2.6. Размещение отраслей машиностроительного комплекса
Машиностроительный комплекс охватывает два десятка специализированных отраслей. К нему относятся практически все отрасли машиностроения (кроме часовой). Он является основой тяжелой индустрии и играет решающую роль в создании материально-технической базы. В современных условиях машиностроению принадлежит исключительно важная роль в ускорении научно-технического прогресса. Выпуская орудия труда для различных отраслей народного хозяйства, машиностроения реализует достижения научно-технического прогресса и обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства (табл. 23).промышленно-производственного потенциала индустриального производства, доля продукции комплекса в общем объеме продукции промышленности составляет 29%. Машиностроительный комплекс относится к трудоемких отраслей промышленности, о чем свидетельствуют соотношение занятых в нем и объем производимой продукции. Вместе машиностроения относится к металлоемких отраслей. На 1 т готовой продукции оно тратит 1,3-1,5 т металла, а в целом машиностроительный комплекс потребляет треть проката, 40% чугунного и более 65% стального литья, которые выпускает металлургическая промышленность Украини.
Отраслевая структура и ассортимент продукции машиностроения предопределяют особенности размещения его производства. Особенно большое влияние на размещение отдельных отраслей и подотраслей машиностроения имеют технологические процессы, формы организации производства. Однако машиностроения прежде всего относится к отраслям "свободного размещения", поскольку на него меньше, чем на другие отрасли, влияют природные условия и ресурсы. В связи с этим на размещение предприятий машиностроения определяющее влияние имеют экономические факторы. Среди последних главными являются трудовые ресурсы и потребитель. Так, ряд отраслей машиностроения отличается высоким уровнем трудоемкости изделий, что требует высокого уровня квалификации занятых. К таким отраслям прежде всего относятся электротехническая, электронная и подшипниковая, производство энергетического оборудования тощо.
Отдельные отрасли машиностроения относятся к металлоемких. Так, для изготовления металлургического оборудования стоимостью 1 млн. руб. (В ценах до апреля 1991 г.) нужно 2000 т металла, а цементного - 3000 т. В связи с этим металлоемкое машиностроение тяготеет, как правило, к источникам сырья. Поскольку большинство машин и технологического оборудования имеет большие габаритные размеры, их производство размещается в районах потребления, способствует сокращению расходов на транспортування.
Эффективным является размещение машиностроительных предприятий вблизи источников сырья и потребителя. При таких условиях стоимость машин и оборудования существенно уменьшается за счет сокращения транспортных расходов на перевозку сырья и готовых изделий. Среди экономических факторов очень важны специализация и кооперация.
Специализация в машиностроении определяется профилем машиностроительных предприятий и характером продукции - массовым, мелко-и крупносерийное, индивидуальным. В области наиболее распространена предметная специализация (выпуск конечных продуктов), технологическая (специализация на выпуске полуфабрикатов - литья, заготовок) и подетальная (выпуск деталей, узлов, агрегатов для комплектования машин). Углубление специализации дает возможность снизить себестоимость, что, в свою очередь, делает экономически выгодным наращивания массового и крупносерийного производства. Себестоимость произведенной продукции на глибокоспециализованих предприятиях и радиус ее перевозки к районам потребления находятся в обратно пропорциональной зависимости. Поэтому заводы подетальной специализации значительно территориально удаленные от заводов предметной специализации. Последние обслуживают потребности не одного, а чаще нескольких экономических районов или всей Украини.
Специализация предопределяет расширение кооперации производства. Машиностроительные предприятия кооперируются с другими отраслями промышленности - химической, текстильной, лесной, которые поставляют полуфабрикаты и изделия, необходимые в процессе производства машин и оборудования. Кооперация производства расширению территориальной специализации районов страны на выпуске конечных видов продукции. При этом районы специализируются не только на производстве массовой продукции, но и мелкосерийной и даже индивидуальнои.
Большие масштабы концентрации производства на основе специализации и кооперации обусловливают значимость транспортного фактора, поскольку конечные виды продукции машиностроения используются не только внутри отрасли, но и во всем народном хозяйстве. В связи с этим фактор потребителя теряет свой определяющее влияние. Ярким примером является завод тяжелого машиностроения в Краматорске, который выпускает блюминги, тонколистовые состояния непрерывного проката, оборудование для доменных и мартеновских печей, шагающие экскаваторы, подъемно-шахтное оборудование, кузнечно-прессовые машины и т.д.. Однако только незначительная часть продукции этого завода остается в Донецком экономическом райони.
Несмотря на то что природные условия не имеют определяющего влияния на размещение предприятий машиностроения, не учитывать этого фактора нельзя, когда речь идет о размещении морского и речного судостроения, сельскохозяйственного машиностроения, а также выпуск машин и устаткування.
Заслуживают внимания ограничения на создание в крупных городах новых промышленных предприятий, кроме объектов, связанных с обслуживанием населения. Стоит полнее использовать возможности хозяйственного развития малых и средних городов, рабочих поселков, размещать здесь небольшие специализированные предприятия, филиалы и отдельные цеха заводов и фабрик. Такой подход к размещению производства в будущем касается прежде машиностроительной промышленности. Его реализация свидетельствует о том, что в размещении машиностроения все большую роль начинают играть социальные фактори.
