10.9. Аудит налогообложения субъектов малого предпринимательства по упрощенной системе
Цель аудита - установить достоверность определенного налога по упрощенной системе налогообложения и своевременность расчетов с бюджетом.Задача аудита - установить:
целесообразность применения упрощенной системы налогообложения;
отсутствие задолженности перед бюджетом субъекта малого предпринимательства перед подачей заявления для перехода на упрощенную систему налогообложения;
соблюдения требований ведения Книги учета доходов и расходов;
достоверность объекта начисления каждому виду налога по упрощенному режиму налогообложения;
правильность расчета единого налога по ставкам 6 и 10 процентов;
соблюдения требований критериальных признаков по уплате фиксированного и единого налога физических лиц с правом найма рабочей силы;
правильность расчетов фиксированного и единого налога с предпринимателей - физических лиц при наличии наемных працивникив.
Кроме налогообложения субъектов малого предпринимательства по традиционной системе субъекты малого предприятия имеют право выбрать упрощенную систему налогообложения, которую выбирают в зависимости от установленных законодательством критериальных признаков. Соответствие их условиям перехода на упрощенную систему налогообложения проверяется по данным, приведенным в заявлении. Для юридических лиц среднесписочная численность работающих не должна превышать 50 человек, а объем выручки от реализации продукции 500 тыс. евро. Для физических лиц численность работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, должно быть не более 10 человек. Их поименный состав и номера отображаются в заяви.
Объем выручки от реализации продукции, приведенный в заявлении, не должен превышать 500 тыс. евро. Отсутствие задолженности перед бюджетом перед подачей заявления для перехода на упрощенную систему налогообложения аудитор устанавливает сопоставлением начисленных и уплаченных налогов и обязательных платежей, срок уплаты которых наступил на момент подачи заявления.
Аудитор проверяет срок действия свидетельства по установленной форме: для юридических лиц - 1 год, для физических лиц - 1 квартал.
Следует помнить, что срок действия свидетельства, выданного физическим лицам в течение календарного года может продолжаться ежеквартально при отсутствии налоговой задолженности по единому налогу и своевременной его сплати.
Аудитор обращает внимание на регистрацию Книги учета доходов и расходов, которая является обязательным документом, и проверяет правильность ее ведения плательщиком единого налога. Книга учета доходов и расходов выдается на один календарный год. Она должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице указывается количество страниц, имеющихся в Книге, запись об этом заверяется подписью руководителя и печатью налогового органу.
При проверке соблюдения сроков уплаты единого налога надо иметь в виду, что перечисление в бюджет производится ежемесячно не позднее 20 числа, а представления расчета в налоговые органы - ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. При проверке расчета устанавливают наличие всех реквизитов, правильность арифметических пидрахункив.
Достоверность объекта начисления единого налога определяют по данным Книги учета продажи товаров (работ, услуг), Книги учета приобретения товаров (работ, услуг), Книги доходов и расходов, первичных документив.
Аудитор должен установить соблюдение хронологической последовательности всех записей и подтверждения первичными документами.
Правильность начисления единого налога по Книге учета доходов и расходов определяется по следующему алгоритму:
для плательщиков НДС - итог графы 5 "Доходы от осуществления хозяйственных операций» умножить на 0,06;
для неплательщиков НДС - итог графы 5 умножить на 0,10.
При содержании единого налога по ставке 6 процентов базой налогообложения является выручка от реализации, поступившей на текущий счет или в кассу предприятия и с этой же суммы выручки насчитывают налоговое обязательство по НДС.
Аудит налогообложения доходов граждан - субъектов предпринимательской деятельности, которые облагаются по традиционной системе.
Цель аудита - проверка правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления подоходного налога с доходов граждан - субъектов предпринимательской деятельности в бюджету.
Задача аудита - установить:
наличие квартальных и годовых деклараций о доходах и расчеты по акцизному сбору;
отражения расходов по нормам и подтвержденными документами;
исправление нарушений, установленных предварительной аудиторской проверкой (налоговыми органами);
соответствие доходов частного предпринимателя по форме № 2 «О выплаченных доходах и взысканные налоги» и декларацией;
своевременность перечислений подоходного налога предпринимателя;
правильность рассчитанного фиксированного или единого налога без привлечения и с привлечением наемной рабочей силы;
правильность заполнения Книги учета доходов и расходов и соответствие суммы доходов, приведенных в книге, фактически полученным;
соответствие данных банка о движении денежных средств на текущем счете субъекта предпринимательской деятельности полученным доходам по Книге учета доходов и расходов;
достоверность платежных документов предпринимателя, подтверждающие витрати.
