11.4. Формирование цен по различным видам конкуренции

Существуют три вида конкуренции: чистая, монополистическая и олигополистическая, каждой из них присущ свой способ формирования цены (рис. 77).
Рынок чистой конкуренции состоит из большого количества производителей. Они предлагают покупателям продукцию с одинаковыми качественными параметрами или полностью идентичные товары (например, цемент определенной марки, пшеницу определенного сорта, бумага определенного вида и т.д.). Особенность этого вида конкуренции состоит в том, что отдельный производитель не может назначить цену, выше рыночной, поскольку покупатели могут приобрести нужное количество продукции по рыночной цене у других продавцов. Следовательно, производитель не имеет возможности влиять на цену и ограниченный в использовании ценовых методов конкуренции.
По монополистической рыночной конкуренции существует многообразие товаров, удовлетворяющих определенную потребность. Предприниматель имеет возможность влиять на цену через производство продукции, которую никто больше не виробляе.
Например, зубная паста удовлетворяет определенную потребность. Однако разные виды зубной пасты отличаются друг от друга по своим свойствам. Так, зубная паста «Бленд-а-мед» масс лечебные свойства. Она широко разрекламированная и поэтому имеет значительный спрос на рынке, несмотря на высокую пену сравнению с другими видами зубной пасти.
Существует еще олигополистическая конкуренция. Слово «олигос» в переводе с греческого означает «мало». Товары, которые удовлетворяют определенную потребность, производит небольшое количество производителей, что обусловлено тем, что "новые производители продукции имеют небольшие шансы попасть в этой отрасли производства (как правило, это связано с ограниченностью ресурсов), им трудно найти рынки сбыта, ведь спрос на этот товар уже насыщен, существуют определенные различия в качестве продукции.
Каждый продавец должен быстро реагировать на стратегию и действия конкурентов. Если кто-нибудь из них снизит цены, то покупатели обычно предпочтут его продукции. Его конкуренты должны немедленно принять соответствующие меры : либо снизить цены, либо использовать неценовые методы (например, ввести дополнительные услуги для покупателей).
11.3. функции цены 11.5. виды цен