9.3. Кейнс о склонности к потреблению

Кейнс подчеркивает, что конечная цель его анализа - выяснение, чем определяется величина занятости. Исходная позиция: объем занятости соответствует точке пересечения функции совокупного предложения с функцией совокупного попиту.
Функция совокупного спроса = затраты на потребление «С», численность занятых рабочих и служащих - «N». Выраженное в единицах заработной платы СW с доходом Vw (однозначно зависит от N). Функциональная зависимость склонность к потреблению выразится С = x (Vw) или С = Wx (Vw). Сумма, которую общество тратит на потребление зависит: а) величины дохода б) от субъективных потребностей и психологических склонностей, от распределения в) объективных чинникив.
Объективные факторы склонности к потреблению:
изменение единицы заработной платы;
изменение в разнице между доходом и чистым доходом
(Валовой доход минус дополнительные расходы и расходы пользования)
изменения в богатстве имущественных групп;
изменения в норме дисконта или пропорции обмена настоящих благ на будущее
изменения в налоговой политике, если она используется в качестве инструмента справедливого распределения;
изменения предполагаемого отношения между настоящим и будущим уровнями доходу.
При прочих равных условиях, решающим оказывается совокупный доход в единицах заработной платни.
«Наибольшее влияние на использование дохода оказывает стремление к поддержания привычного уровня жизни и человек склонен сохранять разницу именно проявляется, между его фактическими доходами и затратами на поддержание обычного« жизненного стандарта ». Люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той степени как растет доход, следовательно сохраняться более значительная абсолютная сумма »(с. 248).
Обобщение анализа склонности к потреблению мы находим в положении: «... протяжении всей человеческой истории существовала хроническая тенденция к более сильной склонности к сбережению, но сравнению с побуждением инвестировать. Слабость побуждения к инвестированию была главной экономической проблемой ».
Это нашло свое отражение в большинстве экономических концепций, но связано оно с существованием рисков и всякого рода случайностей (сельское хозяйство). Воспроизведение индустриальной технологии похоронило многих из этих случайностей, порождающих ризики.
От анализа объективных факторов исследования переключается на субъективные - к анализу основного психологического закону.
«Основной психологический закон ... заключается в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход »(с. 298).
Это означает, что если допустим С характеризует размеры потребления, а V - доход, то С имеет тот же знак, что V, но величина С менее V.
«Можем видеть основное психологический закон, который присущ любому современному обществу в том, что с ростом реального дохода оно не увеличит своего потребления на всю абсолютную сумму прироста и, следовательно, сохраняться более значительная абсолютная сумма .... устойчивость экономической системы существенно зависит от преобладающих в хозяйственной практике форм проявления этого закона »(с. 299).
Это означает, например, что если занятость и вместе с ней и совокупный доход вырастет, не все дополнительно занятые рабочие и служащие потребуются для удовлетворения потребностей дополнительного потребления (с. 299).
Разница между доходом и потреблением появляется только тогда, когда будет достигнут определенный уровень благосостояния. Кейнс подчеркивает, что человек уж так устроен, что наибольшее влияние на использование дохода оказывает стремление к поддержания привычного уровня потребления, обычного «жизненного стандарта». Позже у экономистов появляется понятие «качества жизни». Побуждение к удовлетворению неотложных потребностей семьи более сильное, чем побуждение к накоплению, последнее становится более сильным, когда будет достигнут определенный уровень добробуту.
Это можно видеть на примере стран переходной экономики. В Украине почти две трети семей не имеют сбережений. Весь доход расходуется на поддержание жизненного стандарта, на уровне злополучного круга бедности. Это действительность Украине начала XXI ст.
Изменения в уровне дохода в сторону его падения связаны с уменьшением занятости может, утверждает Кейнс, привести к превышению потребления над доходом не только у определенных людей или организаций за счет резервов накопленных ранее, но и правительства. Так появляется бюджетный дефицит или растет внутренний и внешний долг за счет позик.
Это характерно для ситуации в Англии 20-30 лет, для США во времена «нового курса» Рузвельта. Опираясь на свою концепцию совокупного дохода, Кейнс раскрывает причину Великой Депрессии США 1929 г. В предыдущие пять лет до 1929 года имело место накопление фондов погашения и амортизационных отчислений, предназначенных для заводов, которые не нуждались обновления оборудования. Масштабы накоплений были огромные и поэтому Нужен был «огромный объем новых инвестиций для того, чтобы просто поглотить эти фонды. Достичь же еще большей величины новых инвестиций, необходимых для того, чтобы поглотить новые сбережения, которые богатое общество в состоянии полной занятости было способно откладывать, оказалось почти невозможно. Одного этого фактора было, пожалуй, вполне достаточно для того, чтобы вызвать кризис »(с. 301-302).
Известны последствия этой депрессии для большинства населения США. «Возможности увеличения числа занятых рабочих и служащих неизбежно ограничиваются масштабами совокупного спроса. Но потребление за счет продукции проведенной прежнему требует инвестиций, увеличиваются. Уменьшение склонности к потреблению в настоящем может быть только тогда приспособлено к общественной выгоды, если в будущем ожидается увеличение склонности к потреблению »(с. 307).
Кейнс указывает на несколько основных стимулов, заставляющих людей воздерживаться от расходования получаемого дохода: резервирование сбережения для обеспечения старости, получения образования, доход в форме процента, обеспечить будущее, спекуляции, скупость, повышение жизненного уровня, независимости, спадку.
Важное место в кейнсианской концепции играет учение о мультипликатор, хотя он подчеркивает, что понятие мультипликатор впервые введено Р.Ф. Каном. «Это определенное соотношение между доходом и инвестициями. Им устанавливается (предполагая, что склонность к потреблению задана) точное соотношение между совокупной занятостью и доходом, с одной стороны и масштабами инвестиций - с другой »(с. 312).
Для более глубокого понимания мультипликатора вводится понятие предельной склонности к потреблению I = 1 / К, где K - мультипликатор инвестиций. «Когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то увеличивается на сумму, которая в K раз превосходит прирост инвестиций». (С. 314).
Например при потребительской психологии общества ситуации потребляется 9/10 дохода. Тогда мультипликатор будет равен 10 и совокупная занятость будет в 10 раз больше первоначальной зайнятости.
Связь между данным приростом сбережений и сопровождающим его приростом потребления задается предельной склонностью к потреблению. Определенные таким образом отношения между приростом и инвестицией и соответствующим приростом совокупного дохода, измеряемых единицами заработной платы задается мультипликатором инвестиций. Мы допускаем, что мультипликатор занятости равен мультипликатору инвестиций (с. 415).
Таким образом раскрывается связь между ростом потребления и инвестициями. На этой основе формируется вывод: «таким образом, в конечном счете, фактические размеры совокупных сбережений и потребительских расходов не зависят от осторожности, предусмотрительности, осторожности, стремление к лучшему, независимости, предприимчивости, гордости» (с. 311 -312). (О том, что бережливость не ведет к росту производства, впервые это положение высказал Гобсон).
9.2. Экономическая теория Дж. М. Кейнса 9.4. Побуждения к инвестированию