6.1. Политика Госкомстата Украины относительно коммерческой деятельности органов государственной статистики

Развитие коммерческой деятельности является одним из направлений реформирования органов государственной статистики в период рыночных преобразований, который позволяет при недостаточном бюджетном финансировании обеспечения выполнения функций, возложенных на эти органы. Политика Госкомстата Украины относительно такой деятельности основывается на действующей законодательной базе и осуществляется в рамках общей политики по распространению статистической информации.
Общая политика Госкомстата направлена на то, чтобы сделать национальную статистику легкодоступной, в формах, которые пользуются спросом у пользователя. В своей коммерческой деятельности органы государственной статистики способствуют распространению статистической продукции через публикации, базы данных или в другие способи.
Развитие коммерческой деятельности становится дополнительным стимулом работы органов государственной статистики, который способствует обеспечению доступности, гласности и открытости сводных статистических данных, как это предусмотрено Законом Украины «О государственной статистике» (ст. 3 «Главные задачи государственной статистики»), а также в соответствии с Законом Украины «Об информации» (ст. 10 «Гарантия права на информацию»).
Главной целью коммерческой деятельности органов государственной статистики является обеспечение потребностей пользователей в статистической продукции высокого качества в тех областях статистики, где Госкомпредпринимательства стат достиг высокого уровня компетенции и имеет особые стратегические и технологические предпосылки. Кроме того, важными являются:
создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного потенциала;
возможность контроля деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления со стороны граждан и общественных организаций;
повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой статистической информацией;
интеграция с мировым информационным простором.
В основу коммерческой деятельности органов государственной статистики Госкомстат возлагает следующие принципы:
обеспечения беспристрастности;
объективность и политическая нейтральность;
обеспечения точности, надежности и целостности статистической информации;
соблюдение общепринятых в международной практике методов сбора, обрамление, анализа и распространения статистической информации, международных и методологии;
обеспечение содержательности. Госкомстат разрабатывает целый ряд статистических стандартов, классификаций и методологий и стремится их узгоджування с международными стандартами;
недопущения деятельности с целью ограничения конкуренции;
недопущение злоупотребления доминирующим положением на информационном рынке в виде неоправданно высоких цен на статистическую продукцию и услуги;
недопущение ценовой дискриминации в пределах отдельных групп пользователей
внимательное отношение к требованиям клиентов со стороны персонала органов государственной статистики и строгое соблюдение деловых требований к статистической деятельности;
учета в процессе обслугування пользователей обстоятельств, имеющих значение для поддержания доверия к Госкомстата как производителя статистической продукции.
Маркетинг Государственного комитета статистики Украины имеет целью в широком смысле - донести статистическую информацию до пользователей в наиболее пригодной для них форме, в коммерческом смысле - увеличить сбыт своей продукции на информационном рынке и обеспечить привлечение средств на укрепление материально-технической базы органов государственной статистики.Module . В правовом смысле это происходит путем заключения договоров между Госкомстатом, предприятиями и организациями, которые входят в сферу его управления, и клиентами.
Государственный комитет статистики, опираясь на основополагающие принципы официальной статистики ООН и придерживаясь Закона Украины «О государственной статистике» (ст. 9 «Использование статистических данных», ст. 12 «Обязанности органов государственной статистики»), развивая коммерческую деятельность органов государственной статистики, гарантирует сохранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны юридических лиц, обезличивание данных о физических осиб.
Достижение целей Госкомстата по коммерциализации деятельности органов государственной статистики возможно только при условии создания действенной системы распространения статистической информации и услуг на платной основе, которая предусматривает создание совокупности баз и банков статистических данных, статистических реестров, единой системы национальных и отраслевых классификаций, технологий их ведения и использования, систем распространения и представления данных, телекоммуникационных систем, системы цен и тарифов и системы финансового учета операций, которые будут удовлетворять потребности предприятий, организаций и граждан в статистической информации.
Важной составляющей проблемы формирования системы распространения статистической информации и услуг на платной основе является задача формирования информационного посредника между системой статистики и пользователем. Этим посредником является классификатор технико-экономических и социальных показателей, в сочетании с регламентами сбор данных и информации об экономических модели, для обеспечения которых они збираються.
Политика Госкомстата по созданию и развитию системы исполнения статистических работ и предоставления органами государственной статистики услуг на платной основе осуществляется с учетом интересов органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Она учитывает возможности международного сотрудничества в сфере информационных технологий, продуктов и услуг, реальные возможности национальной индустрии в условиях рыночной економики.