При проверке налогообложения частных предпринимателей необходимо исходить из требований конкретной системы налогообложения: традиционной системы налогообложения, налогообложения по фиксированному налогу, упрощенной системы налогообложения (единого налога).
До начала проверки налогообложения частного предпринимателя по традиционной системе необходимо выяснить все изменения, произошедшие в налоговом законодавстви.
К аудиторской проверке нужно по делу частного предпринимателя проверить наличие квартальных и годовых деклараций о доходах расчетов по акцизному сбору. После этого выяснить, как частный предприниматель показывает в декларациях расходы - по нормам или по фактическим суммам, подтвержденным документально.
Аудитор должен ознакомиться с предыдущими актами проверок отделов налоговой инспекции, а также материалам проверок, поступивших из других государственных налоговых инспекций.
Аудитору необходимо проверить поступления за проверяемый период, по данным формы № 2 «О выплаченных доходах и взысканные налоги» на частного предпринимателя и отражения указанных доходов в декларациях.
Задачей аудитора является анализ перечисления подоходного налога по личным счетом предпринимателя. При этом особое внимание нужно обратить на даты поступления в бюджет начисленных авансовых платежив.
В случае необходимости аудитор должен получить подтверждение банка при наличии у частного предпринимателя текущего счета о движении денежных средств, даты и суммы полученных и переданных в банк коштив.
На аудитора также возложена выяснения срока действия приобретенного патента на фиксированную плату подоходного налога и наличие фактов привлечения частным предпринимателем наемной рабочей сили.
Аудитор должен проверить наличие документов, которыми предпринимателю разрешено заниматься данным видом деятельности и размещать торговые точки, а также их количество. При использовании арендованных помещений частным предпринимателем проверяют наличие заключенных договоров на аренду и правильность отнесения этих расходов.
Аудитор должен установить соответствие суммы доходов в предоставленных отчетах показателям отчете регистратора расчетных операций (РРО) и Книги учета расчетных операций (ОРО).
Если предприниматель осуществлял деятельность с привлечением наемных работников, надо проверить наличие договоров с приведенными в них паспортными данными, порядок их оформления (по основному месту работы, по совместительству, правильность исчисления, полноту и своевременность перечисления подоходного налога с наемных работников в бюджет).
При проверке предпринимательской деятельности, предусматривающий предоставление любых услуг, необходимо проверить их соответствие требованиям действующего законодательства, нормативным документам. Аудитор должен установить: правильность применения и оформления квитанций на предоставляемые услуги, сверить сумму полученного дохода по книге учета доходов и расходов с использованными квитанциями, наличие инвентаризационной описи или других документов, подтверждающих количество материальных ценностей, переданных заказчиком для предоставления услуг, соответствие указанных по актам приемки работ затрат материалов, сырья их величине в Книге учета доходов и расходов, изготовленным изделиям, правильность заполнения Книги учета доходов и расходов и полноту отражения в ней доходов и расходов. В случае полного отражения суммы доходов (в том числе за предоставленные услуги) приведена в книге сумма должна соответствовать фактически полученной, выяснить наличие разногласий между фактическим остатком материальных ценностей и остатком по Книге учета доходов и расходов, выявления фактов списания всех расходов расходы на изготовление или приобретение товара без учета пропорционального их распределения между реализованными товарами и находящимися в залишку.
Нужно сверить данные банка о движении денежных средств на текущем счете субъекта предпринимательской деятельности с полученными доходами по Книге учета доходов и витрат.
В случае предоставления частными предпринимателями платежных документов, подтверждающих расходы, следует провести встречные проверки их достовирности.
Аудитор также проверяет правильность исчисления и своевременность перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость и акцизного збору.
По окончании проверки составляется аудиторское заключение в отношении физических лиц по форме, предусмотренной национальными нормативами аудита.
10.8. Аудит платежей за ресурсы | Глава 11. АУДИТ ПЛАТЕЖЕЙ в государственные целевые фонды |