5.1. Понятие стратегии консультационной фирмы

Консалтинговые фирмы, как и производственные предприятия, пользуются концепцией стратегического развития своей компании и техникой стратегического планирования. Однако восприятие корпоративной стратегии только как сферы применения профессиональных знаний в последнее время исчезает среди консультантов. Все большее распространение получает взгляд на стратегическое развитие как на полезный для консультационной организации, хотя термином «стратегия» пользуются завжди.
Такой подход обусловлен следующими изменениями внешней среды:
стремительным развитием управленческого консалтинга за последние 10 лет
увеличением количества консультантов по вопросам управления, что способствовало появлению конкуренции в этой сфере;
ориентацией консультационных фирм на рынок и потребителя, использованием агрессивного маркетинга послуг.
Таким образом, перед отдельным консультационной фирмой возникает проблема удержания своих рыночных позиций, постоянного пересмотра степени своей компетентности и соответствия набора услуг требованиям клиентив.
Содержанием стратегического планирования является направление собственных ресурсов предприятия, учреждения или организации в те отрасли, которые имеют наибольший потенциал развития. Для любого предприятия стратегия - это выбор пути розвитку.
Консультирование, как специфическое направление бизнеса, выступает одновременно в двух качествах: профессиональной деятельности и деловой активности. Это единство двух аспектов консалтинга определяет собственно специфику консалтинговой фирми.
Деятельность консультационной фирмы определяется наличием стандартизированной системы производства и оказания услуг, а также использование определенных методологических подходов в диагностике, анализе и разработке алгоритма решения проблемы. Конечно, невозможно продавать клиентам стандартизированные комплекты услуг или решений проблем, которые требуют индивидуального подхода. Но общая стандартизированная система профессиональной организации своей деятельности, которая должна быть творчески использована, обеспечивает консалтинговой фирме успих.
Деловая активность консультационной фирмы вызвана рыночными условиями ее существования. Сегодня уже не возникает сомнения в том, что консалтинг является бизнесом, а услуги консультантов должны быть проданы. Чтобы обеспечить фирме прибыль и профессиональную репутацию консультант должен выступать в роли профессионала и коммерсанта.
Стратегия консультационной фирмы должна охватывать обе стороны консультирование - профессиональный и коммерческий. Однако первым шагом, который вызовет следующий, должно быть определение профессиональной цели фирми.
Профессиональный аспект стратегического развития консалтинговой фирмы включает:
профессиональный профиль консалтинговой фирмы;
профессиональное лицо фирмы:
уникальные методические приемы;
использование специфической документации фирмы;
воспользоваться специальными атрибутами;
уровень профессиональной культуры;
имидж консультанта;
общение с клиентами и степень участия в решении проблем;
техническое лидерство фирмы:
первенство в области технологии и управленческих методов;
отслеживания новой информации и предложения ее клиентам;
виды услуг, которые будет предоставлять фирма:
только управленческие;
технические;
информационные;
определение направлений расширения своих послуг.
Следующим шагом разработки стратегии развития консалтинговой фирмы является определение второго стратегического параметра - деловой активности.
Коммерческий аспект стратегического развития консалтинговой фирмы требует определения:
цели бизнеса консультационной фирмы;
цели деловой стратегии:
обеспечение выживания;
содержание текущих рыночных позиций;
выбор темпов роста (быстрого, медленного)
желаемого размера доходов и прибыли;
меры финансовой стабильности и независимости фирми.
Стратегия консалтинговой фирмы, разработана в соответствии с целями двух аспектов ее деятельности, предназначена обеспечить дальнейшее развитие этого специфического предприятия как профессиональной единицы и рыночной структуры. Практический опыт рыночного существования отдельных элитных интеллектуальных структур (научных, художественных) подтверждает, что без внешней поддержки финансовое самостоятельную жизнь такой единицы может быть обеспечено только соответствующей грамотной стратегией, которая могла бы примирить нерыночную сущность системы с рыночно покоренным средой. Консалтинговая фирма, как интеллектуально направлена структура может называться фирмой лишь тогда, когда ее профессиональная цель согласована и адекватная финансовым целям ее деятельности.
ГЛАВА 5. СТРАТЕГИЯ консультационных фирм 5.2. Определение стратегического выбора консалтинговой фирмы