2.2. Общая характеристика метода бухгалтерского учета

Для обеспечения необходимой информации о состоянии и использования активов, обязательств и капитала в бухгалтерском учете применяются различные способы отражения хозяйственных операций. Совокупность этих способов и составляет метод бухгалтерского облику.
Метод - это способ, порядок, исследования чего-то в определенном порядке по определенным правилам, с помощью определенных засобив.
Метод бухгалтерского учета - это система средств, которая обеспечивает сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение (в денежной оценке) объектов бухгалтерского учета с целью сохранения имущества, контроля за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов и управления пидприемством.
Большинство методических средств бухгалтерского учета реализуется для осуществления специалистами бухгалтерского учета его контрольной функции. С самых методических средств наиболее применяемыми являются:
анализ;
синтез;
индукция;
дедукция;
сравнения;
аналогия;
моделирование;
встречная проверка документов;
логическое осмысление операций;
способ обратного счета;
сигнальное документирования;
коэффициентный способ косвенного распределения израсходованных материалов;
способ специальных расчетов;
экспертиза (экспертные оценки) документов;
экспертиза товарно-материальных ценностей;
балансовый метод;
статистические методы (группировки, метод абсолютных, относительных и средних величин; индексный метод);
способы экономического анализа;
эвристические методы;
оценка реальности баланса, тождества синтетического и аналитического учета;
где логическая проверка достоверности машинограмм;
способ программного контроля введенной в электронно-вычислительные машины информации;
дублирования;
инвентаризация;
обследования;
наблюдения;
лабораторные анализы;
контрольные обмеры выполненных работ;
контрольный запуск сырья и материалов в производство;
способ контроля раскроя материалов по партиями.
Анализ, как методический мероприятие, имеет широкое применение на
каждом предприятии, потому что без него невозможно эффективное управлиння.
Анализ - это не просто разложения целого на его составные части; по экономики - это процесс изучения, экспертной диагностики, оценки деятельности пидприемства.
Руководствуясь статьей 8.5 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», предприятие самостоятельно определяет учетную политику предприятия, разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля. Осуществляя этот процесс, каждое предприятие должно четко определить объекты и субъекты контроля, невозможно без анализа. А потому в мероприятиях по внедрению системы внутреннего контроля обязательно надо определить, какая структура или специалист отвечают за проведение анализа. Часто эту работу поручают специалистам по облику.
На небольших предприятиях с ограниченной номенклатурой продукции, незначительными объемами работ или услуг, аналитические процедуры выполняет главный бухгалтер. Он всесторонне анализирует производственную и финансово-хозяйственную деятельность, ведет поиски внутренних резервов, разрабатывает меры по улучшению финансового состояния и укрепления платежеспособности пидприемства.
Изучение производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия требует не только анализа, но и синтеза, когда возникает необходимость объединить данные всех структурных подразделений для определения количественных и качественных показателей и осмысление их в целом. В таком случае происходит противоположный анализа синтез данных, зафиксированных в разрезе бригад, участков, производителей работ, цехов, виробництв.
Индукция - это профессиональные действия, последовательность процедур по ведению учета на предприятиях, начиная от частного к общему, т.е. от первичных документов, соответствующих группам, расчетов, сведений, регистров к Главной книги, баланса и других форм отчетности. Такой порядок действий присущ тем работникам, которые непосредственно обеспечивают ведение учета в соответствии с действующими нормативно-правовых актов, то есть большинства специалистов облику.
Дедукция - мероприятие, противоположный индукции, т.е. действия от общего к частному. Этим приемом пользуется основном руководящий состав работников учета - главные бухгалтеры (начальники департаментов), начальники отделов, заведующие секторов главных бухгалтерий, осуществляющие организационно-контрольные функции по ведению бухгалтерского учета. Функциональные действия этого контингента специалистов направляются на осмысление общих показателей, обобщенных данных бухгалтерского учета, тождества синтетического и аналитического учета, соблюдение правил ведения учета и уточнения хозяйственных операций на основании регистров, машинограмм и первичных документив.
Сравнением пользуются все специалисты экономических и технических служб предприятия. Это мероприятие, как и четыре предыдущих, не случайно называют универсальным мероприятием научного мышления, потому что нет никакой науки, где бы он не применялся. Сравнение дает возможность осмыслить сдвиги и достижения в развитии производительных сил и производственных отношений, состояние экономики и показатели ее развития на макро-или микроуровне. Специалисты по учету применяют сравнение почти на каждой хозяйственной операции для обобщения данных текущего бухгалтерского учета, составления отчетности, нормативных и фактических калькуляций, смет, осуществления учетных процедур с соответствующих расчетов, группировки активов, выполнение контрольно-аналитической работы по состояния сохранности имущества, эффективного использования ресурсов , при проведении анализа производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Сравнивая достигнуто с нормативным или эталонным, специалисты определяют отклонения, причины которых обязательно должны быть изучены и учтены для разработки мероприятий по улучшению деятельности предприятия в майбутньому.
