2. Теоретические взгляды античных авторов

Теоретически наибольший вклад в развитие социально-экономической мысли человечества сделали античные авторы - древние греки и римляне. Высказывания античных авторов по ряду социально-экономических проблем хотя и не представляют собой целостной системы взглядов, однако содержат гениальные догадки, в которых теоретически осознанно тогдашние социально-экономические процессы и явища.
В основе их социально-экономического мировоззрения лежали взгляды, связанные с частным хозяйствованием, которое предусматривало как собственный труд, так и наемный, и рабскую. Греки, в отличие от римлян, больше внимания уделяли вопросам "хозяйственной этики" (в современном понимании - это уже проблема "социальной экономики").
Можно утверждать, что мысли и выводы древних мыслителей стали исходными пунктами современной социально-экономической науки. На это обращал внимание К. Маркс, отметив, что "в истории науки" древнегреческие "мыслители обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, как и во всех других отраслях. Исторически их мировоззрение создает теоретические исходные пункты современной науки".
Среди десятков славных имен Древней Греции мы выделяем тех выдающихся мыслителей, чьи произведения наиболее сказывались на дальнейшем развитии социально-экономической науки - Ксенофонта, Платона, Аристотеля.
Главные социально-экономические труды Ксенофонта (430 -354 г.г. до н. Есть.) - "Домострой", "Экономикс" и "О земледелии" - представляют собой настоящую энциклопедию социально-экономического устройства Древней Греции. Определяя предмет "домоводства" и "економикосу" как первых социально-экономических понятий, он характеризует ее как науку о "ведения хозяйства" и "обогащения хозяина". Ксенофонта можно считать одним из первых "социальных экономистов", который изучал проблемы общественного разделения труда. Последняя является важным условием увеличения производства "потребительских ценностей", следовательно производительности труда взагали.
Ксенофонт - сторонник прежде всего натурального хозяйства. Вместе с тем, он признает необходимость и полезность денег, денежного обращения и торговли. Будучи родом из Афин, он не мог не признавать за торговлей основу социально-экономического процвитання.
Достаточно противоречивыми были его социально-экономические взгляды на капитал: негативно относясь к ростовщического и спекулятивного торгового капитала (социальный подход), признавал за деньгами функции средства обращения и накопления, советовал использовать их как "сокровище", как страховой фонд на случай войны, а также на необходимости расширения производства (чисто экономический подход).
Выдающийся древнегреческий философ Платон (428 - 347 pp. До н. Есть.) Прославил свое имя философскими и социально-экономическими трудами. Главные из них - "Государство" и "Законы". Социально-экономические взгляды Платона получили концентрированное выражение в модели идеального государства (труд "Государство"). Под ней он понимал сообщество людей, в которой вполне "естественно" существует разделение на богатых и бедных, а также на "свободных" и рабов. "Свободными" могут быть только греки. Высшие состояния, прежде аристократия и военные, должны быть лишены хозяйственных забот. Интересно, что им не нужна, по его мнению, частная собственность, семья и любые частные интересы. Но содержать их имеют "свободные" граждане (простой люд и рабы). Последние могут иметь дом и земельный участок, полученный от государства на условиях владения и пользования. При этом на государство возлагается задача строго присматривать за имущественным равенством и предотвращать значительном обогащению одного гражданина перед другим (не более чем в четыре раза). Такой социально-экономический уклад, по мнению Платона - найсправедливиший.
Главная отрасль экономики - земледелие, а дополнительная-ремесленничество. Экономическая основа государства - натуральное хозяйство, но разделение труда обусловливает также мелкую торговлю. В целом к торговле, особенно крупной, относился недоброжелательно. Для аристократов и философов, а также "стражей" (военных) занятия торговлей недопустимо и даже ганебне.
В идеальном государстве Платона есть три "социальные состояния": философы, которые управляют государством; воины, ее защищают; землевладельцы, ремесленники и мелкие торговцы. Элита общества - философы и воины. Для них обобществлены потребления, что и дало повод последующим исследователям толковать его социально-экономическую концепцию как пример "аристократического коммунизма".
Среди выдающихся мыслителей Древней Греции возвышается фигура АРИСТОТЕЛЯ (384 - 322 pp. До н. Есть.). Будучи энциклопедически образованным человеком (он занимался философией, психологией, этикой, политикой, логикой, физикой и т.д.) Аристотель больше внимания уделил социальным проблемам. В его многочисленных работах (28 книг) очень много внимания уделено экономическим проблемам вообще и социально-экономическому устройству тогдашнего общества в частности. Среди этих работ надо прежде назвать "Политику", которая целиком посвящена проблемам социально-экономического устройства государства, и "Никомахова этика" (работа адресована сыну философа и содержит глубокие размышления философа о морали, этике и экономике тогдашнего общества). Вообще эта "триединство" со времен Аристотеля стала традиционной, и сугубо экономические проблемы Аристотель никогда не отделял от морально-этических, социальных, политических, религиозных, психологических проблем.
