11.1. Основные положения

Реализация проектов в условиях рыночной экономики сводится, по сути, к серии взаимосвязанных и скоординированных закупок ресурсов проекта в широком смысле слова, в том числе: машин и оборудования, материалов, лицензий и «ноу-хау», строительных, монтажных и пусконаладочных работ (ген - и субподрядчиков), консультационных услуг по разработке проектно-сметной документации (проектировщики), проведение торгов, надзора за работами, подготовки персонала и т.д.. Понятие «закупки» в зарубежной практике управления проектами имеет гораздо более глобальный характер по сравнению с его традиционным отечественным пониманием как этапа материально-технического обеспечения проекта. Основное отличие заключается в более широком понимании термина «ресурсы проекта», что означает не только традиционные материально-технические и трудовые ресурсы, но и весь необходимый спектр работ и услуг по проекту. Объединяющим элементом ресурсов проекта является основной способ их закупки - через конкурсные торги (тендеры).
В данном разделе рассматриваются аспекты процедур конкурсных торгов по закупкам. История торгов как способа закупок началась довольно давно, когда были заложены основные принципы, в том числе: экономия, состязательность (конкуренция), обеспечения равных прав и добросовестности участников, гласнисть.
В сегодняшних условиях цель торгов заключается, в основном, в осуществлении закупок по следующим направлениям:
закупки товаров, работ и услуг в рамках госзаказа;
закупки в рамках реализации проектов, финансируемых за счет государственных средств (в этом случае закупки делает компания, получает на определенных условиях государственные средства для реализации проекта);
закупки, осуществляемые в рамках проектов, которые финансируют международные финансовые организации - Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, региональные банки развития и др..;
закупки ресурсов для инвестиционных проектов в рамках проектного финансування.
В ходе торгов используют следующие основные понятия и визначення.
Процедуры закупки - различного рода процедуры (последовательность действий, оформлена документально), которые применяются при размещении заказов на поставки, выполнение, оказание. К процедурам относятся:
предварительный подбор;
открытый конкурс;
закрытый конкурс;
двухэтапный конкурс;
запрос котировок;
закупка из одного джерела.
Конкурс - способ размещения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, при котором заказчик или организатор конкурса в тот или иной способ искусственно создает условия для конкурентной борьбы между поставщиками-участниками конкурса по заказу с целью выбора наилучших условий приобретения необходимых товаров, работ, услуг .
Существенным отличием конкурсов от аукционов является то, что поставщик может подать только одно предложение по поставкам необходимых товаров, работ, услуг, которая впоследствии не может быть изменена ни поставщиком, ни заказчиком. Иначе говоря, если по результатам конкурса заключается контракт, то он заключается на тех условиях, которые были указаны в предложении, которая выиграла конкурс. Конкурсы бывают:
открыты;
закрыты;
двоетапни.
Открытый конкурс - это такой вид конкурса, при котором заказчик или организатор его привлекает предложения поставщиков-участников конкурса на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг посредством публикации приглашения к участию в конкурсе в средствах массовой информации и раз-рассматривают предложения всех поставщиков, которые на это приглашение откликнулись. Важен именно момент - рассмотрение предложений всех поставщиков, откликнувшихся на приглашение к участию в конкурсе. В некоторых случаях устанавливается требование, чтобы конкурсная документация была получена установленным образом, в том числе и после внесения платы за нее. Однако это не следует рассматривать как ограничение на участие в конкурсе конкурсная документация должна предоставляться по требованию любого постачальника.
Открытые конкурсы рассматриваются как основной (и лучший) способ закупки товаров, работ, услуг. Это означает, что если нет специальных условий закупки (конъюнктура рынка, специальные требования к техническим или технико-экономических характеристик продукции, требования к секретности закупки, относительно небольшие объемы закупки), то ее нужно осуществлять на открытом конкурсе. Практически это означает, что открытые конкурсы применяются для закупки больших объемов достаточно стандартизированных товаров, работ, услуг на конкурентном рынке, когда нет специальных условий в срок и секретности закупивли.
Преимущества открытых конкурсов:
лучшие условия для конкуренции между поставщиками и, как следствие, возможность получения выгодных условий приобретения закупаемых товаров, работ, услуг;
открытость процесса размещения заказа предотвращает недобросовестным действиям чиновников, принимающих решения о расходовании засобив.
Недостатки открытых конкурсов:
сложность документации и процедур;
длительные сроки осуществления закупки;
существенные затраты на организацию и закупивлю.
