1. Общая характеристика "общей теории " Дж. Кейнса

Величественная фигура Джона Мейнарда Кейнса появилась на историческом горизонте в нужном месте в нужное время. Для того, чтобы понять суть "революции" в социально-экономической науке, осуществленной этим славным ученым, прежде всего нужно осознать особенности исторической эпохи, в которой он жил и творив.
Родившись еще в прошлом XIX веке в год смерти К. Маркса (1883 pp.), Д.М.Кейнс начал формироваться как экономист и социолог в условиях "войн и революций", в обстановке, когда "капитализм эпохи свободной конкуренции" начал кардинально меняться : появились монополии, началась неслыханная экспансия капитала, капитализм рос "вглубь" и "вширь", происходили гигантские социально-экономические катаклизмы (забастовки, мятежи, передел сфер влияния), которые завершились в 1917 г. Пролетарской революцией на 1/6 территории земного шара. Начался грандиозный "социалистический эксперимент", экономической сутью которого было почти 100-процентное господство государства, его вмешательства во все процессы производства, обмена, распределения и потребления. Процессы эти были чрезвычайно противоречивыми (нищета, голод и холод для подавляющего большинства населения СССР на фоне достаточно ощутимых темпов роста промышленности, прежде тяжелой и оборонной, коллективизации сельского хозяйства), но "впечатляющими". Успехи социалистической "индустриализации" и "коллективизации" объяснялись только одним - все проникающей регулирующей и контролирующей роли государства. Дж.М. Кейнс не мог не знать этих процесив.
Сразу заметим, Кейнс был полным сторонником и защитником капиталистического социально-экономического устройства, но одним из первых понял, что капитализм, как система трудно "заболел" и его надо радикально "лечить" чтобы "больной" не умер. Дж.М. Кейнс, как "врач" смертельно больного капитализма, появился чрезвычайно своевременно и прописал "больному" лекарства, которые не имели аж ничего общего со всеми традиционными «классическими рецептами".
До Кейнса вся социально-экономическая наука базировалась на безоговорочной вере (и соответствующих постулатах этой веры) в том, что "конкурентный механизм" ("невидимая рука" рынка) сам на основе "игры свободных рыночных сил", - спроса и предложения - восстанавливает "равновесие", выравнивает занятость (под чем понимается занятость не только рабочей силы, но и другим ресурсам), когда система выходит из строя. Основополагающим принципом всей "классической традиции" был принцип "Laisez Faire" - принцип невмешательства, обращенный к государству: "не вмешивайся", "оставь на самотек", "не мешай!". Вот он символ веры всей предыдущей "классической мысли", олицетворяющей социально-экономическую науку на протяжении двухсот рокив.
Суть "кепнсианськоиреволюции" заключалась в том, что на смену бесспорном лозунгу "Не вмешивайся!" Кейнс провозгласил прямо противоположное - "вмешивайся!". Кейнс одним из первых понял, что одних лишь внутренних сил самозащиты капитализму, тяжело "заболел", совершенно недостаточно для "выздоровления". Требуется внешнее вмешательство и достаточно сильнодействующие "лекарства". Целенаправленное и энергичное вмешательство возможно только со стороны государства, на помощь "невидимой руке" (рыночный механизм) должен прийти "видимая рука" - рука государства и его органов. Если и было что-то действительно "революционного" в учении Дж. М. Кейнса, писали последующие исследователи, - это продуманная критика неоспоримого "символа веры", который господствовал в социально-экономических взглядах на протяжении двух веков - веры во внутренние всепобеждающей восстановительные силы "рыночного механизма ". Читая произведения Кейнса можно отрицать каждый отдельный элемент его аргументации, можно подвергать сомнению логическую завершенность всей кейнсианской конструкции, но невозможно сохранить веру в способность "свободной рыночной экономики" автоматически поддерживать "полную занятость". Многочисленные оппоненты Кейнса считали, что он не справился с теоретическим доказательством, но все признали со временем, что его идеи подтвердились на практике. Как известно, в науке "единственным критерием истины является практика!".
