18.3. Методы государственного воздействия на рыночную экономику административные ( прямые ) методы регулирования

Существуют различные методы государственного регулирования рыночной экономики, которые можно объединить в две группы: административные (прямые) и экономические (косвенные). Применение этих методов зависит от социальных, экономических, исторических, политических условий, состояния развития и структуры экономики страны. Поэтому механизм государственного регулирования экономики в каждой стране имеет свои особливости.
Основные направления и методы государственного регулирования экономики приведены на рис. 157.
Государство как гарант экономических свобод осуществляет административное влияние на рынок на всех уровнях управления - от муниципального до федерального (от районного до общегосударственного).
Основные методы непосредственного регулирования государством рынка приведены на рис. 158.
Организующее воздействие на рынок государство осуществляет прежде всего через разработку законов и контроль за их соблюдением всеми хозяйствующими субъектами. К основным методам государственного воздействия относятся: антимонопольное законодательство, контроль за ценами, а также за качеством через систему государственного лицензирования на производство отдельных товаров; ограничение вывоза некоторых товаров в другие краини.
Государство выступает гарантом денежной единицы, осуществляет контроль за оборотом денег. Правительство ежегодно определяет минимальный размер заработной платы, что способствует регулированию рынка праци.
Для того чтобы защитить внутренний продовольственный рынок, государство вводит ограничения на ввоз определенных товаров, например значительно повышает ставки пошлин, или вводит более действенные инструменты защиты - компенсационные сборы, размер которых определяют как разницу между внутренней ценой импортируемого продукта и ценой на рынке, из которого он поступает. их устанавливают для достаточно широкого перечня товаров, прежде всего для тех, которые в достаточном количестве производятся в краини.
Государство является прямым рыночным агентом, что дает ей возможность непосредственно влиять на емкость и структуру рынка, а также определять новые организационные формы его функционирования. В современных развитых странах государство является крупным владельцем (ей принадлежит 10-35 и более процентов основных производственных фондов), сосредоточивает в своих руках не только отрасли инфраструктуры, но и часть средств виробництва.
Особое внимание уделяется производству общественных благ. Выбирая стратегию регулирования, она может осуществлять производство этих благ непосредственно на государственных предприятиях. Также могут применяться и косвенные методы регулирования, то есть государство выступает посредником между потребителем и производителем благ.
Масштабы и темпы роста экономической роли государства можно проиллюстрировать на примере США, где 90% населения заканчивает государственные школы, 15 - живет в квартирах, которые полностью или частично финансируются федеральным правительством, 10% - получают государственные субсидии на питание. Населению гарантируется государственная поддержка в случае безработицы, нетрудоспособности или бедности, трудовая компенсация, пенсия по возрасту. Каждый шестой работник занят в государственных предприятиях и установах.
Цены на пшеницу, кукурузу и молочные продукты контролируются государством. В отдельные годы сельскохозяйственные субсидии на эти продукты достигают 50-60% общей стоимости урожая. Многие коммунальных услуг оплачивается по низким ценам благодаря государственному регулированию. Государство оказывает также услуги по пользованию государственными автодорогами, железными дорогами, станциями водоснабжения тощо.
Регулирующее влияние на рыночную экономику государство осуществляет через индикативное планирование - средство координации хозяйственной поведения экономических субъектов. В таком планировании, отражающая цели и приоритеты социально-экономической политики государства, используются показатели, которые имеют характер рекомендаций. Индикативный план осуществляется субъектами рынка через систему экономических и правовых регуляторов, которые, с одной стороны, стимулируют эти субъекты, а с другой - дают возможность решить важнейшие социально-экономические проблемы страны (сдерживание инфляции, социальная защита населения, уменьшение безработицы, структурные изменения в экономике). Такие планы выполняют роль специфических средне-и долгосрочных договоров на выполнение целевых программ развития, в частности социальных. К последним относятся: программа охраны здоровья населения, изменение характера, условий и содержания труда, развитие духовной сферы, восстановления экологического равновесия тощо.
Наибольшего развития государственное регулирование в сфере экономической политики приобрело во Франции, Японии, Швеции, Южной Корее. К важнейшим государственным инструментов регулирования экономики Франции принадлежат текущее прогнозирование и стратегическое планирование. Для удовлетворения общегосударственных потребностей в государственном секторе экономики применяют плановый контракт, а в частном - государственное замовлення.
