ВВЕДЕНИЕ

Бурное развитие промышленности XIX в. требовал не только совершенствования принципов и методов управления производством, но и их распространения. Появление менеджмент-консалтинга вызвана достаточно высоким уровнем управленческого опыта, когда предприниматель уже осознает необходимость помощи консультантов для повышения своего конкурентного статуса и оптимального решения проблем, возникающих в процессе его работы. Развитие управленческого консультирования связан, прежде всего, с необходимостью быстрого внедрения в практику новых теоретических достижений в сфере управления, необходимых как для руководства, так и для менеджерив.
Сегодня управленческое консультирование является чрезвычайно важным элементом экономической и индустриальной инфраструктуры развитых стран (например, в США менеджмент-консалтинг, выделен в отдельную отрасль, в 1990 году объединил более 700 тыс. специалистов, а годовой оборот этой отрасли составил 50 млрд долларов).
Достойное социальное и юридическое положение профессионального консультирования во всем мире свидетельствует о его важности и наличие определенной государственной поддержки менеджмент-консалтинга. Консалтинг как синтез профессиональной и коммерческой деятельности требует определения методологии ведения процесса консультирования и обеспечение прибыльности консультационного бизнесу.
Становление и развитие рынка консалтинговых услуг в Украине связаны с началом предпринимательства и развертыванием кампании по разгосударствлению собственности. Возникла необходимость в создании методической базы приватизационных мероприятий на предприятиях и обосновании множества бизнес-планов с целью получения инвестиционных средств. Сначала удовлетворения спроса на эти услуги взяли на себя консультационные подразделения банков и организаций, получивших право консультировать по вопросам приватизации. Однако с развитием рынка товаров спрос на консалтинговые услуги в Украине существенно не изменится. Постепенное приобретение отечественным бизнесом рис цивилизованной деятельности требует соответствующей профессионализации консалтинга. Сегодняшние отечественные менеджеры четко осознают необходимость такого консультирования, при котором консультант осуществляет не только локальное исправление узких проблем, а, углубленно изучая специфику клиентской организации, занимается комплексными вопросами стратегического развития данного пидприемства.
Все это невозможно осуществить без грамотной организации общения консультанта и клиента, юридического и финансового определения их отношений, а также соответствующего построения собственно процесса предоставления управленческой допомоги.
Отечественные консультационные фирмы сегодня имеют схожие проблемы нормативно-организационного характера. Вопросы лицензирования консалтинговой деятельности остается нерешенным, и это задерживает общественное признание управленческого консультирования как профессии и бизнеса. Но официальное признание, кроме утверждения государством процедуры лицензирования, также связано с вступлением консалтингом универсальных профессиональных принципов организации консультационного процесса во всех сферах общественно-производственной деятельности. Именно такие принципы являются характерным признаком професии.
Эта книга посвящена исследованию организационно-экономического механизма функционирования специфического вида предприятия - консалтинговой фирмы, ее поведения на рынке своего продукта, а также универсальных принципов и методологического инструментария консультационного процесу.
Содержательная часть книги содержит синтез общетеоретических основ профессиональной и коммерческой деятельности консалтинговой фирмы и практического опыта ведущих зарубежных и отечественных консультационных компаний.
Для усвоения теоретического материала и приобретения первичного опыта консалтинговой деятельности приведены ситуации модельного тренинга. Некоторые из них разработаны на базе экономически статистических материалов украинских предприятий, выступавших потребителями консалтинговых услуг, отдельные ситуации подготовлены слушателями магистерской программы «Менеджмент проектов и консалтинг» Киевского национального экономического университета на базе полученных при изучении курса «Организация консалтинговой деятельности» теоретических и практических знань.
Все материалы этой книги прошли методическую апробацию как учебная дисциплина магистерской программы «Менеджмент проектов и консалтинг» КНЭУ, а также во время тренинга консультантов бизнес-центров Украины, созданных под эгидой Международной финансовой корпорации.
Авторами уделено внимание как технологическим (заключение консультационной соглашения, работа в организации клиента, нормативные требования к сопроводительных документов, отчетов, предложений, оценка результативности консультирования, методы и стили диагностирования проблемы и др..) И организационно-экономическим аспектам консультирования (структура управления консалтинговой фирмой, ценообразования консалтинговых услуг, гонорар консультанта, доходы консалтинговой фирмы и их распределение), так и собственно рыночной деятельности консалтинговой фирмы (формирования спроса и предложения на рынке консалтинговых услуг, конкуренция, маркетинг и продвижение на рынке). Исходя из этого, книгу можно предлагать менеджерам среднего и высшего звена организаций - потребителей и продуцентов консультационных услуг, экономистам-практикам, которые осуществляют внутреннее консультирование, отдельным консультантам, а также любым объектам и субъектам консультационной допомоги.
Содержание книги имеет следующий авторский распределение:
к.э.н., доц. Верба В. А. - разделы 2, 3, 7, 9, 11, 12,13,
Решетняк Т. И. - вступление, разделы 1, 4, 5, 6, 8, 10.
Авторы выражают благодарность Алавердовий Т. Ю. за техническую помощь при подготовке рукописи.
ЧАСТЬ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА консалтинговой деятельности