10.6.1. Аудит налога на рекламу
Цель аудита - проверить правильность определения налога с рекламы и своевременность его уплаты в бюджету.Задача аудита - установить:
правильность определения базы налогообложения налогом на рекламу;
соблюдение предельных размеров ставок на налог с рекламы;
правильность отражения расходов на уплату налога с рекламы;
полноту включения в отчетность сумм налогообложения;
своевременность уплаты налога с рекламы и представления отчетности в налоговые органи.
К проверке аудитор должен выяснить изменения, произошедшие в налоговом законодательстве по взысканию налога с реклами.
Аудитор должен помнить, что к рекламе относят специальную информацию о лицах как юридических, так и физических или продукцию (товары, работы, услуги, ценные бумаги), которая распространяется в любой форме и любым способом с целью прямого и косвенного получения прибутку.
К рекламе относится реклама, которая используется для публичного распространения печатной, а также аудио-и видеоинформации. Реклама бывает внешняя и внутришня.
Налог на рекламу является обязательным к применению местными органами самоуправления при наличии объектов оподаткування.
Плательщиками налога с рекламы являются юридические и физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, рекламодатели или те, которые производят или распространяют рекламу, если они являются рекламодателями, но фактически перечисляют этот налог в бюджет изготовители рекламы, рекламная деятельность которых осуществляется на территории органа местного самоуправления , на которых распространяется решение о податок.
Налог на рекламу уплачивается предприятия, которые выдают разрешение на размещение рекламы или предоставляют услуги по рекламной продукции.
При проверке рекламных услуг необходимо установить полноту включения в облагаемый оборот стоимости изготовления и размещения рекламы. С этой целью аудитор должен установить объект налогообложения и фактически произведенные расходы по рекламе. Расходы на рекламу надо определить в разрезе каждого статти.
Объектом налогообложения с рекламы является стоимость предоставленных услуг по установке и размещению рекламы: на телевидении и радио, в печатных средствах массовой информации; в кинотеатрах, видеосалонах и других учреждениях, где осуществляется публичный показ кино-, видео-, слайдфильмов, компьютерных рекламных роликов в виде рекламных сувениров, подарочных изделий, фирменных упаковочных материалов; путем проведения рекламных выставок, размещения на отдельных конструкциях, щитах, экранах, зданиях, сооружениях и других носителях внешней рекламы, на сухопутном, воздушном, водном, железнодорожном видах транспорта и в метрополитене, на местном и загородном авто-, электротранспорте, на автомобилях и железнодорожных путях сообщения общего пользования, общая площадь и количество носителей для размещения рекламы внутри зданий, помещений, сооружений и на других носителях внутренней рекламы, общая площадь и количество носителей прямой почтовой рекламы; количество единиц рекламных носителей рекламы, размещенной на упаковочных материалах, которые исчисляются в штуках, на форме спортсменов, предметах одежды, головных уборах, магнитных карточках, жетонах, талонам, визитных карточках и других искусственных рекламных носиях.
При проверке правильности определения базы налогообложения налогом на рекламу аудитору следует помнить о дифференцированном подходе ее определения: 1) при предоставлении рекламных услуг и 2) выполнении рекламных работ собственными силами и учесть перечень рекламной продукции, не подлежащей оподаткуванню.
За предоставление услуг по размещению и распространению рекламы базой обложения налогом на рекламу является стоимость оплаченных рекламодателю сумм за эти услуги. При выполнении рекламных работ собственными силами объектом налогообложения является стоимость фактически произведенных затрат на ее изготовление и размещение. Наиболее вероятная ошибка - это начисление налога по себестоимости рекламных послуг.
Особое внимание аудитор должен уделить тем объектам рекламы, которые не включены в облагаемого оборота. Не считается рекламной продукцией и не подлежит налогообложению стоимость информационных табло при входе в помещение, где находится физическое или юридическое лицо, объявления или сообщения о месте изменения положения предприятия, учреждения или организации, номера телефонов, факсов, телетайпов, табло сообщению об ограничении передвижения, выполнения ремонтных, аварийных и других подобных видов работ; информации, которая отражает социальные события, интересы политических партий, религиозных и общественных организаций или предназначенной для их поддержки. От налога освобождается реклама благотворительных мероприятий, информационные табло, которые размещены в помещениях, используемых для реализации товаров, объявления органов государственной власти, которые содержат информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций.
