11.1. определение цены

Цена и ценообразование занимают ведущее место в рыночной экономике. Они обусловливают формы экономической связи товаропроизводителей между собой и с потребителями. От уровня цен зависят существования производства и его масштабы, реализация экономических интересов производителей. Цена имеет большое значение для потребителя. Так, чрезмерная цена может стать препятствием для приобретения товаров, а следовательно, и для реализации интересов потребителей. Цены являются одними из самых экономических рычагов на уровне общества, предприятий, потребителей. Они обеспечивают сочетание экономических интересов, способствуют повышению эффективности хозяйствования, прогрессивному развитию економики.
Традиционно в экономических словарях, учебниках, учебных пособиях цена определялась как денежное выражение стоимости товара. А стоимость, как известно, является воплощенной и овеществленного в товаре абстрактным трудом. Она характеризуется количеством общественно необходимого рабочего времени, необходимого для изготовления потребительской стоимости за общественно нормальных условиях производства, среднего в этом обществе уровне умелости и интенсивности праци.
Однако на практике стоимость одного товара (т.е. затраты общественно необходимого времени) часто выше, чем стоимость другого товара, однако рыночная его цена меньше. Это обусловлено тем, что цена зависит также от соотношения спроса и предложения на товары. Если спрос на товар превышает предложение этого товара, то цена превышает стоимость. На цену также влияют другие факторы, не связанные с вартистю.
Цена является денежным выражением стоимости товара только в случае существования равновесия между спросом и пропозициею.
В некоторых случаях колебания цен обусловлено не стоимостью, а другими причинами. Поэтому универсальным определением цены следует считать таке.
Цена - это денежная сумма, уплачиваемая за конкретный товар
Глава 11. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 11.2. Факторы, влияющие на цену