8.1. Сущность предпринимательства и условия его существования

Определяющим условием перехода к рынку является формирование субъектов рыночных отношений, в роли которых выступают предприниматели. Предпринимательство с неотъемлемым признаком рынка, его обязательным атрибутом. Нет предпринимателей - нет рынка, и наоборот. Понятие «предпринимательство» чрезвычайно емкое. Это обусловлено тем, что оно отражает совокупность экономических, юридических, политических, исторических и психологических отношений. Представление о нем формировалось на протяжении длительного исторического периода, изменялось под влиянием базисных и надбудовчих институтов, психологии людей.
В научный оборот понятие «предприниматель» в начале XVIII в. ввел английский банкир-экономист Кантильйон. Под ним он понимал людей с нефиксированными доходами (ремесленников, крестьян и др.)., То есть тех, кто был занят экономической деятельностью в условиях нестабильности и непредсказуемости цен. Главной чертой предпринимателя Р. Кантильйон считал готовность к ризику.
Весомый вклад в исследование предпринимательства в XVIII-XIX вв. сделали Ф. Кенэ, А. Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сей, А. Маршалл, М. Вебер, В. Зомбарт и И. Шумпетер.
А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, под этим углом зрения он рассматривал его действия в экономической жизни, мотивацию, поведение, психологию. Ученый отмечал, что предприниматель руководствуется только собственным интересом, преследует собственную вигоду.
Однако не только интересы и выгода предопределяют деятельность предпринимателя. Ведь в условиях рыночной среды существует много субъектов предпринимательской деятельности, между которыми продолжается конкурентная борьба за главный приз - прибыль. Получить его можно только при условии применения эффективного варианта использования ресурсов, экономического риска, новаторских идей. Это побуждает предпринимателя использовать лучшие качества сотрудников: творчество, добросовестный труд, организаторские способности. Попытки проявить себя как личность в определенной сфере деятельности, реализовать свои идеи и результаты труда, сделать их достоянием общества - это также цель предпринимателя, которая играет значительную роль в жизни общества, является его двигателем. Все это делает предпринимательство локомотивом экономического, социального и культурного развития человеческого суспильства.
Свою деятельность предприниматель (особенно высококвалифицированный) направляет на изготовление не товаров-аналогов, а изделий, имеющих качественно новые, отличительные черты. Понятно, что производство их не может принести предпринимателю мгновенную отдачу (прибыль), результат будет получен через некоторое время, после того, как произойдут изменения в производстве, его структуре, а следовательно, и в потребностях общества. Причем прибыль, которую получит предприниматель, в условиях, сложившихся в результате указанных изменений, превысит все затраты. Поэтому большую часть полученной прибыли он направляет на развитие хозяйственной деятельности, а не на личные потреби.
Понятие «предприниматель» часто применяют как синоним таких понятий, как «хозяин», «бизнесмен», то есть в значении «человек, который организовал свое дело и развивает ее». Однако как тогда можно классифицировать лицо, имеющее свою ферму или мастерскую, где производит определенную продукцию, реализация которой дает ей возможность лишь существовать? И крупный собственник, богатство которого растет высокими темпами, и мелкий товаропроизводитель, который получает мизерный доход от своей деятельности, как и все остальные, кто на свой страх и риск занимаются определенным делом, получая от нее доход, являются хозяйствующими субъектами. Это понятие шире, чем понятие «предприниматель».
Типичные черты предпринимателя, которые выделяют его среди других хозяйствующих субъектов, охарактеризовал австрийский экономист Й. Шумпетер (рис. 42).
Реальное предпринимательство не совместимо ни со спекуляцией, ни с так называемым бумажным предпринимательством, которое сводится к концентрации производства и капитала в результате приобретения, слияния и поглощения (эти явления наблюдаются и в Украине в условиях переходной экономики). На это указывал и выдающийся английский экономист Дж. Кейнс. По его мнению, спекулянты не наносят вреда, если они остаются «пузырями на поверхности чистого потока предпринимательства». Однако когда расширение производственного капитала в стране становится побочным продуктом деятельности казино, не стоит надеяться на хорошие результати.
