1.1. Китай
Из всех существующих в наше время народностей китайский - одна из древнейших. Уже в далеком прошлом китайцы были одним из самых образованных и самых культурных народив.Процесс расселения человека-африканца по рождению - как известно распространялся не на север, а на юго-восток. Благоприятные почвенно-климатические среду способствовало росту численности населения Индии и Китаю.
К началу нашей эры Китай же был могущественным государством - срединной империей. Численность населения и экономическое могущество позволяла чувствовать собственную безопасность в том крайне опасном мире, но с учетом внутрь китайских реалий. Кочевники знали, что в стране есть что грабить. Поэтому от них отмежевались Великой китайской стеной. Относительно безопасное положение позволяло решать вопросы не только не только настоящего но и будущего. Его восходящие шаги, зона расположения - это замечательные почвенные, водные, климатические условия. Это долины реки Хуанхэ.
Китайская цивилизация возникает в зоне так называемого "пшеничного пояса", а процесс колонизации уходил на юг. Здесь зона поливного земледелия, которое становится господствующим за счет строительства крупных оросительных систем. Страна покрыта ими. Технология выращивания риса отличается от выращивания пшеницы. Здесь каждый росток должен быть посаженным отдельно и он требует индивидуального ухода. При этом уходу профессионального. Технология поливного земледелия консервативная, оросительные системы строятся на длительный период, насчитывает столетия, а иногда и тысячелетия. Она требует постоянного надзора и ремонта. Это строительство не может осуществить сельская община. Не может она отдельно вести и эксплуатацию, потому что система состоит из элементов, расположенных на значительном пространстве. Здесь определяющая роль принадлежит государству (монарху, деспоту, магараджа), что обусловливает форму землепользования и землевладения. Мы встречаемся с двумя особыми технологиями - технологии поливного земледелия и технологии выращивания риса. Они консервативны, они не требуют быстрых изменений, новаций, пошукив.
Сановник Ли Кун (царство Вэй V-IV вв. До н.э.) прилагает трона: "Сейчас семья из пяти едоков обрабатывает надел пахотной земле 100 ил. Ежегодно собирает урожай с одного мула - 1,5 даня зерна. Весь урожай составляет 150 данов зерна. После уплаты земельного налога в размере 1/10 урожая, остается 135 данов зерна. Один человек ежемесячно съедает 1,5 даня. На пропитание 5 человек в год уходит 90 данов. Остается 45 данов ". Эти данные должны быть скорректированы. Так в энциклопедии "Люй Ши Чунь Го" III ст. до н.э. написанной тремя тысячами придворных людей говорится, что "... с поля высшего качества один человек кормит 9 человек, из поля низкого качества - 5 человек". В 72 году н.э. один земледелец кормит 7 человек. Необходимо учитывать, что численность населения росла. О демографическое давление на пахотные земли говорят следующие данные:
Данные показывают значительную дифференциацию в размерах пашни на душу населения. Определенную роль в этом сыграло изменение климата, которая началась в I тысячелетии до н.э. можно с большой долей скептицизма сказать о том, что климат один из факторов, определяющим развитие цивилизации. Смещение климатических колебаний происходит с востока на запад со скоростью 0,6 градуса долготы в год. Кульминация похолодания "железного века" пришлась на 900-250 годы до н.э. (Кульпин Э.С. "Человек и природа в Китае" с.39). зарождения китайской цивилизации произошло в конце эпохи наиболее благоприятных условий. Это малый ледниковый период имел место в I тысячелетии до н.э. Древнекитайской земледелие не требовало орошения. В ходе I тысячелетия до н.э. природные условия середньокитайськои равнины изменились - стало суше и значительно холоднее. И только орошения создает саму возможность земледелия. Обеднению природных условий жизнеобеспечения необходимо было компенсировать за счет продуктивного антропогенного фактора. Для этого были условия: имеется развитая культура земледелия, достигнута плотность населения. Н.И.Вавилов дает заключение: "... о полной своеобразие культуры, о совершенно уникальный состав культурных растений, о фирменных агротехнические навыки, о полной самостоятельности древнего восточноазиатского земледельческого центра, построил свое сельское хозяйство на самостоятельных видах и родах растений".
