3.3. Отбор , наем и обучение персонала
Успешность консультационной деятельности фирмы в целом и карьеры каждого отдельного консультанта формируется при отборе претендентов на консультационную работу. Несмотря на специфичность каждого найма и критериев оценки кандидата, можно выделить основные положения, на которых базируется процедура отбора персонала консалтинговой фирми.В сфере мирового консалтингового бизнеса постоянно происходит значительное увеличение количества работающих, так как крупные консалтинговые корпорации, так и мелкие фирмы сталкиваются с проблемой набора персоналу.
Опыт кадровых агентств Украины свидетельствует, что сейчас конкурс на замещение вакансии в фирмах-лидерах консалтингового бизнеса превышает 100 человек на одно место. Такая же конкуренция претендентов и в зарубежных странах. Эту ситуацию можно объяснить привлекательностью профессии и высокими требованиями, которые применяются к кандидатам при отборе и одновременно ограничивают объем целевого сегмента рынка праци.
Во-первых, уровень образования претендентов должен как минимум соответствовать бакалавриата экономического профиля (ведущие фирмы даже отдают предпочтение выпускникам университетов с дипломами магистров делового администрирования). Теоретический курс, полученный в бизнес-школе, желательно дополнить опытом практической работы на промышленном предприятии. Однако набор категорических требований окончательно зависит от организационной культуры компании.
Во-вторых, требования к личности претендентов соответствуют аналогичным требованиям к менеджерам высшего и среднего звена. Но поскольку консультанты не наделены формальной властью, им предстоит лучше ориентироваться в коммуникационных науках, уметь убеждать, пропагандировать, а также презентовать и продавать свои идеи.
Также важную роль при отборе играет возраст претендента. Преимущество получают кандидаты в возрасте до 35 рокив.
Отбор персонала. Процедура отбора является визитной карточкой компании. Уровень напрацьованости схем поиска и отбора кандидатов зависит от размера фирмы, ее имиджа и продолжительности работы на рынке. Но много средних и мелких консалтинговых фирм не имеют наработанной системы отбора кадров. Чаще всего решение о приеме на работу принимает руководитель фирмы на основе личного собеседования, имеющихся характеристик и рекомендаций соискателя.
Процедура отбора может включать экзамены по профессиональной подготовке, собеседования со старшими консультантами и руководителями направлений деятельности для определения уровня квалификации претендента. Отборочные интервью позволяют осуществить отсев претендентов, не удовлетворяют требованиям, и предоставить испытательного срока перспективным участникам экзаменов. Основным элементом отборочной процедуры является собеседование руководителя фирмы и претендента. Главной целью собеседования является знакомство и анализ опыта претендента, его достижений, оценка индивидуальных качеств - общей эрудиции, глубины понимания проблем, коммуникативных способностей, цилеспрямованости.
Некоторые фирмы сегодня используют упрощенную отборочную процедуру, что объясняется невозможностью возмещения значительных финансовых ресурсов на проведение серьезных мероприятий поиска и отбора персонала. Но авторитетные консалтинговые фирмы ежегодно тратят несколько десятков тысяч долларов на привлечение новых кадров. Вследствие жесткой процедуры отсева ведущие консалтинговые фирмы ежегодно принимают на работу лишь 1-2% всех желающих заниматься консультированием. Для выполнения данной функции кадровой политики компании удерживают постоянный персонал соответствующей квалификации. Вместе с тем, о поиске достойных кандидатов должны беспокоиться все менеджеры компании.
Одним из источников пополнения кадров являются клиентские компании. При работе с клиентами консультанты имеют возможность заметить в организации клиента наиболее квалифицированных и перспективных работников и поощрить их к работе в консалтинговой фирме. Однако такой метод привлечения персонала формально запрещен этическими нормами консультационного бизнесу.
Обучение персонала. Профессия консультантов предполагает постоянное совершенствование. Подготовка консультантов - процесс достаточно длительный, поэтому, как правило, обучение происходит одновременно с работой над консультационными задачами. В процессе обучения консультанты не только получают подготовку по специальным вопросам, но и приобретают профессиональную майстернисть.
Существует несколько точек зрения на проблему формирования и обучения кадрового состава консалтинговой фирмы. Некоторые консалтинговые фирмы отдают предпочтение выпускникам магистерских программ ведущих университетов и бизнес-школ, считая, что такая подготовка позволяет овладеть различными методологическими подходами и инструментарием для решения управленческих проблем пидприемств.
Другой подход к формированию кадрового состава заключается в убеждении руководителей консалтинговых фирм в том, что консультант может профессионально состояться только работая в консалтинговой фирме, где он должен начать свою карьеру с должности стажера и овладеть приемами консультирования конкретной фирмы, воспринять культуру организации и ее философию .
Опыт обучения сотрудников ведущих консалтинговых фирм свидетельствует о необходимости специальной подготовки недавно набранного и повышение уровня квалификации персонала, уже работает. Курс специальной подготовки новичков направлен на ознакомление консультанта с принципами, методами, технологии консультационной деятельности, а также углубление технических знаний. Очевидно, что наиболее эффективным путем обучения консультантов является приобретение им опыта во время работы над конкретным консультационным проектом. Поэтому каждое новое задание является работой и уроком одновременно. Эта особенность принципиально отличает работу консультантов от инших.
Цели обучения консультантов, недавно нанятых на работу, могут быть следующими:
ознакомить с методами сбора информации, ее критического анализа и идентификации проблем, а также с инструментарием разработки рекомендаций;
отработать навыки использования основных методов общения и убеждения;
углубить технические знания данного направления консультирования, осознать его связь с другими видами консультационных услуг;
выявить основные сильные и слабые стороны консультанта для правильной организации его работы и эффективного использования его здибностей.
Формы обучения новичков зависят от организационной культуры, традиций, имеющихся ресурсов компании, а также специфических потребностей стажера. Виды учебных программ имеют достаточно широкий диапазон - от жестко структурированных целевых семинаров в неформальных бесед за «круглым столом». Успешность обучения, как правило, зависит от соблюдения определенных принципов его организации:
индивидуального подхода к качественному наполнение программ для каждого новичка (с учетом его образования и опыта)
практической направленности учебной программы (наличие конкретных исполнительских задач);
напряженного темпа работы и максимальной нагрузки, которые позволяют уже в начале обучения выявить и отсеять индивидов, неспособных выдержать подобное режим.
Для проведения обучения консалтинговые фирмы используют специальные учебные центры, где проходят подготовку не только новички, но и происходит тренинг постоянного персонала. Так, например, компанией Andersen Consulting, которая возмещает повышение квалификации кадров 10% своих доходов, создан корпоративный университет, расположенный вблизи Чикаго. Обучение в этом университете проходят служащие филиалов компании, расположенных по всему миру. Обучающие тренинги, которые проводятся в университете, имеют целью ознакомления консультантов с новыми технологиями консультирования и консультационными продуктами. Это позволяет гарантировать клиентам во всем мире фирменное качество услуг консультантов Andersen Consulting.
Таким образом, обучение и подготовка персонала призваны не только обеспечить конкурентные преимущества консалтинговой фирмы и повысить качество ее услуг, но и мотивировать высокоэффективную работу консультантов.
3.2. Цель , элементы и виды кадровой политики | 3.4. Планирование карьеры и мотивация труда консультантов |