1.1. Роль и задачи государственной статистики в системе экономического управления
Переход к рыночной экономике, коренное изменение производственных отношений во всех сферах хозяйствования, интеграция народного хозяйства Украины в мировую экономику вызывают необходимость перестройки методологических и организационных принципов деятельности статистических органов, диктуют требования по оперативности и достоверности статистической информации, ее соответствия международным стандартам, а также обеспечения доступности данных статистики широкой громадськости.Перед государственной статистике Украины поставлены задачи создания системы статистической информации, которая бы удовлетворяла потребности в объективных данных о состоянии и тенденциях социально-экономического развития, хозяйственные и финансовые взаимосвязи на межгосударственном, общегосударственном, региональном и отраслевом уровнях, структурные сдвиги и эффективность производства , уровень инфляции на базе широкого использования вычислительных систем и новейших информационных технологий, внедрение международных стандартов в области учета и отчетности, значительного расширения работ по сравнение данных разных стран. Обеспечение соответствия системы учета и методов статистического наблюдения международным стандартам позволит осуществлять межгосударственный обмен информацией на основе внедрения системы взаимосогласованных классификаторов, усовершенствование всех этапов статистического наблюдения - от системы показателей, методов сбора отчетности в ее обработки, анализа и розповсюдження.
Приоритетными направлениями на пути перехода к принятой в международной практике системы учета и статистики являются:
усовершенствования в соответствии с международными стандартами общеметодологических основ государственной статистики и системы показателей;
создание системы национальных счетов, разработки межотраслевых балансов по системе национальных счетов, проведения международных сравнений объемов валового внутреннего продукта;
реорганизация первичного бухгалтерского банковского учета статистики государственных финансов и финансов предприятий, кредитно-денежной статистики;
разработки платежного баланса;
проведение в соответствии с международными стандартами расчетов уровней инфляции, экспорта и импорта, а также статистики занятости населения и безработицы;
внедрение системы ведения Государственного реестра отчетных единиц;
разработка единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации;
подготовка и переподготовка кадров по вопросам учета и статистики;
развертывания широкого международного сотрудничества в области статистики и облику.
Главные задачи развития государственной статистики Украины на современном этапе определяются Законом Украины «О государственной статистике» от 13.07.2000 г. и Программой реформирования государственной статистики, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.06.1998 г. № 971.
Общее руководство разработкой и осуществлением мероприятий по внедрению в Украине единой системы учета и статистики возложена на Государственный комитет статистики, Министерство финансов Украины, Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации, Национальный банк Украини.
Органы государственной статистики Украины обязаны:
организовывать и проводить статистические наблюдения за социально-экономическими и демографическими процессами, экологической ситуацией в Украине и ее регионах;
проводить государственные статистические наблюдения, касающиеся социально-демографического и экономического положения населения, его предпринимательской деятельности;
анализировать социально-экономические, демографические и экономические явления и процессы, которые происходят в Украине и ее регионах;
предоставлять органам государственной власти и органам местного самоуправления статистическую информацию по областям по формам и в сроки, определенные планом государственных статистических наблюдений или отдельными решениями Кабинета Министров Украины;
обеспечивать гласность статистической информации, выдавать в соответствии с планом государственных статистических наблюдений статистические сборники, бюллетени, обзоры, пресс-выпуски, проводить пресс-конференции;
обеспечивать равный доступ к статистической информации юридических и физических лиц;
проводить фундаментальные исследования и прикладные разработки в области статистики.
Отношения органов государственной статистики с органами местного самоуправления, другими юридическими лицами, занимающимися деятельностью, связанной со сбором и использованием административных данных, предусматривают обязательное согласование в органах государственной статистики методологии и отчетной документации по сбору и использованию административных данных, а также методологии составления данных банковской и финансовой статистики, статистики платежного баланса и т.д.. Согласно Закону Украины «О государственной статистике» под административными данными следует понимать данные, полученные на основании наблюдений, проведенных органами государственной власти (за исключением органов государственной статистики), органами местного самоуправления и другими юридическими лицами в соответствии с законодательством и с целью исполнения административных обязанностей " связей и задач, отнесенных к их компетенции.
Статистическая информация, полученная в процессе государственных статистических наблюдений, а также первичные данные, полученные в процессе проведения других статистических наблюдений, являются государственной собственностью, находящейся в оперативном управлении органов государственной статистики, которые используют и распоряжаются этой статистической информацией, определяют правила ее сбора, обработки , распространение, сохранение, защиту и використання.
Согласно статье 24 Закона Украины «О государственной статистике» доступ к статистической информации обеспечивается путем систематической публикации ее в печатных изданиях, распространением в средствах массовой информации, непосредственным предоставлением соответствующей информации органам государственной власти и органам местного самоуправления, другим юридическим, а также физическим лицам.