1.3. буддизм

Один из корней буддизма - в ментальности индусов, в их крайней чувствительности, восприимчивости, страстном фанатизме. Основы буддизма дает Шакьямуни. Он покинул царский дом, узнав о том, что жизнь приносит человеку страдания, болезни, смерть. Он проходил посвящение в некоторых сентаитив-отшельников, но ответа на свои вопросы - исконные вопрос человечества - не находит. Шакьямуни уединяется, и там у него наступает просветление - он стал Буддой - просветленным, наделенным совершенными моральными, умственными и физическими якостями.
Свое учение Шакьямуни разделил на три части: теорию, или догматику; нравственность, или аскетику; практику - созерцание. Его учение - логический вывод брахманизма - индуизма о низость жизни; род человеческий обречен на страдания. Если в индуизме поглощения души заканчивается Брахмой, таким образом, избегая страданий, то у буддистов - поглощение души в нирвани.
Одинаковое и учение о переселении душ, однако на этом заканчивается спильне.
Буддизм отрицает центр бытия, мировой душе, Брахмана. Отсутствие постоянства в мировом и земной жизни - одна из максимов буддизма. Это самое Зло («огонь, пожирающий весь мир») «сложное рано или поздно должен распасться, то, что родилось, - умереть». Явления исчезают одно за другим, прошлое, настоящее и будущее уничтожается, все проходит, над всем закон разрушения ... Перед смертью все равны: богатый и бедный, благородный и низкий. Тело человека - произведение четырех стихий: земли, воды, огня и ветра - «В течение всей жизни тело служит источником страстей, волнений и мучений. Наступает старость и появляются болезни - старый бьется в предсмертных муках ». Но и смерть не освобождает человека от мира страданий. Он вновь возрождается к новой жизни и вновь умирает. И так без конца крутится «вращающееся колесо вечно».
Следовательно, каждое бытие страдания и для его уничтожения необходимо уничтожить само бытие, «погасить его в нирване».
Четыре истины: истина страданий, истина происхождения страданий, истина уничтожению страданий, истина о пути, что ведет к уничтожению страждань.
Будде приписывают творческую силу, смысл вечного бытия - она может сходить по душе существа животного и даже растительного царства и уничтожается в нирване - такие догматы Шакьямуни.
Желающий спастись должен соблюдать правила, охранять жизнь любого живого существа, уважать чужую собственность, запрещаются спиртные напитки, земные радости, украшения, необходимо воздерживаться в пище. Жизнь в добровольной бедности. Это отражение судьбы значительной части общества доиндустриальной епохи.
«Воздерживайся от всякого зла, твори добро, держи в узде свои мысли», - такие принципы вчення.
Как видно, истоки этого мировосприятия - в «Законах Ману». Но там основа - касты, в буддизме их нет. Хотя он провозглашает равенство людей по происхождению. Мораль Шакьямуни: «Сидеть лучше, чем ходить, спать лучше, чем быть бодрым, лучше всего - смерть». В японском буддизме - нитеранизму - нирвана может быть достигнута в этой жизни, а не только в «чистом»
Буддизм формирует в носителях стойкость в борьбе со страданиями, нечувствительность к несправедливости, в определенной мере общинный коллективизм, самосовершенствования, самореализации. Эти черты наиболее ярко проявляются у японцев, вьетнамцев, корейцев (Азиатских тигров в ХХ-XXI вв.).
Разновидность буддизма - ламаизм (Тибет, Монголия, Бурятия). Это так называемый северный буддизм. Существует и китаезований буддизм.
1.2. Индия 1.4. ислам