1. Мир "социальной экономики"

Человек рождается и сразу попадает в мир "социальной экономики", то есть в реальный мир конкретной страны, народа с его предпочтениями и привычками, с его культурой, ментальностью, с его материальным и духовным миром. Человек попадает в конкретный СОЦИУМ, есть сообщество людей (за исключением "робинзонад", о которых рассказывал Даниэль Дефо с его героем Робинзоном Крузо).
Человек приходит в мир социальной экономики со своими потребностями, которые с развитием его личности развиваются и обогащаются. Одна из основополагающих черт человеческой натуры - стремление улучшить свое благосостояние. Люди, по крайней мере большая их часть, всегда настроены жить лучше, комфортнее, интереснее. На протяжении тысячелетий человечество производило и совершенствовало методы повышения своего благосостояния, чтобы жить лучше и комфортнее. Собственно, в этом и заключался смысл человеческой цивилизации.
Мир "социальной экономики", бесспорно, состоит из "экономики" как таковой и социума с его моралью и сложной надстройкой. "Экономика" составляет каркас цивилизации, на котором держится все здание человеческого общества, весь социум. Со времен древних греков и римлян, взгляды которых мы рассмотрели, чисто "экономика" неотделима от социума и его морали, а также многочисленных "институтов", им произведенных. От Аристотеля под собственное "экономикой" понимали науку о благосостояние и богатство, а также методы, способы и виды деятельности, которые этот благосостояние обеспечивают. Именно благодаря "экономике" люди выделились из животного мира и образовали суспильство.
Позже в развитом обществе расцветает наука, искусство, поэзия и культура. Но все это становится возможным благодаря тому, что экономика обеспечивает необходимые материальные условия. Фундаментом самых возвышенных человеческих потребностей основные материальные потребности, которые способен удовлетворить лишь економика.
Экономика - следствие коллективного разума человечества, совершенствования его навыков, методов и способов целесообразного виробництва.
Одна из самых рис экономики - целесообразность, рациональность. Мир экономики - особый, со своими законами и принципами. К определяющим экономических принципов относят выбор решений, позволяющих получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами необходимых для этого ресурсов. Итак, миром экономики руководит принцип рациональности, а остальные (мораль, юридические законы, культурные ценности) лишь создают рамки, границы, условия и предпосылки для поиска наиболее целесообразных и рациональных экономических ришень.
Чрезвычайно важным (а возможно и самым важным), таким, что раскрывает суть всей "экономики", является принцип "видплатности", "возмещения", что в бытовом смысле означает "ты - мне, я - тебе". Это может нравиться или не нравиться, но это именно так. Если не научиться видеть за всеми экономическими действиями стремление к рациональности, выгодности и видплатности - то многое из экономических отношений между людьми казаться непонятным, необычным, а возможно и образливим.
Вполне понятно, что вся многогранность человеческого существования не исчерпывается сугубо материальными потребностями: говорят, что "не хлебом единым жив человек". Она обладает чрезвычайно разнообразными потребностями и устремлениями, которые, собственно говоря, и делают ее Человеком в высоком смысле этого слова.
Если мы попытаемся отыскать первоисточник и первопричину развития человеческой цивилизации вообще, и экономической частности, то придется признать, что именно разнообразие человеческих потребностей и желаний является главной движущей силой. Будет признано, что желание человека нельзя свести только к удовлетворению основных материальных потребностей. Поскольку потребности эти весьма разнообразны, ученые давно пытались расположить их, так сказать, по приоритетности. Выдающийся американский социолог А.Маслоу предложил специальную «пирамиду потребностей" (диаграмма 1).
За основу своей "пирамиды" Маслоу принял основные материальные (физиологические) потребности человека - в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве своего рода. Второй ступенью приоритетности являются потребности в защите своего рода в целом и каждого его члена в отдельности. Под защитой или безопасностью понимают не только защиту от внешних врагов или преступников, но и от нищеты и помощь по болезни или безработице и т.п.. Двигаясь вверх "пирамиды" мы обнаруживаем многочисленные социальные нужды, под которыми понимают потребность в обществе, любви, общении с людьми, которые имеют родственные нашим интересы, разделяют наши ценности. Следующая ступень пирамиды - потребность в уважении со стороны других людей и самоповази.
Наконец, поздравляем всю "пирамиду" потребность в самореализации, то есть потребность в развитии своих возможностей и способностей, их активном и творческом использовании. Эта последняя по перечню в системе приоритетных человеческих потребностей, возможно, самая важная для человека как особистости.
Подводя итог "иерархии" человеческих потребностей, мы можем констатировать, что самые, с приоритетной точки зрения, материальные (физиологические) потребности находятся в фундаменте "пирамиды". С этой точки зрения они фундаментальные, базовые и основные, но их иногда еще называют заземленными, и даже хуже - "недостойными" потребностями. Остальные потребностей оказываются сугубо социальными по своему содержанию и связанные с Человеком как существо социальное. Более того, именно эти потребности формируют Человека как Человека. И если продолжить анализ становления человека, то скоро окажется, что человек, кроме своей биологии и физиологии, имеет существенную характеристику существа социальнои.
Поскольку вся эволюция человека связана именно с социальной средой, то социума относится и определяющая роль в его поведении, в выработке его моральных и культурных навыков, в формировании всех ее разнообразных потребностей именно как людини.
Удлиняя наш анализ, мы непременно придем к выводу, что приоритет, или как иногда говорят, примат принадлежит именно социальной компоненте в сложной гамме человеческих потребностей, желаний и устремлений. Придется также признать, что "экономики" как таковой, или чистой экономики в одной стране никогда не существовало и не существует, что человек всегда находится в достаточно конкретной "социальной экономике", а потому разговор следует вести именно о социальной экономику.
Глава VII. ЧЕЛОВЕК И МИР СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 2. Человек в "социальной экономике"