Как и его предшественники - Ксенофонт и Платон - Аристотель выдвигает проект "Лучшей государства". Ли не важнейшей идеей, которая позже войдет в сокровищницу социально-экономической мысли, была идея о создании "гражданского общества", о "гражданстве" вообще. В "идеальном государстве" социальная основа государства - граждане. Подавляющее их большинство составляют граждане, "которые владеют собственностью средней, но достаточной". Этот "средний достаток из всех благ наилучшим" (с позиций сегодняшнего дня можно утверждать, что Аристотель основал теорию "средних классов"). Именно эти граждане и составляют социально-экономическую и политическую основу устойчивости и мощности держави.
Время Аристотель был человеком своей эпохи, а его взгляды отражали тогдашнее реальную жизнь. Рабство для него было явлением "вполне естественным" (правда для варваров, а не для греков), а "господства и подчинения" - это "универсальный закон природы".
Основа экономики в государстве - натуральное хозяйство и рабский труд. Идеал "хозяйствования" для Аристотеля - небольшое земледельческое хозяйство, где рядом с хозяином работают рабы и своим трудом создают все необходимое для жизни. То немногочисленные, которое не производится в хозяйстве, можно получить путем "справедливого обмена" (здесь уже прослеживается идея "справедливой цены"). Чисто экономические проблемы, неразрывно связаны у Аристотеля с моралью и социальной справедливостью, как он ее розумив.
Считая натуральное хозяйство основой экономики, Аристотель немало внимания уделяет и профессиональному разделения труда (земледельцы, ремесленники, скотоводы, торговцы, воины) и разделения труда на "умственную" и "физическую" (наиболее привилегированный и уважаемый вид занятий в политических деятелей и философов). Одни люди (эллины) от природы "свободными", другим (варвары) уготована участь рабов. Одни будто предназначены для подчинения, другие - к властвования. "Свободные" потому и свободны, что они не забиты физическим трудом, а рабы "от природы" не могут выполнять другую работу, кроме физической. Таким образом, существование рабства является социально-экономической необходимостью. Такой видел Аристотель модель идеального социально-экономического устрою.
Со времен Аристотеля "экономику" считали наукой о богатстве и способах его получения. С именем Аристотеля некоторые исследователи связывают даже самый термин "ойкономия" (от греческих слов - "ойкос" - хозяйство и "номос" - закон). Для него "экономика" - это наука о законах ведения хозяйства. Однако Аристотель четко выделяет два вида богатства и соответственно два способа збагачення.
Под собственно "экономикой" Аристотель понимал "естественный" способ получения богатства, т.е. направлен на производство, приумножение и получения всех необходимых для жизни благ. Это - естественное, истинное багатство.
Другой способ хозяйствования, направленный, прежде всего на получение и приумножение денежного богатства он называл "Хрематистика". Сюда относится прежде ростовщичество, разного рода спекуляции. Такие виды деятельности он осуждал, считая "искусство делать деньги" аморальным, потому что оно порождает в людях алчность, жажду получать деньги любой ценой и становится конечной целью их жизни. По логике Аристотеля, обмен и мелкая торговля - явления "естественные" и включаются им в "экономики", а деятельность исключительно в сфере обращения, прежде большая торговля и ростовщичество, является занятием "неестественным" и называется "Хрематистика". Осуждая последнюю, он одновременно понимает, что в повседневной практике "экономика" неизбежно сочетается с "Хрематистика".
Двойным в логике Аристотеля является также использование денег как средства обмена и денег как капитала. Так прямой товарообмен и товарообмен из-за денег, он относит к сфере "экономики", а движение торгового капитала, то есть торговые операции с целью приращение первичного авансирование денег для их увеличения - к сфере "хрематистики".
Разграничения различных видов богатства и способов обогащения, противопоставление "естественного неестественном" привели Аристотеля и взглядам на двойное использование товара (блага). Так, по его мнению, каждое благо может быть использовано по прямому назначению (естественно), или косвенным (неестественно). "Естественная стоимость" сандалий у Аристотеля в том, чтобы их обувать, носить, но сандалии могут быть обменены на другую вещь или благо, а это "неестественным" их использованием. Одновременно он понимал, что такой способ использования для его владельца - способность обмениваться на другое благо, - представляет собой его "меновую стоимость". Итак, Аристотель уже видел две стороны блага (товара).
Взгляды Аристотеля на "естественные" явления и процессы (натуральное хозяйство и хозяйствования) - и "неестественные" (развитие товарно-денежных отношений) - вовсе не помешало этому изданном мыслителю понять неотвратимость последних. Аристотель пытался понять природу соразмерности благ, которые обмениваются. Деньги он трактовал как "совершенно условную", хотя видел у них форму стоимости и денежное выражение цены товара. Гений Аристотеля в том, что через стоимостные отношения он обнаруживает отношения равенства обмениваемых благ. Как тут не вспомнить слова Маркса о гениальности и оригинальности древнегреческих мыслителей.
1. Исторические истоки первичных социально -экономических знаний 3. Социально-экономическая мысль средних веков