Правильность определения налога с рекламы зависит от соблюдения законодательства относительно применения ставок этого налога. Поэтому при проверке необходимо выяснить соблюдение установленных ставок при определении налога за размещение одноразовой рекламы и рекламы на продолжительное время и предельных размеров ставок податку.
С 1999 г. ставки за размещение одноразовой рекламы установлены в размере не более 0,1 процента стоимости услуг и 0,5 процента стоимости услуг за размещение рекламы на длительное час.
Предельные размеры ставок налога согласно Указу Президента от 25 мая 1999 г. № 565/99 с 1 января 2000 г. не должны превышать:
5 процентов стоимости изготовления и размещения рекламы на телевидении, радио, в печатных средствах массовой информации;
10 процентов необлагаемого налогом минимума доходов граждан за минуту показа рекламы в кинотеатрах, видеосалонах и других заведениях, в которых осуществляется публичный показ кино-, видео-, слайдфильмов;
50 процентов необлагаемого налогом минимума доходов граждан ежемесячно за один квадратный метр носителя наружной рекламы, размещенной на отдельных специальных конструкциях, щитах, экранах, фасадах зданий и сооружений;
30 процентов необлагаемого налогом минимума доходов граждан ежемесячно из каждых 100 ед. носителей наружной рекламы, размещенных на упаковочных материалах, форме спортсменов, жетонах и других рекламных носителях
30 процентов необлагаемого минимума доходов граждан ежемесячно за один квадратный метр носителя внутренней рекламы, размещенной внутри зданий, помещений;
50 процентов необлагаемого налогом минимума доходов граждан ежемесячно за один квадратный метр рекламного носителя на транспортных средствах;
0,1 процента необлагаемого налогом минимума доходов граждан ежемесячно за один квадратный сантиметр рекламного носителя, изготовленного печатным способом для внутренней рекламы в салонах транспортных засобив.
В случае рекламы табачных изделий и алкогольных напитков в соответствующей ставки применяется увеличивающийся коэффициент 5.
В случае рекламы отечественными товаропроизводителями продукции собственного производства (кроме табачных изделий и алкогольных напитков) применяется льготный коэффициент 0,5.
Особое внимание аудитору следует обратить на правильность определения базы, на которую начисляется податок.
Для правильного определения налога с рекламы надо помнить, что ставкой 0,1-0,5 процента налога с рекламы облагается база - стоимость выполненных работ (услуг) по изготовлению и распространению рекламы без учета ПДВ.
Например, полная стоимость оказанных услуг составляет 1205,0 грн.
Для определения налога с рекламы по ставке 0,5 процента надо найти базу:
1205 грн - 120,5%.
База для обложения налогом с рекламы определяется как полная стоимость, деленная на 1,205.
База для налогообложения (Б) = 1205: 1,205 = 1000 грн.
Определим НДС по ставке 20%: 1000 • 20% = 200 грн.
Ставка налога на рекламу - 0,5%.
Налог с рекламы: 1000 • 0,5% = 5 грн.
Расчет суммы налога с рекламы осуществляется по форме (табл. 10.4).
В налоговой накладной налог на рекламу выделено отдельно и он не учитывается при исчислении ПДВ.
При проверке правильности отражения расходов на уплату налога с рекламы аудитор должен установить, что уплата налога с рекламы юридическими лицами относится на счет расходов и включается в состав валовых расходов. В бухгалтерском учете налог на рекламу ведется отдельно на субсчете 6413.
При проверке контролируется своевременность уплаты налога на рекламу в бюджет, а также своевременность предоставления отчетности в налоговые органив.
Налог с рекламы должен быть оплачен из дохода, полученного в отчетном месяце по выполненных работ (услуг) по распространению реклами.
Получатель услуг по рекламе должен отображать налог с рекламы в приложении Ж1 Декларации о налоге на прибыль и относить на валовые витрати.
Налог на рекламу является местным налогом. Необходимо ежемесячно предоставлять отчет о сумме начисленного налога с рекламы не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, а уплатить налог нужно в течение 10 дней после подачи звитности.
За несвоевременное перечисление налога с рекламы уплачивается пеня в размере 120 процентов учетной ставки НБУ, действующей на дату составления акта перевирки.
За несвоевременную уплату налога с рекламы или занижения сумм плательщик уплачивает сумму, доначисленную органами государственной налоговой службы и штраф в размере 100 процентов доначисленных сум.
Важным направлением проверки является установление полноты включения в отчетности сумм налога.
10.6. Аудит местных налогов | 10.7. Аудит местных сборов |