13.3. Аудит административных расходов и расходов на сбыт и других операционных расходов

На себестоимость произведенной и реализованной продукции не относятся и покрываются за счет других источников:
административные расходы;
расходы на сбыт;
прочие расходы операционной деятельности;
финансовые расходы;
потери от участия в капитале
потери от чрезвычайных событий;
затраты вследствие изъятия капитала власниками.
Цель аудита - подтвердить достоверность формирования и правильность отражения в учете административных витрат.
Задача аудита - установить:
полноту сформированных предприятием административных расходов в соответствии с П (С) БУ 16 «Расходы» и Методических рекомендаций;
документальное обоснование указанных расходов;
соответствие указанных в учетном регистре сумм и периодов, к которым они относятся, первичным документам (счетам, договорам, банковским выпискам, товарно-транспортным накладным и т.д.). Аудитору необходимо проверить наличие в документах всех необходимых реквизитов: название документа, дату составления, название предприятия, от имени которого составлен документ, содержание хозяйственной операции, ее измерители в натуральном и денежном выражении, перечень должностных лиц и их подписи;
соответствие сумм, указанных в счетах-фактурах, платежных требованиях-поручениях и т.д., суммам платежных документов. Аудитор должен сравнить продолжительность промежутка между датами платежа, оприходования товаров (услуг), получения счета-фактуры;
санкционованисть всех расходов через ознакомление с внутренними документами предприятия за подписью руководства или уполномоченного им лица, регламентирующие политику предприятия по утверждению расходов;
правильность отнесения затрат к тому периоду, в котором они реально понесенные (т.е. до периода, к которому относятся связанная с ним деятельность), сравнением данных первичных документов с бухгалтерскими записями;
при наличии на предприятии арендованных объектов основных средств (или их частей) проверить соответствие порядка начисления арендной платы в бухгалтерском учете порядке, установленном договором, порядка отражения в учете расходов, обусловленных их содержанием и ремонтом (проанализировать условия договоров с арендодателями)
правильность включения сумм износа основных средств, накопленной амортизации нематериальных активов в себестоимость продукции (используя данные, полученные в процессе проверки по соответствующим разделам)
обоснованность отнесения к расходам стоимости ремонтных работ: наличие необходимой первичной документации.
При проверке аудитор должен учесть, что согласно П (С) БУ 16 «Расходы» административные расходы и расходы на сбыт являются расходами отчетного периода и не входят в себестоимость реализованной продукции.
К административным расходам соответствии с Методическими рекомендациями относятся расходы на управление предприятием:
а) общие корпоративные расходы (организационные расходы, расходы на проведение годовых собраний, представительские расходы и т.п.);
б) расходы на служебные командировки и содержание аппарата управления предприятием и другого административного персонала;
в) расходы на содержание основных средств и необоротных активов административного назначения (операционная аренда, страхование имущества, амортизация, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение, водоотвод, охрана и т.д.);
г) вознаграждения за профессиональные услуги (юридические, аудиторские, по оценке имущества);
д) расходы на связь (почтовые, телеграфные, телефонные, телекс, факс и т.д.);
е) затраты на решение судебных споров;
е) налоги, сборы и другие предусмотренные законодательством обязательные платежи (кроме налогов, сборов и обязательных платежей, включаемых в производственную себестоимость продукции, работ, услуг);
ж) плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков;
з) другие расходы административного призначення.
Аудитор должен выяснить:
соблюдения норм на служебные командировки и расходов на содержание управленческого персонала
обоснованность признания расходов на проведенные ремонты;
соблюдение норм расходов на коммунальные услуги, охрану и т.д.;
обоснованность размера вознаграждения за профессиональные услуги (юридические, аудиторские оценки имущества и т.п.);
оценить правильность включения затрат в административных;
наличие договора на расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банку.
правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета административных расходов и отнесения их в конце месяца на финансовые результаты.
Зависимости от использования класса счетов административные расходы отражают в учете так (табл. 13.12).
Как административные, расходы на сбыт являются расходами отчетного периода и относятся на финансовый результат основной деятельности предприятия. Аудитор проверяет:
соблюдение предприятием П (С) БУ 16 «Расходы» и Методических рекомендаций по отнесению отдельных расходов к расходам на сбыт и обоснованность их величины;
отнесение расходов на сбыт в конце месяца на финансовые результаты;
правильность отражения их в облику.
Расходы на сбыт включают расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции (товаров, работ, услуг):
а) расходы упаковочных материалов для затаривания готовой продукции на складах;
б) расходы на ремонт тары для хранения продукции;
в) оплата труда и комиссионные вознаграждения продавцам, торговым агентам и работникам подразделений, обеспечивающих сбыт;
г) расходы на рекламу и исследования рынка (маркетинг);
д) расходы на предпродажную подготовку товаров;
е) расходы на командировки работников, занятых сбытом;
е) расходы на содержание необоротных активов, связанных со сбытом продукции, товаров, работ, услуг (оперативная аренда, страхование, амортизация, ремонт, отопление, освещение, охрана);
ж) затраты на транспортировку, перевалку и страхование готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и другие услуги;
з) расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
и) другие расходы, связанные со сбытом продукции, товаров, работ, послуг.
В состав расходов на сбыт не относятся расходы, которые согласно договору поставки выполняются поставщиком за отдельную плату (стоимость тары, отпускная цена доставки ценностей к потребителю и т.д.).
Аудитор должен установить:
соблюдение основных положений по учету тары на предприятиях, правильное и своевременное документальное отражение операций по заготовке, поступлению и отпуску тары по местам ее хранения и обоснованность затрат на ее ремонт;
правильность включения в расходы начисленной заработной платы работникам, связанным с сбытовой деятельностью;
соблюдение норм расходов работников, занятых сбытом;
правильность отражения уплаченных штрафов, пени, неустоек;
обоснованность списания расходов на содержание необоротных активов, связанных со сбытом, расходов на гарантийный ремонт, гарантийное обслуживание и других витрат.
В бухгалтерском учета затрат на сбыт отображается следующими записями (табл. 13.13).
Следующим этапом аудита является проверка правильности формирования других расходов операционной деятельности. Аудитор должен убедиться, что к ним отнесены:
а) затраты на исследования и разработки;
б) себестоимость реализованной иностранной валюты;
в) себестоимость реализованных производственных запасов;
г) сумма безнадежной дебиторской задолженности и отчисления в резерв сомнительных долгов;
д) потери от операционной курсовой разницы;
е) потери от обесценивания запасов;
е) недостачи и потери от порчи ценностей;
ж) признанные штрафы, пени и неустойки;
с) расходы на содержание объектов социально-культурного назначения;
и) другие расходы операционной деятельности.
13.2. Аудит реализации сельскохозяйственной продукции 13.5. Аудит доходов и расходов финансовой деятельности