В условиях ускорения научно-технического прогресса исключительная роль принадлежит таким отраслям машиностроения, как электроника, атомная энергетика, производство технологического оборудования и средств автоматизации, роботизации и комплексной автоматизации производственных процессов. Эти отрасли должны развиваться быстрее по сравнению с темпами роста всего машиностроительного комплекса. Основными направлениями развития машиностроения на ближайшую перспективу должны стать гибкие автоматизированные производства, роторные и роторно-конвейерные линии, разработка, выпуск и применение вычислительной техники в народном хозяйстве, систем автоматизированного проектирования. Создание новых технологических процессов позволит развернуть строительство заводов-автоматов, резко уменьшить потребность в трудовых ресурсах. Под влиянием научно-технического прогресса переоценивается значение традиционных факторов, определяющих размещение промышленного комплекса. В современных условиях научно-технический прогресс является не только основной рычагом интенсификации производства, но и фактором, определяющим их пространственное розмищення.
Современное размещение машиностроительного комплекса Украины сложилось в основном за годы советской власти. В царской России в Украине относительно развитыми были только сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, на заводах которого производили не только несложные машины и орудия для обработки земли и уборки урожая, но и паровозы, железнодорожные вагоны и судна.
Отраслевая структура и территориальное размещение машиностроения Украины формировались планомерно, в соответствии с принципами размещения социалистического производства. Однако на определенных этапах приоритетными были не всегда те же принципы. Например, курс на индустриализацию Украине реализовался благодаря созданию тяжелой индустрии. В связи с этим и машиностроения тяготело прежде всего к источникам сырья. Фактор трудовых ресурсов учитывался только тогда, когда речь шла о размещении сложного машиностроения, требующий высокого уровня квалификации робитникив.
Ведомственные интересы отраслевых министерств, попытки снизить стоимость отдельных объектов за счет экономии на объектах промышленной и социальной инфраструктуры привели к чрезмерной концентрации машиностроительных предприятий в крупных городах страны. Анализ производства промышленной продукции на душу населения в разрезе экономических районов и областей показывает, что закономерность планового и пропорционального размещения хозяйства экономических районов и областей реализована лишь частично. Об этом свидетельствует и размещение основных производственных фондов в Украини.
В структуре хозяйства экономических районов Украины машиностроение еще не заняло того места, которое ему предстоит в условиях ускорения научно-технического прогресу.
На основе особенностей размещения производства и технологических процессов отрасли машиностроения классифицируются так: тяжелое, общее, среднее машиностроение, производство точных механизмов; приборов и инструментов, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и устаткування.
Тяжелое машиностроение объединяет производство металлургического, горно-шахтного, подъемно-транспортного и энергетического оборудования. Для него характерны низкая трудоемкость, высокая металлоемкость, низкая транспортабельность продукции. Как правило, в тяжелом машиностроении больше предприятий полного цикла (заготовка, обработка, сборка), которые выпускают продукцию небольшими сериями и даже индивидуального призначення.
Производство металлургического оборудования почти полностью (95,5%) сосредоточено в Донецком и Приднепровском экономических районах.
Крупнейшим предприятием такого типа в Украине Ново-Краматорский машиностроительный завод, который выпускает кузнечно-прессовое, металлургическое оборудование, слябинги, прокатные листовые станы непрерывного действия, специальные большие тяжелые металлорежущие станки для металлургической промышленности. Реконструированный Старо-Краматорский завод производит в основном оборудование для металлургической промисловости.
Крупными производителями металлургического оборудования является Дебальцевский машиностроительный завод, который производит оборудование для доменных и сталеплавильных печей, запасные части для коксохимического оборудования, завод прокатных валков в г. Лутугино Луганской области и Кадиевский литейно-механический завод, производящий доменное и сталеплавильное оборудование, в том числе для механизации и автоматизации металлургических цехив.
Оборудование для металлургической промышленности выпускает также Мариупольский завод тяжелого машиностроения. Производителями металлургического оборудования, металлоконструкций, установок для непрерывного разлива стали, прокатных станов для проката труб, аппаратов и оборудования для доменных печей, электромагнитных листоукладальникив, чугуновозов и шлаковозов, мощных роторных вагоноопрокидывателей стали города Приднепровья - Днепропетровск, Кривой Рог и Марганець.
Заводы горно-шахтного и бурового оборудования размещены вблизи потребителей - угольной промышленности Донбасса, рудной базы Приднепровья, районов добычи нефти и газа. Учитывается фактор металлоемкости, поскольку потребители машин и металла расположены в тех же районах. Основными центрами этой отрасли является Дружковка, Горловка, Ясиноватая, Донецк, Харьков, Луганск, Красный Луч, Конотоп, Кривой Рог, Черновцы, Дрогобич.
