3.1. Административно-территориальное деление и экономическое районирование Украины

Административно-территориальное устройство - деление территории государства на определенные части в целях рациональной организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством на местах. Административно-территориальные единицы образуются с учетом экономических и культурных факторов, национально-бытовых особенностей населения, географических условий, средств связи и путей сполучення.
Административно-территориальное устройство Украины формировался в течение многих веков, начиная с Киевской Руси, то есть от зарождения нашего государства и до наших дней. Поскольку украинские земли часто принадлежали к другим странам (Польше, Австро-Венгрии, России, Турции, Литвы), то и административно-территориальное устройство отражал традиции и интересы этих краин.
В XV-XVII вв. формировались украинские военно-государственные образования, которые выявили тенденцию к воспроизведению давних этнических границ, особенно на востоке и юге. Характерными чертами системы были демократический оптимальное распределение полномочий и стройная иерархия территориальных единиц (полки, сотни, курени), что способствовало повышению эффективности исполнительной власти и совершенствованию хозяйственных отношений. Территориально-административное устройство Украины казацкого периода определил направления развития системы расселения и путей сообщения, обеспечил дальнейшее украинских освоения Слобожанщины, Юга Украины и Кубани.
В XV-XVIII вв. выделялись и действовали такие административно-территориальные единицы:
Запорожская Сечь. Она разделялась на паланки, между которыми распределялись запорожские вольности. Запорожская Сечь была не только военным, но и особым государственно-политическим образованием - казацкой республикой. Накануне ликвидации Сечи российскими войсками насчитывалось 8 паланок.
Реестровые полки (центр - г. Трахтемиров на Переяславщине). Территория делилась на полки и сотни. Уже в 1625 г. реестровое войско состояло из шести полков - Белоцерковского, Каневского, Черкасского, Корсунского, Переяславского, Чигиринського.
Украина в период Хмельнитчины. Освобожденные земли простирались на западе до Горынь, на юге - до Черного и Азовского морей. Территория Украины была разделена на то время на 16 полков (иногда их количество составляло 22), из них 9 на Правобережье: Чигиринский, Корсунский, Каневский, Белоцерковский, Уманский, Брацлавский, Кальницкий (Винницкий), Киевский и 7 на Левобережье: Переяславский, Кропивенський , Миргородский, Полтавский, Прилукский, Нежинский, Черниговский. На освобожденных землях 1654-1655 pp. начали формироваться Подольский, Пинский-Туровский, Белорусский, Волынский полки.
Однако уже в период, когда Украина потеряла государственную независимость, ее территория была разделена между враждебно настроенными колониальными странами (Речью Посполитой, Московией, а затем и Австро-Венгрией и др..).
Накануне первой мировой войны на территории Украины, которая принадлежала к Российской империи, было 9 губерний: Киевская, Харьковская, Черниговская, Полтавская, Волынская, Подольская, Екатеринославская, Херсонская и Таврическая. Губернии делились на уезды, а последние - на волости.
В 1918 г. Советом Министров Украинской Народной Республики разделение Украины на губернии и уезды были упразднены. Территория Украины была разделена на 32 земли: 1) Подляшье (Центр Бересть), 2) Волынь (Луцк), 3) Погорина (г. Ровно), 4) Болюхивська земля (г. Житомир), 5) Деревская земля (м . Коростень), 6) дреговичское земля (г. Мозырь), 7) Киев с окрестностями, 8) Поросья (г. Белая Церковь), 9) Черкасская (г. Черкассы), 10) Побужье (г. Умань), 11) Подолья (г. Каменец), 12) Брацлавщина (г. Винница), 13) Поднестровья (г. Могилев), 14) Поморье (г. Николаев), 15) Одесса с окрестностями, 16) Сеча ( г. Екатеринослав), 17) Низ (Елисаветград, ныне Запорожье), 18) Запорожье (г. Бердянск), 19) Новое Запорожье (г. Херсон), 20) Азовская земля (г. Мариуполь), 21) Сиверщина (г. Старо-дуб), 22) Черниговская (г. Чернигов), 23) Переяславщина (г. Прилуки), 24) Посеймья (г. Конотоп), 25) Посулье (г. Ромны), 26) Самара (г. Кременчуг ), 27) Полтавщина (г. Полтава), 28) Слобидщы-на (г. Сумы), 29) Харьков с окрестностями, 30) Донецкая (г. Славянск), 31) Подонья (г. Острогожск), 32) Половецкая земля (г. Бахмут).
Однако осуществить этот административно-территориальное устройство, предложенный Центральной Радой Украины, не было возможности, поскольку на востоке страны началась агрессия российских войск, на западе - белополяков и других агресорив.
Сеть административно-территориального деления Украины, принятого в период тоталитаризма, существует практически и сейчас (табл. 38).
Декларация о государственном суверенитете Украины положила начало новому этапу государственного строительства позволила нашей стране стать субъектом межгосударственных отношений. Среди комплекса проблем возник вопрос реформации территориально-административного устройства и приведения его в соответствие с новыми экономическими процессами и этнокультурными особенностями. Правда, за время независимости пока произошли незначительные изменения в этом устройстве. Так, в 1991 г. было предоставлено автономию Крымской области и она сейчас называется Автономная Республика Крим.
