13.4. Система национальных счетов (СНС)

Система национальных счетов (СНС) - учетно-статистический стандарт, позволяющий на основе взаимосвязанных показателей и классификаций осуществлять макроэкономический учет, расчеты макроэкономических показателей и их анализ. Этот стандарт основополагающий для большинства стран мира в количественной характеристике состояния экономики, мониторинга, контроля и прогнозирования ее розвитку.
Идея макроэкономического учета, или национального счетоводства, принадлежит голландскому статистику Эдварду ван Клиффу. она была использована для построения макроэкономических показателей развития стран и обобщения взаимосвязанной информации относительно экономического и социального развития группы стран и мирового спивтовариства.
В мире известны такие системы макроэкономического облику.
СНС ООН: система национальных счетов (System of National Accounting, SNA)
ЕСИЕР: Европейская система интегрированных экономических расчетов (European System of Integrated Economic Accounting, ESA)
БНГ: Баланс народного хозяйства СНГ (Material Productious System, MPS).
С точки зрения методологии бухгалтерского учета СНС - макро-экономическое бухгалтерское отражение кругооборота дохода за отчетный период.
Становление и развитие СНС ООН имеет свою историю. Так, в 1953 г. группой экспертов под руководством родись Стоуна, декана факультета прикладной экономики Кембриджского университета разработана первая стандартную СНС ООН. В 1968 г. ООН предложила новую СНС, где были обобщены опыт сена, Англии, Франции с национального счетоводства, а в 1990 г. СНС пересмотрен с учетом приобретенного в то время мирового досвиду.
Впервые интерес к СНС обнаружили международные финансовые институты и банки, в частности Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ) и др.. В этих условиях в 1993 г. было заключено стандартную СНС для нужд международных финансовых организаций. 1991 г. считается началом внедрения СНС в Украине. Впервые опубликовано СНС за 1989-1994 pp., Создаются предпосылки для внесения ежемесячных и ежеквартальных счетов макропоказателей, таких как ВВП, ВНД тощо.
В 1995 г. мировое сообщество приняло третью версию, которая вводится ООН, учитывающий потребности глобализации экономики и современные тенденции ее розвитку.
СНС структурно состоит из логически последовательной интегрированной совокупности макроэкономических счетов, балансовых ведомостей и таблиц, стандартизированных по концепций, определений, конвенций и правил учета. Система включает последовательно взаимосвязаны счета, принадлежащие к различным видам экономической деятельности, которая происходит в отчетном периоде, балансовые ведомости, фиксирующие стоимость активов и пассивов экономических субъектов на начало и конец периода, групповые таблицы сводных операций по воссозданию дохода. Перечисленные структурные элементы СНС - согласованные и принятые по определенным признакам классификаций и групувань.
Важнейшими классификациями в СНС являются: классификация видов экономической деятельности, классификация субъектов по формам собственности, организационно-правовых форм, классификация продуктов, товаров и услуг внешнеэкономической деятельности, классификация объектов административно-территориального устройства.
Важнейшими группировками в СНС являются: группировка институциональных резидентных и нерезидентных единиц по секторам (нефинансовые корпорации, финансовые корпорации, общегосударственное управление, домашние хозяйства, некоммерческие организации, другие страны мира (остальной мир)); группировки по операциям (производство, образование дохода, распределение и перераспределение дохода, использования фактического дохода); группировки по содержанию операций (операции с товарами и услугами, распределительные операции, накопительные операции, балансирующие операции).
Национальные счета строят по известной схеме бухгалтерских счетов. Каждый счет имеет две стороны: дело записывают полученные стоимости как ресурсы, слева - оплачены как использования этих ресурсов. Согласно бухгалтерской методологии - правая сторона обозначается "ресурсы", левая - "использование". Разницы между ресурсами и их использованием образуют балансирующие статьи, которые отражают результат определенного экономического процесса или имущественного положения. Статья, закрывает очередной счет по использованию, открывает ресурсную сторону следующего счета системы. Благодаря этому национальные счета приобретают цепного связи, а их показатели в зависимости от задач анализа могут быть агрегированы или дезагреговани. Некоторые счета не имеют балансирующих статей, поскольку есть балансами благодаря своему змистови.
Техникой макроэкономического учета в СНС является двойная запись. Каждую экономическую операцию на основе определенных содержательных таблиц, балансовых сведений и расчетов отражают дважды: в ресурсах и в использовании, отвечающий за бухгалтерской методологии записью по дебету и кредиту. Такое проведение операции методом двойной записи в СНС является основним.
