6.1. Конкурентоспособность новаций и технологий

Конкуренция считается важным фактором, способствующим повышению хозяйственной эффективности и предоставлению более широкого ассортимента товаров и услуг по сравнительно низким ценам. Конкуренция ведет к повышению благосостояния покупателей и к более эффективного распределения продукции.
По своей сути конкуренция означает соперничество. Соперничество может иметь место при участии двух или более предприятий, а также касаться цены продукции, качества продукции и услуг или совокупности всех этих и других факторов, имеющих ценность для покупця.
Главной причиной отставания СССР от развитых стран было слабый уровень развития научного-технического потенциала, а неэффективная экономическая система и несовершенная юридическая база, не стимулировали инновационную дияльнисть.
Законодательство СССР и других постсо-циалистичних стран отклоняло понятие частной собственности как таковой и вследствие этого не признавало и понятия интеллектуальной, в частности, промышленной собственности. Один из важнейших по экономическому значению ОПС - изобретение в бывшем СССР охранялся авторским свидетельством, что давало его владельцу возможность, в случае внедрения изобретения в производство, только получить денежное вознаграждение. Исключительные права на использование и распоряжение изобретением полностью принадлежали держави.
Таким образом в течение десятилетий формировалось представление о том, что только государство должно заботиться о внедрении новых научных разработок в жизнь. В результате такой практики в бывшем СССР, в том числе и в Украине, не было владельца, заинтересованного в реализации изобретений. В производство внедрялась лишь малая толика из научных разработок (0,6% - на пяти и более предприятиях; менее 20% - на трех-четырех и около 80% - на одном) [67].
Деятельность предприятий в сфере научно-технического прогресса зависит от непрерывного повышения технического уровня и конкурентоспособности производства, совершенствование технологических процессов, выпуска продукции высокого качества, т.е. от объекта, на рынке (рис. 6.1).
Этой характеристике присуща динамика, которая трансформируется во времени независимо от параметров товара, поэтому возникает задача предоставления изделия необходимого уровня конкурентоспособности на перспективу. Что длительным является планируемый период разработки изделия, тем выше должен быть начальный уровень его конкурентоспроможності.
Эффективность - это термин, который широко используется в контексте организации производства, антимонопольного права и политики. Он означает способ производства, при котором получение максимально высоких показателей сопряжено с использованием незначительного количества ресурсив.
Обычно различают два типа эффективности: технологическая (или техническое) и экономическая (или распределительная). Одно предприятие может быть эффективным технологически от другого, если оно производит тот же объем продукции, но ему для этого нужно на одну единицу продукта сырья меньше, чем конкуренту.
Из-за разногласий в производственных процессах не все предприятия могут быть технологически эффективными. Экономическая эффективность возникает в том случае, если восходящие факторы используются для выпуска данного объема продукции с наименьшими возможными затратами. Увеличение эффективности происходит там, где выпуск продукции в существующем или примножуваному объеме производится с меньшими затратами. В отличие от технологической, экономическая эффективность дает возможность сравнивать различные производственные процессы. Считается, что конкуренция стимулирует погоню предприятий за ефективнистю.
Эффективность повышает шансы экономического выживания и успеха на рынке, определяет оптимальные способы применения ограниченных экономических ресурсов. Эффективность предприятия возникает прежде всего как результат экономии в масштабе, а впоследствии и благодаря изменениям в технологии.
Внедрения новаций можно обеспечить и за счет развития собственных научно-исследовательской, опытно-экспериментальной базы, организации конструкторско-технологических пидроздилив.
Уровень затрат на эксплуатацию машин и оборудования - один из важнейших факторов, обеспечивающих успех на рынке, который на 80% формируется на этапе предварительной разработки изделия. Внесение каких-либо изменений в дальнейшем кардинально на эти расходы не повлияют. На стадии проектирования и изготовления опытного образца конструктор может влиять примерно на 15% общих расходов, а на этапе серийного производства - на 5%. Таким образом, недостаточная проверка изделия на конкурентоспособность на стадиях формирования замысла и предварительной разработки приводит к тому, что созданная техника и технология на рынке могут не найти покупателя [20, 139].