Современная система территориально-административного устройства Украины формировалась в условиях командно-административной, тоталитарной системы, поэтому она характеризуется громоздкой структурой, большим штатом сотрудников и одновременно неэффективностью исполнительной власти и отсутствием общественного самоврядування.
В последнее время появились предложения реформировать территориально-административное устройство на основе историко-географических областей (Галичина, Буковина, Волынь и др.)., Часто связывается с идеями федерализации. На современном этапе эта идея является вредной. Как отмечает известный украинский географ Ф. Д. Заставный, пока в Украине речь идет о формировании единого национально-этнического пространства, где нет нужных в таких случаях элементов территориального единства. Он указывает, что Украина в течение значительного времени была захвачена соседями, а потому каждая из частей имеет свои особенности развития экономики и национально-культурной жизни. Вместе с тем прошовинистично настроены руководящие круги России никак не могут примириться с суверенной Украины и поэтому часто используют определенные этнографические различия в отдельных регионах как основу для нагнетания межнациональных отношений. Такие попытки есть в Донбассе, на юге Украины. Речь идет о двуязычии в Донбассе, о восстановлении Донецко-Криворожской Социалистической Республики тощо.
Есть и другие соображения по изменению в сети административно-территориального устройства Украины, а именно переход от больших до мелких форм, как это осуществлено в Польше, Венгрии, Испании, Франции и ин.
На низком уровне целесообразно укрупнить сильради.
Экономическое районирование Украини
Научные основы формирования экономических районов. Различия между природными условиями и ресурсами - одна из причин территориального разделения труда, который влияет на производство не непосредственно, а через производственные видносини.
Территориальное разделение труда - объективный необратимый процесс производственной специализации экономических районов и формирования межрайонной кооперации, обмена специализированной продукцией и услугами. Пространственный разделении общественного труда обусловлен экономическими, социальными, природными, национально-историческими особенностями различных территорий и их географическим положением и является одним из факторов повышения производительности общественного труда. Уровень территориального разделения труда зависит от уровня общественного разделения труда в стране и, следовательно, может служить косвенным показателем уровня развития ее производительных сил.
Категория территориального разделения труда конструктивно объясняет процесс районотворення, грунтовки основного стимула рационального размещения производительных сил - повышение производительности общественного труда, а также является одним из показателей уровня экономического освоения территории, развития производительных сил страны, интеграции национальной экономики. Часто географы используют термин "географическое разделение труда", который проявляется в специализации производства определенных видов промышленной продукции, сельскохозяйственных продуктов или услуг. Географическое разделение труда является формой общественного разделения труда и подлежит законам его развития. Однако между ними существенного различия немае.
Помимо общей пользы от общественного разделения труда, территориальное деление позволяет максимальное использование благоприятных для производства условий каждой местности, богатство полезных ископаемых и других природных ресурсов, выгодное географическое положение, производственную практику местного населения, комбинирования производственных процессов и т.п.. Каждый регион страны при этом может развивать выгодные для него отрасли хозяйства, поставки из других районов всего необхидного.
Территориальное разделение труда проявляется прежде всего в производственной специализации экономических районов, в развитии в каждом из них тех или иных отраслей, ориентирующихся на вывоз за пределы района значительной части продукции. Специализация экономических районов имеет общие черты со специализацией промышленных или сельскохозяйственных предприятий. Однако основное здесь - широкое использование благоприятных природных и экономических условий каждого региона, сосредоточение материальных и трудовых ресурсов в тех отраслях производства, которые в определенном регионе экономически эффективные и целесообразные, т.е. производят больше материальных ценностей за единицу часу.
экономический район - это экономически целостная часть территории страны, которой присущи такие признаки, как специализация и комплексность хозяйства ..
Экономическое районирование - это научно обоснованный деление страны на экономические районы, исторически сложившиеся или формируются в процессе развития производительных сил на основе общественного разделения труда. Экономическое районирование способствует рациональной территориальной организации хозяйства. Вместе с тем специализация экономических районов, как и вообще специализация в производстве (предметная, подетальная, технологическая), способствует экономии общественного праци.
Отрасли специализации определяют место района в территориальном разделении труда, участвуют в межрайонном обмене продукцией или послугами.
Специализация промышленности тесно связана с техническим прогрессом, развитием производительных сил общества, поскольку технический прогресс углубляет общественное разделение труда в промышленности благодаря возникновению и развитию специализированных отраслей, предприятий, цехов, участков. Специализация тесно связана с территориальным разделением труда, специализированным производством на основе использования природных ресурсив.
Условно годовую экономию на текущих расходах от специализации определяется как разница между суммарными затратами (себестоимость производства плюс расходы на транспортировку готовой продукции до потребителя) при прежнем и новом уровнях специализации:
Е = [(С, Г.) - (С2 Т2)] В,
где С, С2 - полная себестоимость единицы продукции соответственно до и после проведения специализации; JL Т2 - транспортные расходы в расчете на единицу продукции соответственно до и после проведения специализации В - годовой выпуск продукции после проведения специализации.