Ранее указывалось, что цивилизация начинает вести свое движение в "пшеничном поясе" - это долина Хуанхэ. Здесь происходила вырубка лесов, которая привела к разрушению почвенного богатства. Здесь могла начаться экологический кризис. Колонизация юга, переход к поливного земледелия и лесного хозяйства был жизненной необходимостью и раскрывает подвиг китайского народа, нашел решение выхода из экологического кризиса, от которого погибло много цивилизаций. Однако решение проблемы требовало мощного института - государства с глубокой централизацией управления. Выше было установлено рост давления демографического фактора и климата на жизненное пространство народа. Несомненно, оно отразилось на его социальном положении. Вот отрывок из трактата Бао Цзинь Яна "О безвластия", относящийся к IV в.: "Конфуцианцы говорят - небо породило народ, а затем привлекло государей ... не люди, заинтересованные в подобном положении вещей выражают подобного рода речи? Ведь сильные покоряют слабых, ведь мудрые обманывают глупых ... к этому же имеет никакого отношения синее небо. В первоначальном хаотическом пространстве Безымянное считалось самым благородным, а живые существа считали за счастье удовлетворение своих желаний ... простой народ своим трудом и своими повинностями кормит чиновников, но аристократия счастлива и сыта, а народ бедный ... Раньше, в древние времена не было ни государей, ни подданных. Люди рыли колодцы и пили из них, обрабатывали поля и тем зарчувалися, солнце всавало и они шли работать, солнце садилось и они спочивали.
Когда эта эпоха пришла в упадок, появились знания и мудрость, использующие изысканные хитрости. Дао-Путь и Дао-Благо оказались отброшенными прочь. Уважение и презрение получили свой порядок. Живущие в достатке и роскоши возвышаются еще больше, а те ничего не имеют, теряют последнюю выгоду - таков смысл "ритуалов", появились пояса и шапки чиновников, императорские ритуальные шелковые одежды для почитания Темного Неба и Желтого Земли .. .
Богачи накапливают драгоценности. Они собирают золото и накапливают горы из него. Они подвергаются развращению и беззаконию в опустошенных ими землях и восстают против основы-корня-Великого-начала. Все дальше уходят они от дней предков и отворачиваются от первоначальной красоты, умножая излишки ... С тех пор как появился деление на государей и подданных, народ все больше страдает от зла и произвола властей ". Е.Торчинов "Даосизм" с.203-204.
Подобный скорбный плач мы встречали на европейской территории "Когда Адам пахал а Ева пряла - кто был господином? Кто присвоил себе то, что дано Богом и природой? "
Автор трактата - один из Учителей Даосизма, основателем которого считают Лао-Цзы. Даосизм исходит из принципа следования естественности и второго постулата - недеяние. Есть непротидии естественному ходу вещей. В даосизме ключевая фигура - "младенец" - совершенный мудрец - он в единое с природой. О значении Даосизма говорят слова Чингисхана: "Если завоеватель признает Даосизм - Китай будет покорен". Отрывок свидетельствует о том, что основания для социальных взрывов было. Недовольство низов мало породить страх в господствующего слоя. Роль инструментов сглаживания недовольство играет этико-политическое учение конфуцианства. Философ эпохи Джан Го, Мэн Цзы (372-289) объяснил причину составления Конфуцием летописи "Весна и осень": "Мир пришел в упадок, предыдущая мораль терялась ... подчиненные убивали правителей, сыны отцов".
По китайскому это учение не связывают с именем основателя. Оно означает "учение образованных людей", "религия ученых". Конфуций четко указывает на связь с древней культурой "передаю, а не создаю". Однако в действительности конфуцианцы создали грандиозный переворот в идеологии китайцев. Центральная категория Ли означает этилированный ритуал. А это уже определенный устройство общества и нормы поведения человека. Как видно, и идеи правят миром. В конфуцианстве два аспекта упорядочения государства и самовдосконалення.
В древнем Китае уважают науку и знания, мудрость. Разделение на слои: чиновники и народ. В последнем - ученые, земледельцы, ремесленники и торговцы. Служебная пирамида состояла из 9 рангов и 31 степени. Выше 5 ранга для занятия должности, необходимо было согласование императорского двора. Для занятия должности, претендент должен сдать государственный экзамен, что, конечно, способствовало расширению системы образования. Но жесткий табель рангов, расписан до мелочей, делает образование консервативной. Главное в нем - воспитать долг. Состоит административная система управления, система жесткого ритуала и иерархии. Система, в которой нет места инициативе, поиска, творчества. Это своеобразная "черная дыра", поглощающей подавляет предприимчивость, свободу и закрепляет обязанность подчинения императору, чиновнику, храму.
