1. Человек , общество , природа - триединая система

Выше мы рассмотрели взаимодействие человека с миром социальной экономики и влияние последней на Человека. Однако Человек взаимодействует не только с миром социальной экономики, но со всем окружающей средой, а также со Вселенной. Человек осуществляет обмен с окружающей средой не только энергией, информацией или вещами, но и всеми своими свойствами, некоторые из которых не всегда безпечни.
Проблема человека и его деятельности в окружающей среде становится все более актуальной, поскольку именно в Человеке опосредованная природа с развитием цивилизации, ее многочисленными связи и взаимозависимости. Современные условия производства требуют от человека все большего - учет возможных последствий ее деятельности. Она по сути своей одновременно является актом и личным, и общественным (общественным), а потому влияет как на самого человека, его цели, ценности, дальнейшее развитие, так и на социальную и природную среду. В.И.Вернадский первым осознал, что человек - достаточно активная сердцевина биосферы, ее вторжения в окружающий мир порождает т.н. "Ноосферу" - продукт деятельности человека. Ему также принадлежит мысль о том, что прагматичный утилитаризм, который вообще присущ человеку, должен уступить место гуманизации в широком понимании. Он настаивал на том, что освоение природы на Земле и окружающей среды во Вселенной необходимо осуществлять на принципах гармонии человеческой деятельности с миром, в котором она реализуется. В.И.Вернадский писал: "В последние века появился новый фактор, который увеличивает количество свободных химических элементов, преимущественно газов и металлов, на земной поверхности. Еще большее влияние человек оказывает полным изменением лика Земли, тем, что производится ею во все больших и больших размерах по мере развития культуры и распространения влияния культурного человечества. Земная поверхность превращается в города и культурную землю и резко меняет свои химические свойства. Изменяя характер химических процессов и химических продуктов, человек совершает работу космического характера. Она является с каждым годом все более значительным фактором в минеральных процессах земной коры и мало-помалу меняет их направление ".
В.И.Вернадский хорошо осознал и предупреждал человечество, что его активная деятельность, как сердцевины биосферы, может привести к необратимым и невидшкодовних последствий в природе. Он предупреждал, что не только из интересов всемирной Гармонии, а прежде всего в собственных интересах человека и человечества в целом не следует нарушать в худшую сторону среду и вселенная: это прямо или косвенно сказывается на генетике человека, уменьшает возможности ее полноценной жизни и наносит непоправимый вред для естественного развития следующих поколинь.
Согласно современным научным представлениям, "природа" и "общество" представляют собой чрезвычайно сложные системы. Обе системы тесно связаны и влияют друг на друга. Общественная система, хотя и тесно связана с естественной, может рассматриваться отдельно от нее, поскольку имеет собственные закономерности. Так, процессы, происходящие в природе, характеризуются переходом от менее вероятных состояний к более вероятных. Что касается общества - то здесь процессы движутся от менее целесообразных к более доцильних.
"Экономику" часто считают опосредованной подсистемой двух вышеупомянутых - "природа" и "общество". С этой точки зрения "экономическая система" трансформирует природные ресурсы в сприйнятни к потреблению обществом материальные блага. Если взглянуть на систему "природа - общество" с экономической точки зрения, то на "вход" этой системы поступают природные и трудовые ресурсы, а на "выходе" мы получаем "продукты", которые удовлетворяют общественные и личные потребности. Зависимости от сигналов на "входе" и "выходе" формируется внутренняя структура экономической (социально-экономической) системы, которая обеспечивает ее целостность. Внутреннее состояние этой системы, как и любой другой, включает совокупность элементов и связей между ними.
Экономическая система состоит из определенных элементов и связей между ними, при определенных подсистем: производства, распределения, обмена и потребления. Одной из центральных является категория производственных факторов. "Традиционно" производственные факторы подразделяются на землю, труд и капитал (диаграмма 5).
С экономической точки зрения важным также является выделения понятий "производственные ресурсы" и т.н. "Естественные" блага. Под "производственными ресурсами" понимают ограничены относительно экономических потребностей ресурсы - природные и трудовые. Ограниченность является существенной характеристикой производственных ресурсов. Она определяется соотношением между потребностью и имеющимся запасом того или иного ресурса. Иными словами, только те элементы, запасы которых меньше потребность в них, относятся к производственным ресурсам и получают экономическую оценку. Те же элементы (также нужны с производственной точки зрения), потребность в которых меньше запаса, в состав производственных ресурсов не входят. Они образуют т.н. "Естественные блага".
