14.6. Аудит Примечания к финансовой отчетности

Информация, отраженная в финансовой отчетности, должна предоставлять пользователям возможность оценивать реальные изменения финансового состояния предприятия за отчетный период (квартал, год). Кроме предусмотренных форм финансовой отчетности «Баланс» (форма № 1), Отчет о финансовых результатах »(форма № 2),« Отчет о движении денежных средств »(форма № 3),« Отчет по собственный капитал) предприятие »(форма № 4 ) должен составлять Примечания к финансовой отчетности (форма № 5) (далее - Примечания).
Информацию, представленную в финансовой отчетности, разделяют по месту его подачи на информацию в составе показателей отчетов и информацию в примечаниях к звитив.
Для обеспечения понятности данных финансовой отчетности проверяют, отражены в ней:
предприятие (название, территорию, форму собственности, орган государственного управления, отрасль, вид экономической деятельности);
дату отчетности и отчетный период;
валюте отчетности и единице ее измерения;
соответствующую информацию за отчетный и предыдущий периоды;
учетную политику предприятия и ее изменения;
консолидированную финансовую отчетность;
прекращения (ликвидации) отдельных видов деятельности;
ограничения относительно владения активами;
участие в совместных предприятиях;
выявленные ошибки прошлых лет и связанных с ними корректировках;
переоценке статей финансовых отчетов
другую информацию, раскрытие которой предусмотрено соответствующими положеннями.
При осуществлении контроля следует помнить, что финансовый отчет должен содержать дату, по состоянию на которую приведены его показатели, или отображать период, который он охватывает. В случае, если период, за который составлен финансовый отчет, отличается от отчетного периода, то причины и последствия этого должны быть раскрытыми в пояснениях к финансовым звитив.
Кроме того, в финансовой отчетности должно быть указано валюту, в которой отражены элементы отчетности, и единицу ее измерения. Если валюта отчетности отличается от валюты, по которой ведется бухгалтерский учет, то предприятие должно раскрывать причины этого и методы, использованные для перевода финансовых отчетов из одной валюты в иншу.
Предприятие освещать избранную учетную политику путем описания:
принципов оценки статей отчетности;
методов учета по отдельным статьям звитности.
Информацию, подлежащей раскрытию, следует приводить непосредственно в финансовых отчетах или в примечаниях к них.
Примечания к финансовым отчетам-это совокупность показателей и объяснений, обеспечивает детализацию и обоснование статей финансовых отчетов, а также другая информация, раскрытие которой предусмотрено соответствующими положениями (стандартами бухгалтер-ского учета) (рис. 14.2).
Составление примечаний можно разделить на три основных этапа:
1) анализ требований к содержанию Примечания соответствии с действующими нормативными актами;
2) выбор необходимых разделов примечаний (сбор, обработка и выбор формы представления информации, подготовка графического материала)
3) отображения необходимой информации в примечаниях к финансовым звитив.
Под учетной политикой понимают совокупность принципов, методов и процедур, которые предприятие использует для составления и представления финансовой звитности.
Согласно П (С) БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» предприятие должно раскрывать учетную политику путем описания:
принципов оценки статей отчетности;
методов учета по отдельным статьям звитности.
К списку конкретных учетной политики, необходимых для правильного понимания финансовой отчетности, следует отнести:
определения доходов;
принципы консолидации финансовых отчетов предприятий, включая дочерние предприятия и ассоциированные компании;
объединения компаний;
совместные предприятия;
признание и амортизацию материальных и нематериальных активов;
капитализацию затрат и займы и других расходов;
строительные контракты;
инвестиционную собственность;
аренду;
расходы на научные исследования и разработки;
запасы;
налоги, включая отсроченные;
резервы;
расходы на выплаты работникам;
перерасчет и хеджирования иностранной валюты;
определение хозяйственных и географических сегментов и основу распределения расходов между сегментами
определение денежных средств и их эквивалентов;
учет инфляции;
государственные гранти.
При проведении проверки следует помнить, что все конкретные положения учетной политики в Украине определяются соответствующими П (С) БУ. Так, например, П (С) БУ 3 «Отчет о финансовых результатах» (форма № 3) устанавливает общую учетную политику в отношении признания доходов, а П (С) БУ 15 «Доход» детализирует ее по каждому виду доходов. В связи с этим в примечаниях предприятие должно раскрывать как общий принцип, который применяется к признанию доходов и расходов, так и особенности определения доходов и расходов по видам деятельности).
Согласно приказу Министерства финансов Украины от 29 ноября 2000 г. № 302 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины от 11 декабря 2000 г. № 904/5125 предусмотрено ведение типовой формы финансовой отчетности № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности» (табл. 2.27).
На наш взгляд, заслуживает внимания мнение С. Ф. Голова, который утверждает, что все субъекты хозяйственной деятельности должны применять единые подходы оценки и раскрытия информации. Время, объем информации, которая должна раскрываться, определяется потребностями пользователей. В связи с этим на законодательном уровне необходимо установить минимальные требования к составу финансовой отчетности соответствующих субъектов хозяйствования, а дополнительную информацию каждый субъект должен предоставлять зависимости от конкретной ситуации. Так, в состав финансовой отчетности украинских предприятий предлагается четырехуровневый подход (рис. 14.3).
Первый уровень: отчетность субъектов малого предпринимательства нужно было бы ограничить годовой баланс (форма № 1) и Отчет о финансовых результатах (форма № 2), следует составлять по элементам затрат с учетом изменений остатков запасив.
Второй уровень: другие предприятия (кроме субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности) должны составлять Примечания в объеме, ограниченном потребностями государственных органов (Министерства финансов Украины и Госкомстатом Украины).
Третий уровень: субъекты хозяйствования, обнародуют финансовую отчетность согласно ст. 14 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», следует кроме финансовых отчетов предоставлять Примечания к ним в соответствии с требованиями всех П (С) БО.
Четвертый уровень: акционерные общества, акции которых допущены к листингу на украинских и зарубежных фондовых биржах, кроме финансовой отчетности должны предоставлять дополнительную информацию об эмитенте, что требуется соответствующим регуляторным органом.
Рассмотрим порядок осуществления контроля за правильностью формирования примечаний к финансовой отчетности по каждой форме - № 1-4 и в соответствии с утвержденными П (С) БУ, которых требует третий ривень.
Примечания к финансовым отчетам предприятия «Ватра» (г. Киев) за 2002 г., тыс. грн.
В примечаниях к бухгалтерскому балансу по каждой статье актива и пассива (табл. 14.1) приведен перечень показателей и информацию, которая должна быть видображена.

14.5.2. Статьи формирования собственного капитала Глава 15. АУДИТ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