6.1. Кафедр -социализм Германии. В поисках третьего пути

Известно, что для второй половины XIX века одной из самых острых политических и экономических проблем является «рабочий вопрос».
Рабочий вопрос - ребенок индустриальной технологической революции, в котором К. Маркс видел носителя новой общественной системы - социализма, более высокой социальной формации. Ранее мы осознали, что революции 1848 года во Франции, Германии, Австрии наглядно показали нежизнеспособность социалистических идей, рожденных в начале индустриальной революции (сенсимонизму, футуризма, Луи-бланкивщины и др..). Но вопрос не было и не могло быть снят с исторической арены. Появились партии, профессиональные союзы, пресса, законы, усложнились социальные институты, нравственность, изменились место и роль религии, семьи, деятельность государства. Особенно эти изменения охватили Германию, где после победы над Францией развитие индустриализма ускорился за счет огромных контрибуций от побежденной Франции, где прошел процесс объединения под эгидой Пруссии под управлением канцлера Бисмарка. Государство влияние на развитие социально-экономических процессов, оценивалась политика создания наиболее благоприятных условий для повышения конкурентоспособности немецких изделий. Инвестировался развитие железнодорожного и морского транспорта, строительство каналов, поддерживалась устойчивость национальной валюты. В поисках путей гармонизации интересов предпринимателей и рабочих существовало законодательство о социальной защите труда, его профессиональных образований. Рабочей класс Германии имел более высокую «качество жизни», чем английський.
Естественно, все эти проблемы решались и экономистами Германии. Это были не только представители молодой исторической школы, но и профессура немецких университетов. Это направление получило название «кафедр-социализм» или кафедрального социализма, главным тезисом которого является поиск путей решения проблемы: «Гармония между собственностью и трудом». Кафедр-социализм опираются на теоретические посылки молодой исторической школы Германии и прежде всего на ее методы, и на учение о роли права. «Прежде рассмотреть те исторические условия, которыми руководствуется национальное жизни вообще, а затем уже приступить к систематизации хозяйственных явлений» (Главной течение совре мои политической экономии. Историко-критическое исследование доктора Морица Мейера, СПБ, 1892, с. 324).
«Политическая экономия находится в тесной связи с существующими формами человеческих общений, законы управляющие, а в то же время руководящие нормы для хозяйственной жизни» (с. 324).
Руководящие нормы утверждает, устанавливает государство. Если А. Смит исходил из эгоизма индивида и этим устраивалось невмешательства государства в экономическую жизнь, то этой ссылке противопоставили положение о том, что это только одна сторона, а есть общество, коммуна, ассоциации, нация с ее традициями, обычаями, религией, нормами отношений , носящие социальный характер и которые могут решаться только государством или муниципалитетами.
Вагнер пишет: «Этот положительное влияние государства на распределение народного дохода следует считать основным принципом всякой социальной политики». «Хотя по степени его применения сторонники новой социально-политической школы не пришли к соглашению», - подчеркивает Мейер (с. 345).
Германия второй половины XIX века представляла другую картину чем в первой половине. Если в первой половине на политической арене действовали две силы: сторонники свободной торговли - политики фритредерства и сторонники протекционизма, то во второй половине появляется третья сила - социал-демократия как политическое выражение интересов рабочего класса. Его решение представлено двумя направлениями: представителями революционных действий К. Марксом и Лассалем и представителями либерального направления - кафедр-социалистами, представителями «государственного социализма». Как насмешливо определяли современники место кафедр-социалистов: «Лавры Лассаля и Маркса не дают спать немецким профессорам». Организационно оно оформилось в 1872 году созданием «Общества социальной политики». Представители государственного социализма, и прежде всего замечается фигура Вагнера, выходят из этой организации. Хотя Вагнер дружил с Р., но его социалистических взглядов не роздиляв.
Общей платформой для них место и роль государства в экономической жизни общества. Оба направления за вмешательство государства в распределении национального дохода, для установления гармонии собственности и наемного труда, но разные пути и формы гармонии.
Так Брентано основное условие социального прогресса видел в существующем экономическом порядке, но при самостоятельности профессиональных союзов. Он отрицательно относится к государственному социализму.
Одним из основателей государственного социализма является Р., которого Вагнер называет «Рикардо-социализмом». Если у Маркса экономическая теория и политические действия неразрывны, то в Родбертуса «конституционный режим и национальное единство». Его знает канцлер Бисмарк и отдельные положения его концепции получают свое отражение в реформах Бисмарка. Он враждебен к кафедр-социализма, называя их «социалистами сахарной водицы». Основа концепции - общество создании! разделение труда организм, в котором благосостояние отдельного индивида зависит не от него одного, но и от других производителей. Удовлетворяются потребности ныне в тех лиц у которых есть деньги или товары. А они не у всех. Те, кто их должен утопают в роскоши и наслаждениях. Общество по мнению Родбертуса должно поставить на место производства ради спроса, производство для удовлетворения общественных потребностей. Производителя интересует доходность, которую нужно заменить продуктивнистю.