В Японии как регулирующий средство широко используют экономическое планирование. В послевоенный период таких планов было 11.
В Швеции особое внимание уделяется проблемам социального регулирования и социального обеспечения, благодаря чему здесь самая высокая занятость населения, безработица составляет 1-2% трудоспособного населення.
В Южной Корее регулирующие меры предусматривают достижение финансово-денежной сбалансированности. Даже в годы значительных экономических потрясений (1970 - 1971, 1974-1975, 1979-1981) денежное обращение, инфляция или дефицит государственного бюджета не выходили из-под контроля, что достигалось благодаря государственной монополии в кредитно-финансовой сфере. Национальная экономика Кореи надежно защищена от притока иностранной валюти.
Для устранения негативных последствий инфляции государство использует метод прямого регулирования цен. Эти меры предпринимаются по энергоносителей, общественного транспорта, телефонной связи, проезда автодорогами, продукции оборонной сферы. Значительное внимание уделяется ценам на продукты питания и услуги населению, устанавливая их предельный ривень.
Государство может менять свою политику в зависимости от ситуации, склалася.
Так, в последнее время сфера прямого регулирования цен в США очень сузилась. Более 10 лет назад было ликвидировано государственное регулирование тарифов на все виды транспорта. В сферу регулирования цен ныне входят «естественные монополии» - производство электроэнергии, услуги связи. Изменение экономической ситуации в США может привести возобновлении регулирования некоторых цен и тарифив.
Для устранения негативных последствий экономической деятельности государство может использовать методы прямого административного воздействия, устанавливая определенные стандарты в соответствующих производствах, предельные нормы выбросов вредных веществ в атмосферу, запрещая применение технологий, которые угрожают здоровью людей, консервируя определенную часть национальных ресурсов тощо.
Экономические (непрямые) методы регулювання
Основные методы косвенного регулирования экономики государством приведены на рис. 159.
Одним из наиболее эффективных регулирующих средств являются налоги. В разных странах существуют неодинаковые подходы к классификации налогов, однако законодательством всех стран предусмотрено, что граждане обязаны отдавать часть своих доходов на общегосударственные потреби.
Есть два субъекта налогообложения - физические и юридические лица. Объектами налогообложения физических лиц является доход, имущество и земля, юридических лиц - прибыль, имущество и земля.
Сегодня европеец в среднем тратит на налоги 45-48% своего дохода. В большинстве стран мира юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность, уплачивают в бюджстуч48-52% полученной прибутку.
Через систему налогообложения, которая предусматривает прямые (подоходный налог с населения, налог с корпораций), косвенные (акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины) и другие (налог на недвижимое имущество, наследство, землю) налоги, государство формирует бюджет, объем которого составляет 1/3-1/2 национального доходу.
Часть средств государственного бюджета направляется на развитие определенных отраслей, производство некоторых товаров и продуктов питания, осуществление различных видов деятельности. Почти половина расходов бюджета приходится на социально-экономическую сферу: 1) расходы на выплату пенсий, пособий, здравоохранение, образование, подготовку кадров, 2) содействие развитию энергетики, жилищного строительства и коммунального хозяйства, средств коммуникаций; 3) расходы на охрану окружающей среды. Бюджетом также предусмотрены расходы на оборону страны, научные и космические дослидження.
В странах с развитой рыночной экономикой особое внимание уделяется стимулированию научно-технического прогресса, развития на его основе наукоемких производств. Для этого каждая страна, исходя из определенной концепции или модели научно-технического прогресса, разрабатывает комплекс мероприятий по национально-государственными приоритетами. Модель или концепция стимулирования научно-технического прогресса в различных странах разрабатывается в зависимости от системы управления научно-технической сферою.
В США, например, делается акцент на сохранение научно-технического и военного лидерства, в Японии - на производство конкурентоспособной продукции с применением достижений ИИТР. В странах Западной Европы, США и Японии эта система децентрализованный характер, финансирования научно-технической сферы осуществляют различные государственные ведомства. Исключение составляет Франция, где существует централизованная система управления научно-технической сферою.