В период перехода к рыночным отношениям на территории страны обостряются вопросы, связанные со снижением себестоимости и повышением качества продукции и производительности труда. В развитых странах производство специализировалось в основном из-за расширения подетальной и технологической специализации во многих отраслях промышленности, особенно в США и Японии. Очевидно, именно так развиваться специализация промышленности и в Украине, что в будущем углублять территориальное разделение труда в отдельных частях страны. Следовательно, значительно изменится сеть экономических районов. Это касается не только специализации промышленности, но и сельскохозяйственного производства, где к тому же учитывается его специфика (природные и биологические условия растений и животных, особенности использования земли, материальных и трудовых ресурсов, транспортных средств и т.п.). В зависимости от главной отрасли формируются хозяйства различного производственного направления: зерновые, хлопковые, свекловодческих, молочные, мясо-молочные и ин.
Поскольку Украина стремится к рынка и рыночных отношений, то в зависимости от того совершенствоваться специализация сельского хозяйства разных районив.
Сейчас отрасли специализации определяются вычислением системы определенных коэффициентов: коэффициента локализации отрасли в районе, коэффициента производства продукции отрасли на душу населения и коэффициента межрайонной товарности продукции определенной галузи.
Вообще проще этот коэффициент определять отношением объемов вывоза из района продукции отрасли к объему ее производства в районе в натуральных показниках.
Для отраслей специализации показатели ХДИ К всегда больше единицы, а КМТ - меньше или равен единице. Сегодня нет информации о доле различных отраслей промышленности в стоимостном выражении, тем больше доли вывоза продукции различных отраслей за пределы определенных экономических районов, в результате чего возникают трудности с определением коэффициента локализации или межрайонной товарности. В целом можно отметить, что высокие уровни специализации, или высокую активность в межрайонном разделении труда имеет, например, черная металлургия в Восточной экономической зоне, сахарная промышленность - в Захидний.
Не менее важно знать общий уровень специализации экономического района, что дает возможность определить конкретное место, значимость хозяйственного развития экономического района. Это можно сделать вычислением процентного отношения стоимости всей вывезенной из района продукции к объему производства валовой продукции внутри района:
Оз = (Р / Р) 100,
где О - общий уровень специализации района; Р - часть совокупного общественного продукта, которая вывозится за пределы района, в стоимостном выражении; Р - совокупный общественный продукт, который производится в районе, в стоимостном вираженни.
Часть совокупного общественного продукта, которая вывозится за пределы района, меньше совокупного общественного продукта, который производится в районе. Поэтому уровень специализации района не может составлять 100%, поскольку это означало бы, что вся производимая в районе, вывозится за его межи.
Аналогично определяют уровень комплексного развития хозяйства района,%:
К = (Рк / Р) 100,
где Р, Р - часть совокупного общественного продукта, потребляемого в районе, и совокупный общественный продукт района в стоимостном вираженни.
Часть совокупного общественного продукта, потребляемого в районе, всегда меньше совокупного общественного продукта района, поэтому 100%-й показатель невозможен. Иначе говоря, 100%-ная комплексность нонсенс, поскольку районы должны способность самообеспечения и ограниченности, а это противоречит понятию как экономического районирования, так и территориального разделения труда. Между понятиями "специализация" и "комплексное развитие" существует обратно пропорциональная зависимость:
Р / С = Р / К.
Следовательно, повышение уровня специализации ведет к снижению уровня комплексного развития, и, наоборот, повышение уровня комплексного развития экономики района снижает уровень его специализации.
Эти формулы дают лишь общее представление о специализации и комплексное развитие экономики района. Более точные и достоверные данные можно получить современными балансовыми расчетами всех отраслей материального производства и непроизводственной сферы, используя методические указания по использованию экономико-математических методов и ЭВМ при изучении курса "Размещение производительных сил и экономических районов".
Инфраструктура определяется как совокупность сооружений, зданий, сетей, так и систем, прямо не относятся к производству материальных благ, но необходимых для самого процесса производства (производственная инфраструктура - транспорт, связь, сеть энерго-и водоснабжения и т.д.). Социальная инфраструктура - учреждения здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания. Социальная инфраструктура - это важное условие и показатель жизненного уровня населення.
В целом при выделении экономических районов учитывают два основных принципи.
Экономический. Каждый экономический район является специализированной территориальной частью единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным комплексом вспомогательных и сервисных производств. Действительно, специализацию района определяют лишь те отрасли, в которых затраты труда и средств на производство продукции и ее транспортировки к потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Итак, территориальная организация хозяйства в выделенных районах должна способствовать достижению наивысшего экономического эффекта во всем народном хозяйстве страны и каждому экономическому райони.
Административный, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства краини.
Среду учитывается в экономическом районировании, поскольку оно влияет на развитие производительных сил при формировании национальных образований, установление государственных границ и политико-административного устройства.


3. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 3.2. Методы экономического обоснования территориально -комплексного развития и размещения производства