1. Ведущая социалистическая (коммунистическая ) идея.

Социалистический этап в развитии "социальной экономики" занимает особое мисце.
"Социалистическая (коммунистические) идея" в своем самом общем виде в писаной и неписаной истории человечества со времен Иисуса Христа и до новейших времен всегда была моральным, этическим, философским и каким угодно учением, но только не экономическим. Не надо доказывать и убеждать, что эта идея в многострадальной истории человеческой цивилизации как мечта о "социально справедливый строй на земле" всегда была едва ли не самой привлекательной, самой заветной и нужной. Нет никакого сомнения, что представители социалистического (коммунистического) учение от первых выдающихся и гениальных мыслителей древности и до наших времен, руководствовались самыми благородными помыслами и мечтали о равенстве, братстве и счастье для всех людей. Но отстаивая идею "равенства" как основополагающую идею социалистического учения, оно протяжении килькатасячолитньои истории человечества практически нигде и никогда не содержало последовательного экономического обоснования. Более того, последовательно отстаивая принцип "социального егалита-и ризму" (равенства) "социалистическое (тем более, коммунистическое)" учение ", так же последовательно, разрушало и отрицало принципы" экономического эгалитаризма ". Почти все доктрины социалистического направления принимают как неоспоримое составляющую экономическое и счастье всех людей, но в одном из них не содержится сугубо экономического обоснования - как, какими экономическими путями и факторами это благосостояние достигается. Можно утверждать, что множество единичных попыток достичь такого благосостояния в пределах или "фаланги", или "коммуны", "общества" или "общества", в масштабах или небольших стран, или очень многочисленных (Китай периода т.н. "культурной революции ") делались принципиально неэкономическими методами и везде, без исключения, завершались трагедиями, крахом, обездоленности и нищетой для трудящихся масс, то есть практически для всего населення.
Проблема "равенства" (в широком смысле слова) и "социальной справедливости" как основополагающие идеи социалистических учений за двухтысячелетнюю писаную историю человечества всегда была центральной во всех гражданских суспильствах.
В дальнейшем мы рассмотрим эволюцию этих представлений в разные времена и в разных, наиболее выдающихся представителей такого розуминня.
Одним из первых и наиболее концентрированных изложений "коммунистической идеи", несомненно, следует считать совместную работу К.Маркса и Ф.Энгельса "Манифест Коммунистической партии" (1848 г.). Мало кто будет отрицать, что этот концентрированное изложение "коммунистической доктрины", прежде, является документом политическим и философским, и меньше, - экономическим произведением. Правда, именно здесь основатели "научного коммунизма" формулируют свою ведущую политическую (она одновременно и ведущий экономический акт!) Идею: "Если бы нужно было как можно короче сформулировать суть нашего учения, мы бы сказали - уничтожение частной собственности" (см. К. Маркс, Ф.Энгельс, Соч, Манифест коммунистической партии).
Таким образом, для достижения "социалистической равенства, справедливости и счастья для всех людей", для осуществления "светлого будущего всего человечества", прежде, надо устранить главную преграду - частную собственность. В дальнейшем и К.Маркс, и главный составитель и соавтор его произведений, Ф.Энгельс, обосновывая общую конструкцию будущего коммунистического общества как "бесклассового, без аппарата насилия" (государства) и эксплуатации человека человеком социального устройства еще не раз возвращались к основополагающей идеи о необходимость отмены частной собственности. В своем всемирно известном произведении "Капитал" (том 1, отдел 7, раздел 24, пункт 7 "Историческая тенденция капиталистического накопления") К.Маркс четко формулирует свое принципиальное положение о необходимости "экспроприации экспроприаторов", т.е. о необходимости лишения частной собственности тех, кто в свое время и на протяжении длительной истории человечества, путем эксплуатации и присвоения лишал частной собственности всех других: "Преобразование основанной на собственном труде разрозненной частной собственности отдельных граждан в капиталистическую, конечно, является процессом гораздо дольше, сложным и трудным, чем превращение капиталистической частной собственности, фактически уже основанной на общественном процессе производства, в общественную собственность. Там дело заключалось в экспроприации народной массы немногими узурпаторами, здесь народной массе надо экспроприировать немногих узурпаторов ".1
Итак, магистральный путь достижения "социального равенства и справедливости", наступления "царства свободы" основатели "научного коммунизма" видели в уничтожении частной собственности и замене ее - загальнонародною.
Совсем по-другому смотрели на проблему "равенства" и "справедливости" т.н. "Антикоммунисты". Проблема эта в истории человечества настолько острая, дискуссионная и основополагающая, не прибегая к детальному рассмотрению всех многочисленных вариаций "социалистического учения" за достаточно продолжительный двухтысячелетнюю писаную историю, она заслуживает хотя бы беглый обзор эволюции лишь некоторых представлений выдающихся представителей социалистической мысли ". В данном случае мы ограничимся кратким обзором рассуждений по названной проблеме предшественников К. Маркса, в частности т.н. "социалистов-утопистов" и взглядов наиболее выдающихся представителей и последователей "марксизма".
РАЗДЕЛ III. РОЛЬ социалистического (коммунистического) УЧЕНИЕ В ИСТОРИИ " СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ" 2. Социально-экономические взгляды "социалистов - утопистов " а) Первые представители " социалистичноиутопии "