1.3. Сущность системы управления проектами , ее элементы

Необходимость управления проектами, а именно необходимость координации использования человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта с помощью современных методов и техники управления для достижения соответствующего уровня доходов участников проекта, высокого качества, связанная с массовым ростом масштабов и сложности проектов, ростом требований к сроков их осуществления, качества выполняемых робит.
Началом развития управления проектами была разработка в 30-х годах XX века советскими учеными методов календарного планирования с использованием циклограмм. Одними из первых методов управления были разработаны на Западе в 50-х годах методы сетевого планирования, в 80-х годах появились первые компьютерные программы оптимизации процесса управлиння.
На сегодня управление проектами - это признанная во всем мире методология решения организационно-технических проблем, это философия руководства проектами. Условия рынка становятся более требовательными, повышаются темпы изменений видбуваються.
Управление проектами - это процесс управления командой, ресурсами проекта с помощью специальных методов и приемов с целью успешного достижения поставленной мети.
Важным элементом является окружение проекта, поскольку важно определить среду, в которой возникает, существует и завершается проект. Окружение проекта - это факторы влияния на его подготовку и реализацию. Поэтому их можно разделить на внутренние и зовнишни.
К внешним относятся политические, экономические, общественные, правовые, научно-технические, культурные и природни.
К политическим факторам относятся: политическая стабильность, поддержка проекта государственными учреждениями, межнациональные отношения, уровень преступности, межгосударственные отношения и т.д.. К правовым - стабильность законодательства, соблюдения прав человека, прав собственности, прав предпринимательства. К экономическим - структура внутреннего валового продукта, условия регулирования цен, уровень инфляции, стабильность национальной валюты, развитость банковской системы, состояние рынков, уровень развития предпринимательства и т. п. Важным при определении окружения проектов является уровень развития фундаментальных и прикладных наук, уровень информационных и промышленных технологий, уровень развития энергетики, транспорта, связи, коммуникаций тощо.
К внутренним относятся факторы, связанные с организацией проекту.
Организация проекта является распределением прав, ответственности и обязанностей между участниками проекту.
Участниками управления проектами юридические и / или физические лица, которые обязаны выполнить некоторые действия, предусмотренные проектом, и интересы которых будут задействованы при реализации проекту.
В число участников могут входить инвесторы, банки, подрядчики, поставщики, оптовые покупатели продукции, лизингодатели и другие физические или юридические лица. Участником проекта может быть также государство (рис. 1).
Автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования является инициатор проекта. Деловая инициатива в осуществлении проекта, как правило, принадлежит заказчику. Заказчик - это заинтересованная сторона в осуществлении проекта, будущий владелец и пользователь результатов проекта. Он определяет основные требования и масштабы проекта, обеспечивает финансирование проекта за счет собственных средств или средств инвесторов, заключает соглашения с исполнителями проекта, несет ответственность за эти соглашения и в целом за проект перед обществом и законом, руководит процессом взаимодействия между участниками проекту.
Если инвестор, т.е. та сторона проекта, которая обеспечивает его финансирование, не является заказчиком, то вложения средств в проект могут осуществлять банки, инвестиционные фонды и другие кредитные организации.
Они вступают в договорные отношения с заказчиком, контролируют выполнение контрактов, осуществляют расчеты с другими сторонами по мере выполнения работ. Целью инвесторов является максимизация прибыли на свои инвестиции от реализации проекта. Они являются полноценными партнерами проекта и владельцами всего имущества, приобретенного за счет инвестиций, до тех пор, пока не будут выплачены все средства по контракту (кредитному договору) с замовником.
Свои полномочия по руководству работами по осуществлению проекта, а именно: планирование, контроль и координацию работ всех участников проекта, заказчик и инвестор делегируют руководителю проекта. Состав функций и полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком. Перед руководителем и его командой ставится задача руководства и координации работ в течение жизненного цикла проекта к достижению поставленных целей и результатов при соблюдении установленных сроков, бюджета и качества. Команда проекта - специфическая организационная структура, которую возглавляет руководитель проекта. Она создается на период осуществления проекта и задачам Те является осуществление функций управления проектом. Состав зависит от характеристик проекта, а именно от его масштаба, сложности. Членами команды являются: инженер проекта, руководитель контрактов, контроллер проекта, бухгалтер проекта, руководитель отдела материально-технического обеспечения, руководитель работ по проектированию, руководитель производством (строительством), административный помощник. Кроме того, участниками проекта являются: контрактор или генеральный контрактор (сторона, которая берет на себя ответственность за выполнение работ по контракту), субконтракторами (вступает в договорные отношения с контрактором или субконтракторами более высокого уровня), координатор работ по эксплуатации, проектировщик (юридическое лицо , выполняющий по контракту проектно-изыскательские работы в рамках проекта), генеральный подрядчик (юридическое лицо, чье предложение принята заказчиком, несет ответственность за выполнение работ в соответствии с условиями контракта), лицензоры (организации, выделяющие лицензии на право владения земельным участком, проведения торгов, выполнения отдельных работ и др.), поставщики, органы власти, собственник земельного участка, производитель конечной продукции проекта, потребители продукции. На осуществление проекта могут влиять и другие стороны из окружения проекта, которые могут быть отнесены к участникам проекта.
Важным элементом управления проектами является своевременная и точная подготовка проектных материалив.
Проектные материалы - это совокупность документов, содержащих описание и обоснование проекту.
Существует также много других элементов и характеристик, которые играют важную роль при управлении проектами, а именно: начальные условия, ограничения и требования к проекту, виды обеспечения проекта, методы и техника управления проектами и т.д..
1.2. Понятие и классификация проектов 1.4. Цели и процессы в управлении проектами. Принципы и функции управления проектами