Закрытый конкурс - заказчик или организатор конкурса привлекает предложения поставщиков-участников на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, посылая специальные приглашения поставщикам, которые, по мнению заказчика, будут заинтересованы в участии в конкурсе. Заказчик или организатор конкурса рассматривает предложения только тех поставщиков, которые получили такие специальные запрошення.
Закрытый конкурс применяется, если необходимые товары, работы, услуги способны обеспечить только избранные поставщики, или если ряд поставщиков имеют исключительные права на поставку необходимых товаров, работ, услуг, или технически сложные товары, работы, услуги могут предоставляться ограниченным кругом специалистов.
Преимущества закрытых конкурсов:
проще в организации и проведении, чем открытые, и, как следствие, стоят заказчику или организатору конкурса дешевле;
можно организовать достаточное конкуренцию между постачальниками.
Недостатки закрытых конкурсов:
конкуренция между поставщиками ограничена;
возможные недобросовестные действия чиновников, принимающих решения о способе закупки и привлечения (непривлечение) тех или иных постачальникив.
Двухэтапный конкурс - вид конкурса, в ходе которого заказчик или организатор конкурса:
на первом этапе привлекает первоначальные предложения о поставке товаров, выполнение работ, оказание услуг без определения цены (стоимости, расценок)
ведет переговоры с поставщиками из любых аспектов их предложений (за исключением требований относительно правомочности и квалификации поставщиков, а также коммерческих условий предложений)
по результатам переговоров можно внести изменения в технические и технико-экономические требования к товарам, работам, услугам, которые были установлены в начале;
на втором этапе привлекаются окончательные предложения поставщиков с определением цены и других коммерческих условий.
Двухэтапные конкурсы применяют при закупке технически сложных товаров, работ, услуг, на которые заказчик не может или по каким-то причинам не желает составить подробные технические (технико-экономические) требования. Именно поэтому ему нужно провести переговоры с поставщиками по техническим (технико-экономических) условий и требований.
Упрощенные способы закупки - это такие способы размещения госзаказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по сравнению с конкурсами отличаются простотой и небольшими затратами времени, материальных и трудовых ресурсов. Упрощенным способам относятся запрос котировок и закупка из одного джерела.
Запрос котировок - упрощенный способ закупки товаров, работ, услуг, при котором госзаказчик или организатор конкурса направляет нескольким потенциальным поставщикам запрос относительно цен на необходимые товары, работы, услуги и присуждает контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг тому поставщику, который дал предложение (котировки) с наименьшей циною.
Существенным является то, что заказчик или организатор конкурса устанавливает все требования к закупаемых товаров, работ, услуг и сроков, а также к условиям их поставки (выполнения) и оплаты. Поставщик должен представить предложение с указанием только цены товаров, работ, послуг.
Способ запроса котировок применяется при закупке небольших объемов простых стандартизированных товаров, работ, услуг, для которых существует рынок, сформировавшийся.
Преимущества:
простота организации;
небольшие затраты времени, трудовых и материальных ресурсов;
наличие конкуренции между постачальниками.
Недостатки:
ограниченная сфера применения;
возможные недобросовестные действия чиновников, принимающих решение о том, кому направлять запросы о цини.
Закупка из одного источника - упрощенный способ закупки товаров, работ, услуг, когда заказчик или организатор конкурса спрашивает предложение о поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг только у одного поставщика. Применяется в случае, когда только один поставщик может предоставить необходимые товары, работы, услуги (поставщик - единственный производитель или один поставщик имеет исключительные права на поставку товаров, работ, услуг - при условии, что на рынке отсутствует полноценная замена) или же если в результате чрезвычайных обстоятельств (наводнения, землетрясения, военные действия) возникла срочная потребность в товарах, работах, услугах.
Преимущество:
простой в организации и проведении - малые затраты времени, материальных и трудовых ресурсов.
Недостаток:
отсутствие конкуренции между поставщиками - в основном самые невыгодные условия придбання.
Этапы закупки - отдельные, ограниченные во времени процедуры (т.е. последовательность действий, оформлена документально), что является частью процедуры закупки тем или иным способом. Много этапов закупки освещаются в протоколе закупки или приложениях к нему. Основными этапами закупки являются:
проведение маркетинговых исследований;
разработка конкурсной и вспомогательной документации;
сообщение о проведении конкурса;
распространение конкурсной документации;
разъяснение и изменение конкурсной документации;
прием конкурсных заявок;
раскрытие конкурсных заявок;
оценка конкурсных заявок;
присуждении контракта;
подписания контракта;
сообщение о результатах конкурса.
Глава 11. ПРОЦЕДУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ конкурентных торгов (тендеров) ПО ПРОЕКТУ 11.2. классификация торгов