Обобществления продуктов труда, превращение их в средство удовлетворения постоянных потребностей общества является результатом обобществления лицензий, изобретений, разработок, информации как продуктов научной праци.
Общественная полезность изобретений зависит не только от экономического эффекта, но и от того, насколько они способны обеспечить новые приоритетные направления развития науки и техники, а также экспорт продукции. Видное место в патентно-лицензионной деятельности занимает информация. Информация - общественно-экономическое явление, которое отражает процессы в материальном производстве. Информация - разъяснение, толкование, представления, понятия, содержащие научные, технические, патентные и экономические сведения о развитии всех наук, является конечным продуктом и фактором развития производственных видносин.
Современный этап развития научно-технического прогресса, ускорение и интенсификация производства требуют постоянного обращения к информации, имеющей межотраслевой характер. В ее массивах сосредоточено наивысшие достижения ученых и изобретателей, конструкторов и технологов, экономистов и социологов. Она способствует развитию и совершенствованию средств производства, а также революционизирует предметы праци.
Изобретения, запатентованные в других странах, способствующих успешной реализации экспортной продукции на мировом рынке. Запатентованные изобретения необходимо своевременно внедрять в производство, ибо только при таких условиях изобретения влияют на развитие производственных видносин.
Сотни, а иногда и тысячи новейших разработок используются в единичном измерении, имеет лишь подобие прогресу.
Конкурентоспособность прежде всего касается новаций. К новациям относятся результаты научных исследований и разработок, содержащие ОПС и впервые реализованы в новых технологических процессах, орудиях и предметах труда, решающих для социально-экономических задач. их можно охарактеризовать такими принципами.
Предприниматели с экономическим выгодой для себя решают вопрос конкурентоспособности технологии и продукции. Неустанная деятельность по повышению конкурентоспособности промышленной продукции является одним из экономических факторов расширения экспорта и завоевания товарных рынков - машин, оборудования, приборов, бытовой техники тощо.
К показателям конкурентоспособности можно зачислить - (Рис. 6.2)
Рис. 6.2. Классификация показателей конкурентоспроможности
Конечно, стратегии интеллектуального развития стран мира различаются между собой. Так, уникальность американского замысла заключается в том, что на 2005-й год в США должно остаться лишь 2,5 миллиона рабочих. Крестьян-фермеров (на 260 миллионов населения страны) останется 300-400 тысяч. Трудоустройство (по прогнозам) остальных трудоспособного населения будет таким: половина пойдет в сферу обслуживания, часть в армию, а около 40 миллионов найдут свое призвание в сфере информатики.
Япония поставила себе задачу - после 2005-го года стать страной с высоким интеллектуальным потенциалом в мире. Начиная с 2005-го года, ни один японец не должен нуждаться заниматься физическим трудом. Японский парламент принял закон, по которому страну в ближайшее время должен быть полностью лишен экологически вредных производств [132]. Максимальная эффективность НДЦКР и внедрение их результатов в производство обеспечиваются патентными исследованиями, дополненными изучением мировых товарных рынков (ДСТУ 3575-97). Эти исследования призваны способствовать повышению научно-технического уровня и конкурентоспособности объектов новой техники и технологии, а также влиять на процесс их реализации, давать возможность заранее планировать стратегию и тактику изобретательской и патентно-лицензионной работы на всех стадиях жизненного цикла разрабатываемой продукции.
При товарно-денежных отношений конкуренция выступает как внешняя принудительная сила, которая заставляет производителей продукции повышать производительность, расширять производство за счет изобретений, обновлять технологии и материалы. Конкуренция - это весомая движущая сила экономики, которая не устанавливает эти законы, а является исполнителем этих законов.
ГЛАВА 6. ЛИЦЕНЗИОННОЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 6.2 Обмен лицензиями как объективная закономерность развития экономики