянии. Поэтому малейшее отклонение от нормальных климатических условиях ведут к голоду. В IX - XII вв. голодные годы появляются через 3-5 рокив.
Вот описание голода 1032 во Франции, сделан Флобером: «В прошлом году начался на всей земле голод (помним, что транспортные связи это крупные реки, а значит, переброска продуктов сельского хозяйства из одного региона в другой были практически неосуществимыми) и смерть стала угрожать человечеству от большого непогоды, нельзя было выбрать время для посева, собрать хлеб нельзя было также: поля были залиты водой ...
Этот голод, посланный в наказание человечеству, начался на Востоке, спустился в Грецию, пришел в Германию, распространился затем по всей территории Голландии, добрался до Англии. Люди поедали друг друга, матери поедали детей. »(А. Джавиледов.« Голодовка в средние века »с. 10-11).
Шли годы, века, накапливался опыт, знания, расширялись и укреплялись между цивилизационные торговые, технологические, мировоззренческие связи, совершенствовались, хотя и медленно орудия труда. Но все это происходило медленно. Неустойчиво, при постоянных военных столкновениях, в том числе и на религиозной основе. Последние заливали кровью мир цели столиття.
Прорыв в Новое время делает Западная цивилизация. Этому способствовало не мало факторов, но главное, что здесь формировался человек с особой ментальностью. Здесь другие почвенно-климатические условия. Здесь другая форма земледелия, что заставляет человека искать новые приемы, организационные формы. Голод заставлял искать новые решения. Здесь своя особая идеология - христианство - единобожие создателя человека и окружающей его живого мира. Здесь разные этносы, борьба за жизненное пространство. Здесь труд - наказание за первородный грех, за стремление к познанию, здесь она носит тяжелый характер. Труд, как наказание, могла появиться только здесь, а рай кто-то из купцов видел в Индии, и на архипелагах Индийского океана и перенес его в загробный мир в виде заслуги за безгрешную земную жизнь. Здесь строгом земли выживают активные, целеустремленные, здоровые, полные оптимизма люди. Здесь с XIII века человек в значительных массах, прежде всего на торговых путях, начала думать не о загробной, но и о земной жизни, вырываясь из «тьмы веков».
Начинается эпоха Возрождения той Человека, которому был присущ оптимистический характер жизнедеятельности. Его родина - античные Греция и Рим.
Важный вывод о формировании коммерческой предприимчивости в менталитете делает Маршалл: «Климат, в котором они жили, освободил их от необходимости изнурительного труда, вся тяжелая и нужная работа была возложена на рабов ... Жилье, одежда и топливо не требовали больших затрат ... В этих условиях вызревало чувство прекрасного во всех его формах, тонкая фантазия и оригинальность соображений, активность в политической жизни и увлечения в подчинении индивидуума государству: подобного мир никогда не знав.
Во многих отношениях греки были более современными людьми, по сравнению с людьми средневековой Европы, в некоторых отношениях они опередили наше время. Но не пришли к концепции признания достоинства человека, как равной, рассматривали рабство, как нечто определенное природой, они с терпением относились к сельскому хозяйству; но рассматривали все другие виды производства в качествах, которые приводят к деградации »(Маршалл, т. 3, с . 150-151).
Они имели всю ту скорость восприятия и готовность к новым идеям, которые являются элементами коммерческой предприимчивости, но не обладали присущей ей настойчивостью в достижении цели и терпеливой устойчивости (с. 152.). Римляне были настойчивы в достижении цели, подчинены дисциплине и хотя они занимались преимущественно войной и политикой, качества, необходимые для коммерции и предприимчивости, у них були.
Об их предприимчивость говорит создания торговых связей на большой территории империи («торговый империализм»).
«В XIII - XV веках произошли глубокие перемены в психике европейского населения. Они не сидели безотлучно дома. Они проводили часть своей жизни в разъездах, знакомились с новыми мисцями.
Купец лицом к лицу с опасностью, закалял свое тело, производя энергию и предприимчивость. Ему не к лицу был аскетический настроение, он и в Бога верил по - другому »(А.Джавиледов, с. 11.).
«Время от времени Запад так глубоко погружался в бездны своего бытия, что гибель его могла казаться неизбежной. Путешественник из космоса, который объехал бы около 700 г. н.э. земной шар считал бы «наверное, Чаньань, столица тогдашнего Китая является центром духовной жизни землян, а Константинополь вряд ли чем-то большим, как интересный рудимент прошлого, северные области Европы показались бы ему просто местопребыванием варваров. Около 1400 лет жизни Европы, Индии и Китая протекали на одном уровне цивилизации. Между прочим то, что после XV в., Великие географические открытия европейцев и их влияние на другие народы заставляет нас поставить вопрос, какие причины вызвали новизну и своеобразие в Европе или на Западе, произошел тот единственный, значительный существенный для всего мира прорыв .. . большой прорыв »(Ясперс, с.95).
Этот прорыв, «Возрождение» - появление на исторической арене фигуры «праотца» - предпринимателя - купця.
Его мы видим при создании городов, союзов городов в образовании крупных компаний.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НАЧАЛА АГРАРНОЙ технологической революции. Развитие рыночных отношений и их кризис в Римской империи. |