3.1. Учение о естественном порядке

Физиократия - это, как утверждают физиократы, наука о естественном порядке - концептуальная основа школы физиократов, впервые исследуют проблему социальных отношений. Они первые поставили ее. Следует различать естественный и искусственный состояние - утверждают они. В этом они подражатели более ранних мыслителей - того же, например, Аристотеля с его рационализмом. Здесь влияние христианства с его волей Всевышнего. Рационализм английский зашел отражение в пуританизме. Во Франции - католицизм и он нашел свое отражение в концепции о природной порядок. Это желаемый Богом порядок - основа счастья людей. Но порядок снаружи не видно, потому что он находится внутри человека, в ней самой. А значит его следует сначала узнать, а узнать его могут образованные, цивилизованные, либеральные люди. Поскольку Бог - защитник и организатор счастье людей, утверждение естественного порядка наиболее выгодное для человеческого рода. Каждый индивид посредством образования через преподавание сумеет найти наиболее выгодный для него путь. Сущность порядка такова, что частный интерес одного никогда не может быть отделен от интереса всех (все дети Божьи), и это может быть реализовано за господство свободы (люди свободные существа). Мир идет тогда сам собой. Задача правительства, абсолютного монарха, заключается в том, чтобы устранять искусственные преграды, обеспечить охрану собственности и свободы, наказывать тех, кто посягает, и наставлять в законах естественного порядка, воспитывать, просвещать, формировать эти качества в людини.
Практические последствия концепции порядке: она отвергает типичную регламентацию для абсолютистской Франции как технологическую, экономическую, так и политическую. Она нарушает сословность, монополию мануфактур, ремесленных и торговых коллегий. Уважение к собственности и власти - очевидные принципы естественного порядка. А это важнейший элемент свободной предпринимательской дияльности.
Права людей основаны не на их историях, а на их природе. Они видели, что естественный порядок нарушается в том же ценообразовании. «Рыночная цена определяется редкостью или изобилием и конкуренции, - говорил Кене. - Обилие и дешевизна не составляют богатства. Нехватка и дороговизна означают бедность. Изобилие и дороговизна создают богатство ».
Наличие классов в обществе - все тот же природный порядок. Он нашел свое отражение в так называемой «таблицы Кене» - первой попытке макроэкономического анализа. Кене разбирает процесс производства, оперируя цифровыми данными. Класс фермеров имеет годовой продукт в 5 млн. франков, в которые входят: 2 млн. чистого продукта, на 1 млн. производственных ресурсов, на 2 млн. предметов потребления. Чистый продукт (2 млн.) он передает класса собственников, это их годовой доход; класс бесплодный имеет готовый продукт 2 млн. франков, класс собственников тратит 1 млн. на покупку продуктов питания у фермеров и 1 млн. на покупку промышленных товаров и предметов роскоши у бесплодного класса, 1 млн., полученный от владельцев, фермеры тратят на необходимое им для производства товара. Бесплодной класс, за эти деньги, полученные от продажи товаров владельцам и фермеров, покупает у фермеров необходимые продукты потребления. В итоге круговорот может начинаться снова. Восстановление имеет все предпосылки своего осуществления. Фермеры производственные ресурсы, бесплодный класс - сырье и продовольствие. Таблица Кенэ представляет закономерности межотраслевого связи. Через два века Леонтьева в концепции «затраты - выпуск» дал им научное объяснение. Таблица несет отпечаток своего времени. Влияние христианства - класс собственников, также творение Бога и получают они чистый продукт - результат сочетания Богом созданной природы и труда человека. Он также агент обмена кровообращения, воспроизведения. И таблица Кенэ - оружие огромной социальной силы. Класс бездействует получал 2/5 валового дохода страны. И у физиократов этот доход служит и налоговой базой, налоги должен платить только класс собственников. «Совершенство хозяйственной деятельности состоит в том, что при наибольшем сокращении расходов, получить наибольшую прибыль», - делает вывод Кене. «Сущность порядка такова, что частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой! Желание наслаждаться предоставляет обществу движения, становится постоянной тенденцией к возможному лучшему состоянию ». Идея свободы предпринимательской деятельности провозглашена Адамом Смитом. Но, как видим, родина теории, место и роль частного интереса во Франции, а не в Англии. Однако у физиократов она происходит от естественного порядка, а в Смита из «экономического человека».
3. АГРАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В АНГЛИИ. физиократы 3.2. Учение физиократов о капитале