Торезский завод производит рудничные электровозы, породонавантажувачи, машины и вагонетки; Горловский - угольные комбайны и другие шахтные машины и оборудование, врубовые машины новейших конструкций, буровые установки для роторного бурения скважин; Донецкий завод - мощные подъемные машины и буровые установки; Ясиноватский машиностроительный завод - и горнопроходческих оборудование - комбайны и лебедки; ряд заводов Харькова и Луганска специализируется на выпуске металлосодержащего обогатительного оборудования, а завод в Славянске - на производстве коксохимического устаткування.
В Кривом Роге работают заводы по выпуску горно-шахтного оборудования для железорудной промышленности, буровых станков. Производство бурового оборудования для нефтяной и газовой промышленности сосредоточено в Черновцах, Дрогобыче, Харькове и Конотопе. Объемы производства оборудования представлены в табл. 24.
Крупнейшие предприятия подъемно-транспортного машиностроения расположены в Одессе, Львове, Харькове, Никополе, Прилуках и Днепропетровске, средние - в Славянске, Золотоноше (Черкасская обл.) И Киверцах (Волынская обл.). Наиболее специализированным предприятием подъемно-транспортного машиностроения Украины для выпуска различных типов автопогрузчиков является львовский завод "Автопогрузчик".
Одной из главных отраслей тяжелого машиностроения является энергетическая, которая специализируется на производстве паровых гидравлических турбин, генераторов, котлов и мощных дизельных моторов, оборудования для атомных электростанций, электроаппаратуры и кабелю.
Центром энергетического машиностроения является Харьков. Его предприятия - турбинный завод им. С. М. Кирова, завод "Электротяжмаш", электромеханический (ХЭМЗ) и «Электромашина» - выпускают более 40% продукции энергетического машиностроения Украины. Турбинный завод выпускает мощные турбины для тепловых, атомных и гидроэлектрических станций. На заводах Харькова производят также оборудование для автоматического управления производственными процессами в металлургической, угольной и других отраслях народного господарства.
В Запорожье сосредоточено производство силовых трансформаторов. Многие предприятия энергетического машиностроения и электротехнической промышленности есть в Киеве, Днепропетровске, Мелитополе, Львове, Тернополе, Полтаве, Новой Каховке. Центрами энергетического дизелестроения является Токмак (Запорожская обл.), Первомайск (Николаевская обл.), Берислав (Херсонская обл.). Кабельное производство организовано в Киеве, Харькове, Одессе, Донецке. Электроизоляционные материалы производят в Луганске, Славянске, Львове, Первомайске (Житомирская обл.). Объемы производства приведены в табл. 25.
Важнейшими центрами производства тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования является Краматорск, Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Марганец. Объемы производства представлены в табл. 26.
Общее машиностроение объединяет транспортное (без автомобильного) и сельскохозяйственное (без тракторного) производство промышленного технологического и строительного оборудования (без легкой и пищевой промышленности). Предприятия этой отрасли ориентируются, как правило, на потребителя готовой продукции, за исключением изделий, которые отличаются абсолютной транспортабельнистю.
Очень капиталоемкое локомотиво-и вагоностроения. Локомотивостроения привязано к источникам сырья. Тепловозы производят в Луганске на базе паровозостроения и в Харькове на заводе транспортного машиностроения. Промышленные электровозы выпускают в Днепропетровске. В Киеве, Львове, Днепропетровске, Львове, Одессе, Запорожье, Конотопе и Дружковке есть заводы для ремонта тепловозив.
Железнодорожные вагоны производят в Кременчуге и Днепродзержинске, большегрузные вагоны - в Стаханове (Луганская обл.). В Мариуполе налажено производство металлических вагонов-цистерн. Крупнейшие вагоноремонтные заводы размещены в Киеве, Харькове, Одессе, Львове и Конотопи.
Сложная отраслевая структура судостроения, специфическая технология строительства судов. Так, судостроение - это строительство и ремонт судов, а также судовое машиностроение. Судостроение разделяют на морское и речное, а его география совпадает с морским побережьем и внутренними водными путями. По назначению различают более десятка типов судов. Важнейшими типами являются грузовые, пассажирские и смешанные, которые объединяют в группу транспортных. Из других групп выделяют промышленные, промышленно-добывающие, спортивно-туристические и т.д.. В специализированных грузовых транспортных судов относятся: Лихтер-и контейнеровозы, рефрижераторы. Основным центром морского судостроения является Николаев, где работают три судостроительных завода, выпускающих разнообразные океанские и морские суда - танкеры и сухогрузные дизельелектроходы. Два судостроительных завода в Херсоне выпускают различные типы океанских и морских судов, пока для морских портов и портовые краны. В Киеве выпускают морские траулеры. Судостроение и судоремонт развиты в Одессе, Ильичевске, Севастополе, Керчи и Мариуполи.
Речное судостроение развито в Киеве, где строят пассажирские и буксирные суда, траулеры, рефрижераторы. Херсонский завод речного судостроения выпускает катера, теплоходы, земснаряды, суда озерного типа. Речное судостроение и судоремонт являются в Запорожье, Измаиле, Погрузчики (на Дунае).
Сельскохозяйственное машиностроение размещено в районах производства готовой продукции, а его география отражает зональную специализацию сельского хозяйства. 27.
2.5. Размещение отраслей металлургического комплекса | 2.7. Размещение отраслей химико- лесного комплекса |