Дж. Кейнс появился со своими теоретическими выкладками именно в тот момент, когда в мире разразился неслыханный мировой кризис - "Великая кризис конца 20-х - начале 30-х годов". Она захватила страны и континенты. Свои мнения относительно природы этого кризиса и предложения по ее преодолению он прежде изложил английской королеве, но ни она, ни ее "просвещенное" окружение не поняли глубины доказательств этого непревзойденного экономиста XX века. Тогда Кейнс обращается к американскому президенту Ф.Д.Рузвельта и большинство его рекомендаций на практике применяется в провозглашенном Рузвельтом "Новому
Курсе".
Случилось чудо! Впервые наглядно, зримо и ощутимо рекомендации академического ученого помогли чиновникам преодолеть целый ряд болезненных экономических и социальных проблем. Экономика США начала выползать из длительной "депрессии" - начался экономический, а как следствие и социальное восстановление. Теория воплотилась в практику.
"Кейнсианская революция" не только опровергла неоспоримый к тому принцип "Laissez Faire", но обозначила чрезвычайно быструю трансформацию всей устоявшейся системы прежних взглядов: оказалось, что правительства могут "вмешиваться" и "лечить" кризиса и депрессии, влиять на болезненные социально-экономические процессы (прежде занятости и безработицы), оперируя государственными рычагами - расходами, налогами, методами прямого и беглого государственного регулювання.
Наиболее завершенный вид "доктрина" Кейнса получила в его работе "Общая теория занятости, процента и денег". Это выдающееся произведение в дальнейшем переиздавался на многих языках бесчисленное количество раз. В среде экономистов приобрел название "Общая теория ... Кейнса". Сказанное вовсе не означает, что новая "Общая теория" сразу получила полное признание. Совсем наоборот: первое издание книги еще не было распродано, как началась безумная критика учения Кейнса в целом, и отдельных положений его "Общей теории" в частности. С Кейнсом произошло то же, что в свое время подверглись произведения Рикардо, Вальраса, Маршалла и других выдающихся экономистов - его начали интерпретировать, стандартизировать, критиковать, препарировать, упрощать, сводить в графики, таблицы и альтернативные математические модели.
И Кейнс сам дал для этого много оснований. Как и другие книги настоящих гениев "Общая теория" была плохо изложенным произведением, исполненным разночтений, отклонений от главной мысли и многочисленных, так и не разработанных автором проблем. Очень метко по этому поводу высказался Самуэльсон, будущий лауреат Нобелевской премии: "Общая теория ... ужасно написана книга, она плохо организована ... Она полна иллюзий и путаницы ... Сама кейнсианская система изложена в ней нечетко ... Вспышки озарения и интуиции пересекаются с скучной алгеброй. Неуклюжие определения неожиданно озаряються странным пассажем. Когда ее в конце концов одолеешь, то выясняется, что анализ в ней очевиден и одновременно новый. Коротко говоря - это работа гения ".
По оценкам, только современников Кейнса, так и многочисленных исследователей, "Общая теория" стала поворотным пунктом в социально-экономической науке XX века и во многом определяет социально-экономическую политику сих пор. Главная идея "кейнсианства" заключается в том, что сама по себе система рыночных отношений не вполне совершенной, самодостаточной, саморегулирующейся, а максимально возможная занятость ресурсов и экономический рост обеспечиваются только активным вмешательством государства в социально-экономические процессы. Отныне социально-экономическая конструкция была дополнена новым элементом и приобрела вид "социально-ориентированной, государственно-регулируемой, рыночной экономики".
Дальнейшее развитие т.н. "Смешанных систем" и "социальных рыночных экономик" показал наглядно, что без "кейнсианства", как основы социально-экономической политики их развитие было бы просто невозможным.
Раздел V. "Кейнсианской революции" В СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ. Джон Мейнард Кейнс / 1883-1946 pp. / 2. Социально- экономические рецепты Кейнса для правительств.