8.6. Капитал как материальная основа предпринимательской деятельности

Конечной целью и побудительным мотивом предпринимательской деятельности является получение прибыли. Механизм его образования достаточно сложен. Большинство экономистов связывают процесс формирования прибыли с капиталом.
Элементы учения о капитале встречаются в трудах греческого мыслителя Аристотеля. Он вводит понятие «хремастика», которое происходит от гр. слова «хрема» - «имущество», «владение». Поскольку в античном мире важную роль сыграл торговый и денежный капитал, то, по Аристотелю, «хремастика» означает накопление богатства в денежной форме. В дальнейшем это понятие было предметом исследования меркантилистов, физиократов, классиков. Однако первым системное исследование капитала и прибавочной стоимости осуществил К. Маркс.
Как отмечал К. Маркс, движение капитала всегда начинается с денег. Однако последние сами по себе не являются капиталом, а становятся им лишь в том случае, когда используются с целью получения прибыли. Иначе говоря, деньги самозростання, то есть приносить дополнительную стоимость. Источник добавленной стоимости К. Маркс видел в уникальном товаре, который находит на рынке собственник средств производства. Им является рабочая сила, потребительная стоимость которой способна создавать стоимость большую, чем ее власна.
В ХХ в. понятие «капитал» трактовалось по-разному. Так. английский экономист Дж. Хикс определял капитал как совокупность товаров производственного назначения. По сути, он продолжил традиции, заложенные К. Марксом, Е. Бем-Баверк и А. Маршаллом.
Американские ученые И. Фишер и Ф. Найт - представители неоклассического направления - рассматривали капитал как благо, использование которого позволяет увеличить будущие блага. Такой же точки зрения придерживается и автор одного из популярных учебников по экономике П. Хейне. Новым в его определении понятия капитала является то, что к оборудованию, сооружений, земли он добавляет «человеческий капитал» - знания, умения людей, которых они приобрели в процессе обучения, профессиональной подготовки и практического опыта и благодаря которым их носители предоставляют производственные или другие услуги .
Такой подход к определению капитала является шагом вперед в экономической науке, особенно в условиях информационной эры, когда появились и растут опережающими темпами фирмы, которые продуцируют информацию и знания. В условиях научно-технической революции знания становятся новым важным ресурсом и источником багатства.
Информация и знания, в отличие от денежных, естественных, технических и трудовых ресурсов, не отчуждаются. Владелец дома или сапог, продав их, не может больше ими распоряжаться или их потреблять. Знания, воплощенные в лицензии, ноу-хау и реализованы, отчуждаются от того, кто их создал. Так же информацию и знания их собственник не может вернуть соби.
От традиционных ресурсов знания и информация отличаются за ценообразованием. Цены на первые возрастают в зависимости от их редкости, на вторые - наоборот, от их избытка. В условиях НТР действует закон - чем больше знаний, тем больше в них потребность. Вот почему объемы знаний, информации растут. Доказательством этого является все возрастающее потребление в мире патентов, лицензий тощо.
Специфика и растущая роль информации как производственного ресурса обусловливают рост долгосрочных инвестиций в научные исследования, опытно-конструкторские разработки и подготовку кадров. По мнению американского экономиста и публициста Т. Стюарта, 1991 г. стал первым годом информационной эры. Именно в том году в США расходы на приобретение промышленного оборудования (107 млрд. дол.) И информационной техники (112 млрд. долл.). Почти совпали. С тех пор компании тратят больше денег на оборудование, необходимое для сбора, обработки, анализа и распространения информации, чем на машины, предназначенные для штамповки, резки, погрузки тощо.
Компании, которые производят информацию и знания, имеют качественные отличия от традиционных с точки зрения организации, формы капитала и собственности. Они заменили основные фонды знаниями, а товарно-материальные запасы - информацией. Кому они принадлежат, кто отвечает за содержание знаний (основных фондов), нелегко определить, если рассматривать эти вопросы с традиционного погляду.
В связи с этим приведем характерный пример, сравнивая между собой компании Microsoft и IBM. По их капиталами стоят разные активы. Так, в 1996 г. на каждые 100 дол., Вложенных в IBM, основные фонды составили 23 долл., А на 100 дол., Инвестированных в Microsoft, - чуть больше долар.
Характерной чертой интеллектуальных компаний является освобождение их балансов от основных фондов. С этой целью они размещают штаб-квартиры в арендных помещениях банки треть своих доходов получают от беспроцентных операций, таких как обработка данных, продажа ценных бумаг, предоставления других услуг. Страховые компании, которые традиционно владели недвижимостью, облигациями, акциями и использовали доход от них для выплат держателям полисов, все больше занимаются нетрадиционными операциями. Сейчас их активами становятся фонды, принадлежащие разным владельцам полисов, за управление которыми они получают комиссионные, т.е. премиальный доход.
Информационная емкость интеллектуальных компаний в противовес фондоемкости делает информацию, знания важнейшим капиталом в современном производстве. Во-первых, это способствует росту численности людей, занимающихся умственным трудом, сокращению видов занятий, легко автоматизировать (операторов телефонных станций, кассиров банков, секретарей заменили банкоматы, электронная почта, автоответчики), интеллектуализации содержания труда (в отличие от физически развитого рабочего или фермера современный работник осуществляет операции с помощью компьютера, наблюдая за процессом на экране и т.п.). Во-вторых, образование, знания, информация влияют на создание стоимости и материальных цинностей.
Американский экономист Дж. Дело доказал, что производительность труда городской рабочей силы растет на 2,8% пропорционально ежегодно дополнительного навчання.
Как видим, капитал нельзя рассматривать как нечто постоянное. Он постоянно находится в движении, меняется. Вопрос об источнике его самовозрастания сих пор не решен экономической наукой. Однако известны условия, при которых капитал становится материальной основой предпринимательской деятельности (рис. 49).

8.5. виды предприятий ГЛАВА 9. ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