В наиболее общем виде производственные ресурсы могут быть представлены: предметами труда - элементы природы, впервые выделенные из нее, или, прошедшие предварительную обработку; средствами труда - элементы природы, с помощью которых обрабатываются предметы труда; трудовыми ресурсами-рабочая сила как совокупность физических и интеллектуальных сил человека, затрачиваемых для продуктивного сочетания средств труда с предметами труда. Единство двух первых - средства производства, а всех трех вместе - производительные силы суспильства.
В ходе исторического развития меняется роль и значимость конкретных видов производственных ресурсов. Так, если в традиционной аграрной экономике ключевыми выступали такие ресурсы, как ручной труд, скот и земля, то переход к индустриальной стадии выдвинул на первый план машины и сырье, производимые промышленностью. Становление же постиндустриального общества превращает в главный производственный ресурс образование, информацию, науку. Последняя является качественно отличным производственным ресурсом. Научные знания как продукт представляют собой информацию о законах развития природы и общества, способы их практического применения. В результате реализации научных достижений развитие производительных сил все в большей степени осуществляется путем материализации человеческих знаний и в меньшей - за счет распространения объема традиционных ресурсов, привлекаемых в хозяйственный обигу.
И все же неверно противопоставлять образование и науку таким производственным ресурсам, как средства производства и рабочая сила. Образование и наука не отделяются от них и не добавляются к ним, как некий отдельный ресурс, а наоборот, "прорезает" их, поднимая на качественно новый и более высокий ступинь.
Эта тенденция "проникновения" образовательно-научного фактора в другие факторы производственного процесса, воплощение их достижений в производство, т.е. процесс превращения в непосредственную производительную силу носит название технологического прогресса. Суть этого - в постоянном преодолении ограниченности человеческих сил и возможностей. Технологический прогресс может происходить и эволюционно, и революционно. Причем, в реальной действительности обе формы сосуществуют в определенной комбинации, перетекают друг в друга. Эволюционный технологический процесс означает постепенное накопление и воплощение новшеств в производство. При этом технологические достижения осуществляются в рамках фундаментальных научных представлений, которые уже сложились. Когда же речь идет о технологической революции, то происходит пересмотр, переоценка фундаментальных научных принципов, причиной переворота в производительных силах. Объединены в процессе производства ресурсы становятся его факторами. Технологический способ производства характеризуется определенным сочетанием производственных ресурсов, определенным набором такого сочетания. Результат такого сочетания - производимая продукция. Взаимосвязь между ней и факторами производства воплощается в показателях "экономической эффективности" (см. диагр. 5). Последняя представляет собой объем продукции, приходящейся на единицу производственных ресурсив.
Экономический анализ можно вести с позиций как однофакторного, так и многофакторного подходов: в первом случае сравнивается выпуск продукции с определенным фактором, во втором - с взвешенной определенным образом совокупности производственных ресурсив.
Анализ экономической эффективности позволил сформулировать один из фундаментальных экономических законов - закон т.н. "Ниспадающей эффективности". Этот закон, особенно в варианте "ниспадающей плодородия земли", связывают с именем Т.Мальтуса. Суть закона заключается в том, что каждый дополнительный прирост одного из факторов производства при фиксированных значениях других факторов приводит к уменьшению прироста продукта. Уменьшение дополнительного прироста продукта связано с тем, что растущий объем одного из факторов производства сочетается с фиксированным объемом других факторов. Этот закон подтверждается любым контролируемым экспериментом в области экономики, касается любого фактора производства и поэтому носит общий характер.
Продукт, созданный в результате технологического сочетания факторов производства, предназначен для удовлетворения общественных потребностей. Следовательно, он отражает связь, объективно складывается между структурой общественных потребностей и составом производственных ресурсов. Общественные потребности всегда первичны по отношению производственных ресурсов. Опережающее развитие структуры общественных потребностей относительно динамики и состава производственных ресурсов - экономическая закономерность. Поэтому общество может ставить только задачи минимизации такого отставания, а не полного его усунення.
Общественные потребности делятся на две основные группы: производственные и непроизводственные. Одна часть произведенного продукта, образующего внутренний годовой оборот предметов труда в процессе производства, является промежуточным продуктом. Другая его часть, которая включает средства труда, прирост запасов предметов труда и предметы потребления, составляет конечный продукт.
Созданный в процессе производства продукт поступает в сферу реализации, где осуществляется его распределение и обмин.
В процессе распределения произведенный продукт направляется в производственное и непроизводственное использование. Способом распределения произведенных средств труда являются производственные капитальные вкладення.