Если в бухгалтерском учете по принятой системой отражают хозяйственные операции операционного цикла, то в Системе национальных счетов отражают операции экономического цикла кругооборота капитала, когда сумма значений всех выходных потоков равна сумме значений всех входных потоков, по следующей схеме (рис. 13.2).
Это обстоятельство и обуславливает использование системы счетов. В СНС использует 9 синтетических счетов, каждый из которых имеет свой шифр и название:
- Сводный счет товаров и услуг;
- Счет производства;
- Счет образования дохода;
- Счет распределения первичного дохода;
- Счет вторичного распределения дохода;
- Счет использования дохода;
- Счет операций с капиталом;
- Счет финансирования;
- Счет других стран (остального мира).
Счета 1-7 ведут для каждого сектора экономики, счета 1-5 является "текущим счетам", где записи осуществляются регулярно, счета 6-7 отражают движение капитала и капитальные расходы, счета 0 и 8 являются консолидированными для экономики в целом и их также используют для основных групп операций. Задействованы в СНС счета, а их более 500, разделяют по объему информации и уровнем ее агрегирования на три класса: счета первого класса характеризуют экономику государства в целом, пропорции между макровеличинамы; счета второго класса детализируют счета первого класса относительно показателей производства, потребления и накопления продукта и составляют для отдельных отраслей, товаров; счета третьего класса детализируют счета первого класса относительно показателей доходов и расходов, капитальных вложений, их составляют для отдельных секторов экономики. Схематично счет за СНС имеет следующий вид (рис. 13.3).
В Украине национальные счета разрабатывает Государственный комитет статистики по международному стандарту - СНС ООН 1993 p. Сводные счета как для экономики в целом, так и за ее секторами, а также аналитические таблицы ключевого показателя СНС - валового внутреннего продукта (ВВП) публикуются в статистическом ежегоднике Украини.
В применении СНС в Украине есть еще проблемы методологического и организационного характера, в частности адаптации официальной статистики в условиях рыночной экономики; разработки и применения новых классификаций и группировок по секторам, отраслям, видам деятельности; завершения реформы бухгалтерского учета в направлении международных стандартов учета и финансовой отчетности; усовершенствование системы сбора и обработки экономической информации, в частности выборочных обследований, реестров, переписей т.п.; подготовка современных кадрив.
Стоит отметить, что около 80% информации об экономическом и социальном развитии государства статистика получает через систему бухгалтерского учета. Поэтому качество учетной информации, а следовательно, достоверность и точность рассчитанных по СНС макроэкономических показателей зависит от системы бухгалтерского учета. Поэтому задача совершенствования бухгалтерского учета и финансовой отчетности сегодня чрезвычайно актуальним.
Как видим, между бухгалтерским учетом и системой национальных счетов существует взаимосвязь. Между этими двумя системами учета много общего относительно целей, методов учета, оценки отдельных статей доходов и расходов и т.п.. Эта общность следует прежде всего из того, что целью обеих систем учета является обеспечение информации для принятия решений, связанных с управлением экономикой и повышением ее эффективности. Однако в одном случае речь идет об управлении и принятии решений на микроуровне, то есть на предприятии или, в крайнем случае, на среднем уровне, то есть в отрасли, а в другом - информация предназначена для принятия решений на макроуровне, то есть экономики в целом. В процессе своего развития МСФО и СНС производили друг на друга взаимное влияние. Достаточно отметить, что СНС, которая появилась гораздо позже бухгалтерского учета, восприняла многие его общих принципов, например, принцип двойной записи каждой операции, четкое разграничение между активами и пассивами. Как уже упоминалось, один из основоположников СНС - голландский экономист Э. ван Клифф, которого считают изобретателем термина "национальное счетоводство", в своей работе по проблемам СНС, написанной в конце 30-х годов, обосновывал возможность применения принципов бухгалтерского учета для описания экономики в целом . Однако между СНС и бухгалтерским учетом существует определенное различие. По нашему мнению вопрос о взаимосвязи между двумя системами учета имеет два аспекта: теоретический и практический. Теоретический аспект связан с выяснением взаимосвязи между этими двумя видами учета в принципе, с определением возможных направлений совершенствования и гармонизации СНС и бухгалтерского учета. Практический аспект предполагает использование данных бухгалтерского учета для разработки национальных счетов в настоящее время и ближайшей перспективе, выясняет, какие коррективы необходимо внести в данные и методологию бухгалтерского учета для того, чтобы они отвечали требованиям СНС.
13.3. Национальные Положения ( стандарты) бухгалтерского учета 13.5. Регулирования бухгалтерского учета и отчетности