Важным объектом государственного регулирования является аграрный сектор, развитие которого стимулируется за счет финансирования из государственного бюджета. Для решения проблем, связанных с преодолением последствий стихийных бедствий, развитием инфраструктуры, реформированием производства, предотвращением социально негативных явлений в сельской местности - безработице, упадка социально-бытовой и культурной инфраструктуры, - государство выделяет целевые дотации.
Для поддержания определенного уровня цен в сельском хозяйстве в федеральном бюджете США предусмотрено 5% расходов для возмещения прямых затрат фермерам, которые выращивают рис, пшеницу, просо, кукурузу, ячмень, овес, хлопчатник. Доля государственной дотации к цене колеблется от 15% для производства проса до 35% - для риса. На продукцию животноводства дотации не предусмотрены. За счет этих же 5% расходов федерального бюджета финансируются научные исследования в области сельского господарства.
Поддержка фермеров осуществляется на уровне штатов, которые на льготных условиях (проценты вдвое меньше рыночных) выделяют средства на улучшение социальной сферы - обустройство дорог, телефонной связи, уборка мусора и т.п.. Большая часть геологоразведочных работ в США осуществляется за счет финансирования из государственного бюджета. Разведанные места природных ископаемых реализуются на аукционных торгах, доходы от которых поступают в федеральный бюджету.
Важное место в системе регулирующих рычагов государства отводится денежно-кредитной системе. Определяя количество денежной массы в обращении, объем кредитов, уровень процентных ставок, государство активно влияет на конъюнктуру рынка - уменьшая количество денег в каналах обращения, она сдерживает деловую активность, и наоборот, увеличение денежной массы способствует усилению инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Этого можно достичь также благодаря кредитной политике. Снижение процентных ставок увеличивает кредитные поступления в национальной экономики. Недостаточные инвестиции приводят к уменьшению объемов производства, высвобождение рабочей силы, падение уровня заработной плати.
Объектом особого внимания государства в условиях развитой экономики являются предприятия малого бизнеса - индивидуальные, семейные, групповые. Это обусловлено тем, что, во-первых, именно в этой группе предприятий наблюдается острая конкуренция, а, во-вторых, при относительно небольших инвестиций они обеспечивают решение таких проблем, как занятость населения, удовлетворение потребностей рынка, быстро меняющихся быстрое внедрение технических, организационных, управленческих новаций тощо.
Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется через предоставление долго-и краткосрочных кредитов на льготных условиях, подготовку и повышение квалификации кадров, предоставление различных налоговых льгот, коммерческой информации.
Во Франции, например, правительство нала льготы в системе налогообложения не только для создания новых предприятий, но и для перемещения существующих в отсталые районы для стимулирования кооперации небольших и средних фирм.
В Италии льготное кредитование может достигать 40% потенциальных расходов небольших предприятий. Кредиты сроком на 15 лет предоставляются для реализации новых инициатив, на 10 - для модернизации или расширения действующих фирм. При этом процентная ставка с учетом размера кредита составляет 36-60% рыночной. В Нидерландах государство гарантирует возмещение половины убытков при условии не менее пяти капиталовложений (40 млн. гульденов в один проект) за предыдущие три года компаниям с числом занятых до 500 осиб.
Стимулируют развитие малого предпринимательства также Япония, Южная Корея, Германия, другие развитые крайни.
В структурной перестройке народного хозяйства, определении приоритетных направлений общественного производства, рационального соотношения между отраслями чрезвычайно важная роль отводится государству, которое осуществляет бюджетное финансирование определенных отраслей, производств, признанных ключевыми направлениями структурной политики, стимулирует перелив капитала в определенные сферы деятельности, готовит кадры для приоритетных отраслей .
Итак, государство использует много административных и экономических регуляторов экономики ни один из них не с идеальным, поскольку, обеспечивая положительный эффект в одном случае, приводит к негативным последствиям в другом. К тому же в разных странах применяются неодинаковые методы регулирования. В одних из них большее развитие получает кредит, у других - налог, в третьих - решающая роль принадлежит индикативного планированию. Между административными и экономическими методами нет четко определенной границы, они взаимно дополняют друг друга и оптимального сочетания дают наибольший эффект. В условиях глобализации особое значение приобретает регулирования внешнеэкономических связей страны (рис. 160).

18.2. Функции государства в рыночной экономике Глава 19. Переходной экономикой : ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И определяющим направлением трансформации