1. Вопрос о роли государства в социальной экономике

Мы начали разговор о мире социальной экономики с человека - этой мелкой, но главной составляющей всего социально-экономического уклада. Затем мы рассмотрели немало элементов и институтов социальной экономики - простых, сложных, посредственных и малых. Или не крупным и значимым участником социальной экономики является государство. Со времен ее возникновения (для стран Европы датируют XV веком) вопрос о роли, суть и значение государства является предметом непрекращающихся дискуссий экономистов, социологов, юристов, историков, политологов. В новейшие времена наиболее непримиримыми оппонентами из названной проблемы оказались "школы" Дж.М.Кейнса (1883-1946 pp.) И Ф. фон Хайека (1899-1992 pp.).
Выдающийся экономист Джон Мейнард Кейнс вошел в историю экономической мысли как разрушитель некоторых устоявшихся и неоспоримых политико-экономических истин. Из названной проблемы Кейнс и его последователи - научная "школа кейнсианцев" - считали, что лишить рыночную экономику ее внутренних изъянов состоянии только государство. По этому поводу Дж.М.Кейнс писал: "... Хотя расширение функций правительства показалось публицисту XIX века или современному американскому финансисту ужасным покушением на основы индивидуализма, я защищаю его как единственно возможный способ избежать разрушения существующих экономических форм и как условие для успешного функционирования личной инициативы ". Кейнс считал, что именно государству под силу обуздать экономические кризисы. Для этого нужно сознательно управлять теми экономическими рычагами, "находятся под сознательным контролем и управлением центральной власти в той реальной системе, в которой мы живем". Идеи Дж.М.Кейнса получили широкое распространение и активно применялись на практике, в частности американскими президентами.
Прямо противоположные взгляды на роль государства провозглашал и всю свою долгую жизнь доказывал Ф.Хайек. В частности, он утверждал, что вторжение государства в кредитно-денежную систему на основе кейнсианских рецептов может стать главной причиной хозяйственных проблем и социальных потрясений. Вся "школа" выдающегося австрийского экономиста Ф.Хайека базировалась на постулате о защите экономической свободы как основы гражданских прав. Хайек доказывал, что любые попытки ограничения этих свобод и прав оборачиваются для экономики в целом, и каждого человека в частности, ухудшением их положения. Анализируя практику социалистического строительства, Ф. Хайек одним из первых доказал, что широкое и неограниченное вмешательство государства в рыночные механизмы обязательно приведет к неэффективности дел в экономике, а гражданские свободы человека будут отменены во имя достижения абстрактных идей. Сегодня нельзя не признать правильность большинства из пророческих предсказаний этого выдающегося экономиста, философа и социолога.
Опровергая невозможность "директивного планирования" при социализме Ф.Хайек доказывал, что современная экономика такая сложная и изменчивая, что для ее развития требуется огромный объем информации о возможности и пожелания отдельных продавцов и покупателей. Поскольку собрать, а тем более овладеть всю эту информацию не под силу никакому Госплана - это задача решается только "невидимой рукой" рынка. На этом утверждении базировалась его теория невозможности "рыночного социализма", а также нецелесообразность и вредность резкого распространения программ социальной поддержки и национализации частной власности.
Споры и дискуссии по проблемам экономической и социальной роли государства не утихают и до наших времен. Сторонники обоих "школ" - Кейнса и Хайека - упорно доказывают каждая свое, и в отдельные времена в разных странах правы, как говорится, и те и другие. Ведь так же, как политика Рузвельта на основе кейнсианских рецептов позволила Соединенным Штатам выбраться из кризиса, так же и прямо противоположная политика приватизации государственной собственности, во время премьерства Маргарет Тэтчер, позволила Англии возродить ее экономическую мощь и потужнисть.
При всем разнообразии подходов к роли государства триединую задачу и в гражданском обществе можно считать доказанным: первое - обуздать наиболее агрессивные устремления своих граждан, очистить внутреннюю жизнь стран от вспышек насилия и преступности, второе - контролировать различными способами экономическую жизнь страны с целью его постоянного воспроизводства; третье - формировать духовную жизнь граждан, поощряя одни и ограничивая другие социальные, идеологические, религиозные течения и настанови.
Перечисленные задачи определяют круг т.н. "Общего социально-хозяйственного порядка", то есть такого, в пределах которого должны происходить реальные социальные и экономические процеси.
Поскольку реальное социально-экономическую жизнь стран и народов все время усложняется, расширяется и круг тех многочисленных функций, которые выполняет современное государство в социальной экономике. На диаграмме 6 приводится перечень лишь некоторых экономических и социальных функций государства в современной развитой социально-ориентированной рыночной економици.
Если попытаться на основе этих многочисленных функций и институтов выделить экономические задачи государства в СРЕ, то главными из них будут:
во-первых, перераспределение доходов граждан и хозяйствующих единиц;
во-вторых, перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;
в-третьих, организация производства "общественных товаров и услуг".
Раздел XIII. ГОСУДАРСТВО В СОЦИАЛЬНО- ориентированной рыночной экономике 2. Назначение государства в социальной экономике