Аналогия - это подобие, сходство, близость. Применяется в учете для подтверждения достоверности подписей материально ответственных лиц, других работников на получение товарно-материальных ценностей, заработной платы, денег. Поэтому подписи названных лиц в первичных документах при проверке сверяют с подписями в личных делах работников и в платежных ведомостях или платежных требованиях за прошлые отчетные периоди.
Моделирование - это процедура организации бухгалтерского учета на предприятии, т.е. построение организационных моделей учета основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, денежных средств, расчетов с дебиторами и других активов, а также моделей учета капитала и обязательств. В организационных моделях четко определяется нормативно-правовое обеспечение, методы и методические мероприятия учета, порядок и сроки получения, обработки, накопления и передачи информации соответствующим користувачам.
Встречная проверка документов имеет целью повышение достоверности учета через предотвращения фактов приписок, завышения объемов выпущенной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг как в основном, так и во вспомогательном производствах, особенно за выполнение ремонтных работ подрядным и хозяйственным способами. При этом организуются обследование и осмотр отремонтированных объектов непосредственно на местах эксплуатации, проводятся сверки достоверности выполненных видов ремонта на основании первичных документов у исполнителя и замовника.
Для проверки отбирают отдельные структурные подразделения и важные виды продукции, которые имеют большой удельный вес в общем объеме производства. В этом случае проверяются два массива документов - по оплате труда и по выпуску продукции. На основании массива документов по оплате труда (наряды индивидуальные, бригадные, аккордные) за определенный период устанавливают количество изготовленной продукции, за которую начислена заработная плата, а за массивом документов по сдаче готовой продукции определяют ту ее количество, на самом деле поступила на склад. Расхождения в показателях свидетельствовать, как правило, о приписывание объемов производства, начисления заработной платы за несуществующую количество продукции.
Логическое осмысление операций - это индукционные действия специалистов по учету, суть которых заключается в оценке каждого документа, которым зафиксирован факт совершения хозяйственной операции, с формальной стороны и по сути. Все документы, поступившие в бухгалтерию, тщательно проверяются: все реквизиты заполнены, правильно определена цена и сумма, проверяется юридическая обоснованность, законность сделки, т.е. ее соответствие действующим нормативно-правовым актам, а также рациональность и эффективность операции.
Способ обратного счета характеризует профессиональные действия дедуктивного характера специалистов по учету. Его целью является повышение достоверности текущего бухгалтерского учета исключением приписывание объемов производства, оказанных услуг, выполненных работ. Суть мероприятия заключается в том, что специалист по учету периодически снимает на складе (в кладовой) остатки нужных видов готовой продукции на конец отчетного периода (Зк), затем на основании первичных документов и данных складского учета материально ответственного лица определяет расходы этой готовой продукции (В ), который добавляет к Зк и из полученной величины отнимает остаток на начало отчетного периода (Зп). Полученная величина равна выпуска готовой продукции (П), т.е. Зк В - Зп = П. Величину П сравнивают с количеством соответствующей готовой продукции, за которую начислена заработная плата работникам на основании первичных документов по оплате праци.
Сигнальное документирование значительно повышает действенность хозяйственного учета. Суть сигнального документирования в том, что на каждый факт отклонений от нормального технологического процесса в местах их возникновения оформляется специальный сигнальный документ.
Сигнальный документ полностью соответствует основному документу, но сказывается диагональной красной полосой, что свидетельствует об отклонениях. Чаще всего эти отклонения возникают вследствие замены материалов, дополнительного отпуска их на исправление брака, начисления заработной платы за часы простоя, исправление брака не по вине рабочего, доплаты междуразрядной разницы. А потому важной предпосылкой того, чтобы прием сигнального документирования был действительно действенным, является обязательное оформление сигнальными документами каждого случая отклонений. Тогда специалисты по учету иметь возможность формировать отдельные массивы информации и использовать их для оперативного управления формированием себестоимости продукции.
Коэффициентный способ косвенного распределения израсходованных материалов применяется как в несложных с ограниченной номенклатурой, так и в сложных производствах с широкой номенклатурой изделий (массовых, мелкосерийных, индивидуальных). Такая организация и методика распределения материалов применяется для упрощения учета затрат. Отпущенные на производство материалы списывают и учитывают по статье калькуляции «Сырье и основные материалы» общей суммой. Между видами готовой продукции их распределяют в конце месяца по соответствующим коэффициентом, который определяется на основании нормативной калькуляции.