Государственный комитет статистики Украины-это государственная организация по сбору, анализу и распространению информации о состоянии экономических, политических и общественных сторон жизни краини.
Методы обработки данных первичного учета основываются на группировке по международным классификациям и формами представления данных в органы международной статистики. Международным стандартам соответствуют состав показателей, периодичность представления и формы публикации статистических данных. Сбор информации от предприятий, организаций, коммерческих структур и регистрация ее на машинных носителях выполняется из документов. Обеспечивается связь между уровнями статистической информационной системы и пользователями информации, используются компьютерные технологии тиражирования информации, осуществляется выход в международные сети и обеспечения зарубежных партнеров согласованной статистической информацией. Обеспечивается взаимодействие ИС ДКС с информационными системами центральных экономических органов, Кабинетом Министров Украины и Аппаратом Президента Украины. Сбор исходных данных от крупных предприятий осуществляется по каналам связи, статистической информацией обеспечиваются все потребители на общегосударственном, отраслевом и региональном ривнях.
Любая информация, в том числе и статистическая, может рассматриваться как товар, имеющий определенную стоимость, и выступает как объект купли-продажи. Переход к рыночным отношениям, активизация внешнеэкономических связей заставляют посмотреть на информацию как на объект, который должен приносить прибыль продавцеви.
В социалистической экономике информация долгое время считалась «бесценным» товаром, стоимость которого определялась главным образом стоимостью предоставления информации определенной форми.
Существуют различные формы распространения информации - от традиционных на бумажных носителях до современных в виде дискет, оптических дисков, банков данных, электронной почты, предоставления данных через сеть Internet. С появлением новых информационных технологий, основанных на использовании современных вычислительных машин, банков данных, сетей, началась революция в сфере коммерческого распространения информации.
За рубежом рынок компьютерной информации в значительной степени сформировался уже в конце 60-х - начале 70-х годов. Это связано прежде всего с развитием автоматизированных банков данных (АБД), доступных широкому кругу пользователей через сети ЭВМ. В этот период в развитых странах появилось много организаций, которые специализировались на выполнении тех или иных функций, связанных с коммерческим распространением информации. Сформировалась система организационно-экономических и правовых отношений между такими организациями, сложилось программно-техническое и телекоммуникационное среду их функционирования. Распространение информации как вид деятельности стало одним из важных элементов современного общества.
В экономически развитых странах сложилась индустрия информации, ориентированная на удовлетворение потребностей широкого круга споживачив.
В Украине постепенно также создается индустрия информации, состав и структура которой во многом похожи на зарубежные аналоги.
Концепция создания системы платных статистических фондов и услуг в Украине базируется на принятых решениях органов государственной власти. Прежде всего это Законы Украины «О государственной статистике» и «О информатизации» и постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о выполнении статистических работ и предоставления органами государственной статистики услуг на платной основе» от 3.08.1998 р.
Госкомстатом Украины было принято приказы «О создании Совета по развитию деятельности органов государственной статистики, связанной с выполнением работ и оказанием услуг на платной основе» от 5.10.1998 г. № 341, «О Положении о Совете по развитию деятельности органов государственной статистики, связанной с выполнением работ и оказанием услуг на платной основе »от 2.11.1998 г. № 375,« О программе развития деятельности органов государственной статистики, связанной с выполнением работ и оказанием услуг на платной основе »от 3.11.1998 г. № 376.
Положение о выполнении статистических работ и предоставления органами статистики услуг на платной основе разработано во исполнение Указа Президента Украины «О мерах по развитию государственной статистики и с целью привлечения дополнительных средств на развитие государственной статистики» от 22.11.1997 г. № 1299. Оно определяет порядок и условия выполнения статистических работ и предоставления органами государственной статистики услуг на платной основе.
На сегодня статистическая система Украины переживает период реорганизации, происходит кардинальное изменение способов производства статистической информации и требований ее потребителей, резко расширяется их круг, идет замена международных стандартов представления и распространения статистической информации. Уровень доступности и адекватности статистических данных значительно влияет на экономику, обороноспособность и политику государства, на формирование общественно-политических движений и социальной стабильности.