Формирование высокой, экономически эффективной и социально ответственной предпринимательской культуры является одной из основных задач, стоящих перед Украиной, определяющим условием перехода ее к инновационной модели розвитку.
Настоящее предпринимательство возможно только при условии экономической свободы человека, существования права выбора деятельности для возможно более полной реализации его способностей, а также персональной экономической ответственности за результаты роботи.
Предприниматель - это лицо, которое сочетает в себе новаторские, коммерческие и | организаторские способности и применяет их для поиска и развития новых видов и методов производства, новых сфер использования капитала, получения новых благ и их новых якостей.
Предпринимательство - это тип хозяйственного поведения предпринимателей по | организации, разработки, производства и реализации благ для получения прибыли и социального ефекту
Сущность предпринимательства проявляется в инициативной, новаторской, самостоятельной деятельности. Его целью, с одной стороны, является получение прибыли или личного дохода в результате предвидения, точного расчета, а с другой - наиболее эффективное использование факторов производства, стремление реализовать творческие потенции людини.
Функции и условия существования пидприемництва
Сущность предпринимательства более глубоко раскрывается через его основные функции - инновационную, ресурсную, организационную, мотивационную (рис. 44).
Предпринимательство как явление хозяйственной жизни всегда развивается в конкретном социально-экономическом и исторической среде. Именно поэтому для его непрерывного воспроизведения необходимы определенные предпосылки (рис. 45).
Экономические предпосылки предпринимательства заключаются в создании в обществе условий для функционирования многосубъектных (частных, коллективных, государственных) владельцев. Это будет способствовать свободе предпринимательской деятельности, возможности на свой страх и риск принимать решение относительно использования имущества, продукции, доходов, выбора хозяйственных контрагентов. В нашей стране экономическими предпосылками являются разгосударствление и приватизация собственности, демонополизация господарств.
Политические предпосылки предусматривают создание в стране благоприятного политического климата для предпринимательства, в частности обеспечения всем хозяйствующим субъектам сохранение их собственности, невозможности национализации, экспроприации. властные структуры должны создать условия для развития всех форм собственности, прежде интеллектуальной (изобретения, новаторство, новые методы организации), через соответствующую налоговую, кредитную, таможенную и другую политику.
Правовые предпосылки предпринимательства основываются на действующем законодательстве, нормативных актах, разработанных в стране. Нормативные акты должны создать для всех участников рыночных отношений равные правила игры, то есть предоставить одинаковые права и полную свободу деятельности, не допускать вмешательства органов государственного управления в хозяйственную деятельность любого субъекта, за исключением законодательно оговоренных случаев. Речь идет о том, что предприниматели могут действовать самостоятельно, свободно, в рамках закона. С изменением условий экономической, социальной жизни меняются законы (правила игры), а следовательно, понятие «самостоятельно» и «свободно» приобретают новый змисту.
В сфере бизнеса кроме строго формализованных отношений, основанных на законодательных актах, между хозяйственными субъектами складываются неформальные, основанные на доверии, честности, порядочности, соблюдении слова, сохранении коммерческой тайны тощо.
Указанные предпосылки не могут существовать без достаточно важной составляющей - психологической, сущность которой состоит в формировании позитивного общественного мнения относительно предпринимательства. Без этого развитие предпринимательства сдерживаться. Именно с реализацией этой предпосылки связано много проблем, поскольку в нескольких поколений населения Украины было сформировано негативное отношение к предпринимательству и сразу изменить его вдасться.
В нашей стране был принят ряд нормативных актов, которые заложили основу для формирования предпринимательства. Главное место среди них занимал Закон Украины «О предпринимательстве».
Глава 8. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА ) 8.2. Организация предпринимательской деятельности