Плату чиновники как общественные так и военные получают зерном, хотя деньги появляются в эпоху до образования единого государства. Здесь достаточно развита торговля, городское ремесло, но как и в Риме, рыночно-денежные отношения в аграрных отношениях замирают. Господствует государственное регулирование зерна. Земля - собственность государства в лице императора. Земледелец имеет надел, он уплачивает земельный налог зерном. Консерватизм технологии, консерватизм системы управления, консерватизм мировоззрения остановили развитие китайской цивилизации, которая имела существенные достижения на раннем етапи.
Специфической чертой религиозной жизни Китая является существование институционализированных трех религий - Даосизм, религиозно-философское конфуцианство и буддизм. Но буддизм в Китае имеет свои особенности - это китаизований буддизм. Он пришел сюда в форме Махаяны. Махаянство принижает роль "индивидуального я", спасение всех является делом каждого, а потому необходимо стремиться не к нирване, а к просветлению, приобретения совершенной премудрости и большого сострадания. Именно этим объясняется активное распространение буддизма в Японии, Корее, Вьетнаме и других азиатских странах. Они через буддизм втягивались в сферу влияния китайской цивилизации. О значении конфуцианства, его места в менталитете народов Азии, говорит тот факт, что азиатская модель экономического развития получила название "конфуцианский плюрализм". Его учение о семье нашло свое отражение в аграрной реформе КНР, когда введение семейного подряда стало мощным символом подъема ее економики.
Для создания благоприятных условий стабильности хозяйственного устройства нужны законы и религия, сформированные обычаями. Наука и знания пользуются высокой повагою.
Огромное влияние на формирование обычаев, традиций рационального мышления, произвел Конфуций (551-478 гг до н.э.) - учитель Кун (Гегель - бытие ничто, Конфуций - бытие данное, не ничто).
Конфуций проповедует первоначальные принципы: богатый народ - богатое государство, он отрицает роскошь, за умеренное потребление. Он по добродиючу человека, сохранения ритуалов, на путь середины, строгое честное исполнение обязанностей, самовдосконалення.
Рыночные отношения: торговля, ростовщичество подрывали родоплеменной строй и общину. Частная собственность не должна быть культом - заранее Конфуций ставит благотворительность, этику. Каждый должен выполнять свои обязанности. На вопрос: «Что есть жизнь?» Конфуций ответил: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Это же положение сформулировано в давньоиндуистських источниках, поэтому велика вероятность его заимствования Китаем.
Соотношение между правителем и народом следующее: император - всадник, чиновники и законы - уздечки и вожжи, народ - лошадь. Чтобы хорошо управлять лошадьми надо правильно их гнуздаты, ровно держать вожжи, стимулом следует считать: размерность силы лошадей и надзор за согласованным бегом последних; при таких условиях правителю не надо ни кричать, ни хлестать вожжами ни подгонять другим стимулом - лошади сами побегут. (Конфуций, Лао Дзы, с.52) правитель по Конфуцию должно быть мудрецом. Управление, политика, этика - основное в конфуцианстви.
Большое значение конфуцианство предоставляет семье, (поэтому возникает семейный капитализм, семейный подряд; ментальность китайца отличается от ментальности немца, русского, украинский). С 1880 года его изучение стало обязательным в Японских университетах.
Конфуцию принадлежит фраза: «Все течет так же, как вода. Время бежит не останавливаясь »(Конфуций, Лао Дзы, с.84). О значении конфуцианства говорит такой исторический факт: в 1974 году КНР выбрала путь рыночных отношений (Дэн Сяо Пин). Левые радикалы подняли потрясающую критику Конфуция. Но как говорит Конфуций, «Если дела правителя верны, то за ним последуют и люди без всяких приказов, если не верны, то народ не подчинится ему, хотя ему и призывать» (Конфуций, Лао Дзы, с.96).
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НАЧАЛА АГРАРНОЙ технологической революции. Развитие рыночных отношений и их кризис в Римской империи. | 1.2. Индия |