С материальной точки зрения произведенный продукт делится на средства труда, предметы труда и предметы споживання.
Первые два потребляются продуктивно в процессе воспроизведения (постоянно повторяющемся процессе производства), предметы потребления используются - невиробничо.
С точки зрения стоимости, произведенный продукт делится на стоимость потребленных средств труда (амортизация), потребленных предметов труда (текущие материальные затраты), необходимого продукта (оплата труда), дополнительного продукта (предназначен для распространения производства).
Между секторами экономики, выпускающие средства производства, предметы труда, предметы потребления, возникает обмен. Он связывает между собой производство, распределение и потребление. Обмен предоставляет каждому из участников экономической системы необходимы ему материальные блага и ресурсы (схема 1).
В процессе общественного воспроизводства между отдельными секторами экономики происходит обмен в виде материально-вещественных и денежных потоков. Итак, предстоит взаимозамещения в натуре и по вартистю.
Сектор, создает средства труда, направляет часть производимого им продукта в сектора, производящие предметы труда и предметы потребления. Пропорции процесса реализации регулируются законом спроса и предложения, теоретическую разработку которого связывают с именем А.Маршал. Под спросом понимают объем общественной потребности, выраженный в деньгах. Предложение - это объем продукции, попавшей на ринок.
Для того, чтобы постичь деяния всей социально-экономической системы, надо хорошо разбираться, с одной стороны, на ее отдельных элементах (деньги, банки, биржи, цены) и поведении агентов на финансовых рынках и рынках товаров домашнего хозяйства (формирование спроса), а с другой - поведении поставщиков и производителей (формирование предложения). С этой точки зрения, одна из центральных проблем деяния реальной социально-экономической системы - достижение общего равновесия на макроуровне, то есть приблизительное равновесие спроса и предложения одновременно на многочисленных рынках множества товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Эта чудодейственная, на первый взгляд, пропорциональность, сбалансированность, согласованность действий миллионов "домашних хозяйств", фирм, банков, бирж и других элементов системы, хотя и непрерывно нарушается, однако вновь и вновь восстанавливается. Без этого не может существовать ни одна социально-экономическая система (схема 2).
Достигается это взаимодействием двух сил - рынка и государства. Но понять принципы работы социально-экономической системы в целом можно только осознав, как действует экономический механизм не в "разобранном виде", а в "сборе", т.е. в реальном существовании. При этом следует четко понимать, что отдельные элементы и формы экономической организации человечество производит протяжении тысячелетий. Они объективно производились повседневной экономической практикой в процессе длительной экономической истории.
С наступлением новой технологической эры - периода научно-технической революции (II половина XX в.) - Человечество вошло в такую стадию своего развития, когда произошли качественные изменения в системе "человек - общество - природа".
Отныне дальнейшее развитие человеческой цивилизации, как таковой, уже не оставляет возможности для "свободного" выбора, для желания или нежелания развиваться так или иначе. Человечество начинает приближаться к исчерпанию возможностей природы "нейтрализовать" отходы человеческой жизнедеятельности. Человечество подошло к такому рубежу в своем развитии, когда образуется единство природной экосистемы и производственной, социальной и других систем искусственного происхождения. В этих условиях возникла реальная угроза разрушения чрезвычайно хрупкой единства систем искусственного и естественного происхождения, а как следствие - большой вероятностью является гибель цивилизации.
Взаимодействие между обществом, природой и человеком должна учитывать не только интересы человека и общества, но и "интересы" природы. И стремление людей пересмотреть свои "отношения" с природой, сформировать какое-то здоровую окружающую среду обусловлено не только загрязнением или недостатком свободного пространства. Речь идет о повышении интересов самого человека, его личности в общем цивилизационном процессе. С этой точки зрения, современная, чисто экономическая парадигма, не может не формироваться в рамках единой "социо-экономо-экологической" спильноти.
Сложная система "человек - общество - природа" развивается и саморазвивающейся в сложных взаимоотношениях всех своих элементов. Общественные интересы, в основном, складываются и развиваются в зависимости от всей единой системы "человек - общество - природа". Особенности взаимодействия всех перечисленных элементов системы, в конце концов, определяют соотношение между экономическими и внеэкономическими составляющими конкретной системы общественных интересов. Эти особенности формируют ценностные ориентиры в рамках конкретной экономической эпохи, проявляют общественные представления о типе государственности, направления экономического роста, в конце концов о том, что считать экономическим и социальным прогрессом.
Раздел IX. Социально-экономический прогресс ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 2. Проблема " экономического" и " социального" прогресса