Как справедливо подчеркивает Шарль Жид: понятие «социальная потребность», производительность лишена смысла. Потребности индивидуальны. Особое место в Родбертуса занимает сфера функционирующего распределения. По Р. предприниматели покупают услугу труда, капитала, земли и продают сделанные от их сотрудничества продукты. Разница между продажной ценой и покрытием заработной платы, прибыли и ренты и есть прибыль. Прибыль выступает продуктом труда, но ручного труда (ум в Родбертуса является неисчерпаемой силой, ручной труд предполагает затраты силы и времени). Он автор теории «конституированной ценности», что является результатом того, чтобы уравновесить ее с количеством, содержащейся в предметах труда. Он сторонник железного закона заработной платы, что является основой программы Лассаля. Формула распределения Родбертуса: «Каждому продукт его труда. Поэтому потребности «социального государства» не наделены тем счастьем или несчастьем, чтобы их жизненные функции выполнялись сами собой в силу естественной необходимости. Они исторический организм, самостоятельно организуется, сами должны наделять себя органами и выдавать для себя законы; поэтому функции этих органов не исполняются сами собой, а государство должно свободно регулировать, поддерживать и развивать их ... заменить естественную свободу системой государственного руководства ».
«Организованная государство от одной стадии эволюции к другой представляет не только некоторое самый большой и сложный организм в который каждый специальная функция все более и более связывается со специальным для него органом, но оно становится все более и более гармоничным организмом в который непрерывно изменяются органы относятся во все большую зависимость от центрального органа ». Р. подчеркивал, что разделяет экономическую платформу социал-демократов. Но именно в борьбе с социал-демократами идеи органического понимания задач народного хозяйства и подвергаются глубокой разработке профессорами. «Смит мог создать систему только для возникающей промышленной державы, а не для развитой, достигшие полной экономической и социальной зрелости современной промышленной государства, работает при помощи пара и электричества для удовлетворения всемирного рынка ... Если в первой половине текущего столетия все хозяйственные стремление направляются в одной цели, к увеличению производства, то теперь очевидно, большинство стремится к справедливому распределению результатов производства. Мы пришли с чисто экономического факта в экономически социальный. При господстве хозяйственной свободы, при капиталистическом и феодальном строе хозяйства, при странном продвижении и совершенствовании средств передвижения всемирного хозяйства, машинное производство должно было достичь огромного развития и преимущественное значение в среде всего производства и сбыта », - так оценивает ситуацию М. Мейер (с. 326 - 327).
Профессора, представители всех политических партий, известные вожди рабочих, крупные предприниматели, собрались 6 и 7 октября 1872 года в Эйзенахе. Под влиянием взглядов исторической школы отвергли социально-политические программы социалистов и фритредеров и выбрали трудный путь для решения социального вопроса - социальную политику, прародительницу социально ориентированной економики.
Конференция в Эйзенахе, принятия ею программы - это знаковое событие, имеющее особое значение в экономической истории не только Германии, но и наднационального значення.
Народное хозяйство является социальный организм, всяком каждое отдельное хозяйство имеет свои собственные желания и средства. но вместе с тем функционирует и для целого и зависит в развитии от общего народнохозяйственного и социального развития. Необходимым условием взаимодействия отдельных членов и организмов в целом является их гармония. «Современная политическая экономия является наукой о связанных в один государственно-народный хозяйственный организм частных хозяйств» (с. 336).
Для развития народного хозяйства как организма необходимо:
а) личный и национальный, выражающееся в народности и истории;
б) правовой и политический - это государство и правовой порядок;
в) природный - страна и ее природные условия. В чем необходимость социальной политики?
Классическая английская школа выдвигает как движущую силу эгоизм. Но говорят представители третьего пути - он не может обеспечить старого или младенец, он не заставит заботиться об удовлетворении потребности будущих поколений, научных интересов, общественного благосостояния. Для удовлетворения таких потребностей нужны другие силы - социальная политика государства. Он должен смягчить, сдержать частные хозяйственные стремление и эгоизм, утвердить гармонию экономической жизни и удовлетворения высших общественных потребностей.
ГЛАВА 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ К. МАРКСА Глава 7. ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ реализовалась. ПРОТИВОРЕЧИЯ индустриальной цивилизации. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