Способ специальных расчетов используется в каждом разделе учетной работы: начисления износа и амортизации основных средств, определение результатов ликвидации основных средств, списание транспортно-заготовительных расходов, определения фактической себестоимости израсходованных на производство материалов, начисление отпускных работникам предприятия, начисление резервов, фондов экономического стимулирования и специальных фондов (добавочный и резервный капитал), распределения прибыли, определение финансового результата от реализации продукции, исчисление фактической себестоимости каждого изделия тощо.
Экспертиза (экспертная оценка) документов имеет целью проверку достоверности документов. Проводится, как правило, в случае возбуждения уголовных дел для решения спорных ситуаций, связанных с присвоением средств, хищением имущества и другими злоупотреблениями. Чаще всего проверяют достоверность: подписей в расчетно-платежных ведомостях, оправдательных документов при отчетах материально ответственных и подотчетных лиц, актов о недостаче и порче товарно-материальных ценностей, выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ, фактической себестоимости выпущенной продукции и ин.
Экспертиза товарно-материальных ценностей (ТМЦ) проводится с целью определения качества сырья и материалов, полуфабрикатов, топлива, строительных материалов, запасных частей, готовой продукции, товаров. Она может иметь место на каждом предприятии и проводится по инициативе его руководителя, главного бухгалтера или других ведущих специалистов по выявлению фактов несоответствия ценностей требованиям стандартов, техническим и технологическим условиям. Качество ТМЦ, их прочность, наличие необходимых заменителей устанавливается лабораторным путем. Акты экспертизы, заключения экспертов могут быть основанием для предъявления претензий поставщикам, производителям и другим должникам на предмет возмещения убытков и других материальных и моральных потерь от некачественных ТМЦ. В отдельных случаях виновников привлекают к уголовной видповидальности.
Балансовый метод применяется с целью осуществления текущего контроля за эффективным использованием сырья и материалов в производстве. Наиболее распространенным он в пищевой промышленности, особенно в мясо-молочном производстве. Суть этого метода заключается в том, что на каждую партию переработки сырья (мяса, молока) открывается карточка - расчет с указанием количества исходного сырья, количества полученного продукта и отходов, т.е. сохраняется баланс, когда вес брутто равен весу нетто плюс отходы. Отходы не должны превышать допустимой нормы. В противном случае надо срочно пересмотреть нормы выхода продукта, уточнить технологию виробництва.
Статистические методы применяются как в текущем бухгалтерском учете с целью накопления необходимой достоверной информации (группировка, абсолютные, относительные и средние величины), так и в процессе анализа производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия (индексы, корреляция, группировки, дисперсия). Группировка работники бухгалтерии чаще всего применяют для начисления амортизации, учета наличия и использования основных средств, распределения заработной платы между категориями работников, учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции. Абсолютные величины вообще являются неотъемлемыми от текущего бухгалтерского учета, ибо учет наличия и движения внеоборотных активов, производственных запасов, готовой продукции, товаров, продуктов ведется в стоимостном и натуральном измерителях (метры погонные, квадратные, кубические; килограммы, тонны).
Средние величины применяются в учете для определения среднегодовой стоимости основных средств, начисление отпускных, расчета среднемесячной и среднедневной заработной платы и т. д.
В практической деятельности специалисты учета используют еще и такие методы, как обследование, моментные наблюдения. Обследования применяются для изучения состояния сохранности имущества, условий хранения производственных запасов; с помощью наблюдений изучают использование основных средств, трудовых и финансовых ресурсив.
Способы экономического анализа имеют условный характер, поскольку они ограничены и в основном являются производными от статистических и экономико-математических методов. Способов чисто экономического анализа является лишь несколько. Чаще всего применяется элиминирования, хотя оно тоже относится к категории математических. Способы экономического анализа используются на всех участках производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия для оценки результатов его работы. В основном это контроль, который осуществляется после завершения хозяйственных операций. Специалисты по учету эти способы применяют, когда принимают непосредственное участие в проведении анализа хозяйственной деятельности или для разработки мер эффективного использования ресурсов как в текущем порядке, так и в перспективи.
Эвристические методы - методы генерации вариантов решения проблемы. Эти методы применяют только наиболее опытные специалисты, которые по неординарных ситуаций могут быстро сориентироваться в событиях и отобрать те методические средства, применение которых будет рациональным и ефективним.
Специалисты по учету имеют возможность применять эвристические методы на каждом участке учетно-аналитической работы: сохранение имущества, эффективное использование ресурсов, разработка превентивных мер для предотвращения непроизводительных расходов, злоупотреблением материально ответственных лиц, недостачам товарно-материальных ценностей, мошенничество с первичными документами.

2.1. Предмет бухгалтерского учета и главные его объекты 2.3. Характеристика составляющих (элементов) метода бухгалтерского учета