Перестройка и политических условий в Украине, формирование рыночной экономики вызвали необходимость существенного изменения системы статистических услуг. Сейчас наблюдается значительное расширение рынка информационных и статистических услуг и продуктов. Однако информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов, и граждан остается на низком уровне. Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена, чаще, служебным положением, социальным статусом потребителя. Не решена проблема доступа к ресурсам статистической информации отдаленных территорий. Большинство потребителей получают информацию в традиционном виде (печатные издания, радио, телевидение). Статистические услуги и данные предоставляются клиентам (особенно не государственным) без соответствующего методологического обеспечения. Это вызывает недостаточную уверенность клиентов в достоверности статистических данных, завышение требований к количеству данных и избыточность в сборе первичной информации, удорожанию разработки и эксплуатации систем.
Решить все эти проблемы в условиях недостаточного бюджетного финансирования возможно только в рамках формирования системы платных статистических фондов и услуг. Такая система представляет собой совокупность баз и банков данных, статистических реестров единой системы национальных и отраслевых классификаций, технологий их ведения и использования, систем распространения и представления данных, телекоммуникационных систем, системы цен и тарифов и системы финансового учета операций, которые удовлетворяют потребности организаций и граждан в статистической информации.
Объективные знания, хранящихся в статистических базах данных, станут фактором прогрессивных социально-экономических качественных изменений, когда они найдут заинтересованного в них потребителя и будут ему доступни.
Важной составляющей проблемы формирования системы платных статистических фондов и услуг является задача формирования информационного посредника между системой статистики и потребителем. Этим посредником является классификатор технико-экономических и социальных показателей, совмещенный с регламентами сбор данных и информации об экономических модели, для обеспечения которых они збираються.
Основной целью формирования системы платных статистических фондов и услуг является обеспечение потребностей граждан и организаций и их прав на качественную статистическую информацию. Кроме того, важными целями являются:
Создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного потенциала;
предоставление возможности контроля деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления со стороны граждан и общественных организаций;
повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой статистической информацией;
интеграция с мировым информационным простором.
Согласно решению Координационно-консультативного комитета СНГ создается автоматизированная система информационного обмена (АСИО) между государствами - участниками Содружества. В комплексе мероприятий предусматривается увязка работ по формированию и развитию системы статистических фондов с программой создания АСИО СНД.
Политика формирования и развития системы платных статистических фондов и услуг осуществляется с учетом интересов органов государственной власти, органов местного управления, юридических и физических лиц. Она учитывает возможности международного сотрудничества в сфере информационных технологий, продуктов и услуг, реальные возможности национальной информационной индустрии в условиях рыночной экономики и предусматривает решение следующих задач:
обеспечение условий, гарантирующих реализацию прав граждан на статистическую информацию;
Создание всех необходимых условий для удовлетворения потребностей в статистической информации органов государственной власти и объектов хозяйственной деятельности;
установление порядка формирования и использования статистических ресурсов, обязательного для всех субъектов информационных отношений в рамках единого информационно-правового пространства;
совместимости и взаимодействия систем информатизации клиентов и системы статистических фондов на базе современных информационных технологий, международных стандартов, национальной системы классификации и кодирования информации;
эффективное использование государственными и негосударственными организациями, а также гражданами статистической информации;
создание эффективной системы лицензирования деятельности по распространению статистической информации;
обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности представления статистической информации организациям и гражданам независимо от их территориального размещения;
обеспечение комплексности защиты статистических данных, применение эффективных средств и методов обеспечения защиты информации.
Формирования и использования системы статистических фондов - одна из ключевых проблем создания системы платных ресурсов. В общем случае статистические фонды формируются в результате деятельности как органов государственной статистики, так и органов государственной власти, государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они охватывают информацию и знания, а также лингвистические средства, применяемые для описания конкретной предметной области и доступа к информации и знань.
В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам или в соответствии с регламенту.
В последние годы работы по улучшению статистического информационного обеспечения органов государственной власти и управления, всего общества сосредоточены преимущественно на создании технических средств соответствующих автоматизированных систем и сетей, предназначенных для передачи и обработки информации. Это делалось с предположением наличия достаточных объемов информации. Ставилась задача обеспечить возможность ее оперативного и целенаправленного использования на основе внедрения современной вычислительной техники. Однако, несмотря на определенное продвижение работ по автоматизации, необходимой статистической информации на сегодня хватает. Статистическое обеспечение органов государственной власти ориентировано на отраслевой принцип и повышения эффективности предоставления отраслевой информации.




6. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО распространения статистической информации 6.2. Информационные источники и технология их использования для информационного наполнения КАБСД