10.3. Субъективации в позиционном анализе

Субъект - организационно активный сотрудник, синтетически осознает цели и назначения предприятия и является его непосредственным учасником.
Субъектность - совокупность свойств, присущих субъекту.
Субъективации - процесс формирования субъектов путем формирования активной позиции персонала организации по ее функционування.
Бессубъектность - отсутствие в определенных работников организации реальной активной заинтересованности в инновационных процессах и неспособность к формированию собственного (клиентского) плана змин.
Методологическая теория управленческого консультирования выделяет передсубьектни свойства работников, то есть те, детерминирующих готовность организации к изменениям. К передсубьектних свойствам относятся тип самосознания и тип организационного мышления працивника.
Передсубьектни свойства работников значительной степени детерминированы статусом собственно субъекта - его местом и ролью в организации, в структуре формальных отношений системы, проектируется. Позиционный анализ рассматривает некоторые типы субъектов в организационных системах.
1. Управленческий субъект («хозяин»). «Хозяин» объединяет в одном лице способность к формированию и реализации любого решения. Существование управленческого субъекта может быть обусловлено:
наличием собственности (склада, магазина, продукции);
реальной возможностью коммерческого выбора;
наличием партнеров с аналогичными правами;
правовой защитой;
технологической самодостаточностью субъекта и его партнерив.
Социальная ответственность управленческого субъекта заключается в соотношении своих интересов с интересами потребителя путем гарантий населению приемлемой потолки цен, ассортиментного уровня, качества продукции или услуг. Фактором социальной ответственности субъекта является его управленческая компетентнисть.
Тип управленческого субъекта возникает в условиях разрушения вертикальных связей в организации или дисфункции оргсистемы в цилому.
2. Технологический субъект. Данный тип субъекта является интеграционным элементом оргсистемы, одновременно выступает физическим лицом и эпицентром деятельности. Примером технологического субъекта может выступать студент вуза. Известно, что обычный студент выступает относительно своей оргсистемы время в нескольких качествах:
как цель создания и существования системы;
как работодатель;
как конечный продукт.
Вместе с тем, как субъект, он ограничен в своих правах. Собственно субъектность студента реализуется через право выбора факультета, кафедры или преподавателя на основе его потребительских предпочтений, сформированных в процессе навчання.
Но статус студента, как интеграционного элемента системы, формальный; реально эту функцию выполняет административный аппарат. Очевидно, что устранение этого противоречия путем полного совмещения технологического и управленческого субъекта в лице студента в системе высшего образования невозможно. Спецификой производственного процесса образовательных учреждений может быть обусловлен тип субъекта-Эсперт.
3. Экспертный субъект. Принимает решение не только за себя и подотчетен себе (как управленческий субъект), но и других и систему в целом. При этом экспертный субъект подчинен высшей лицу. Право принятия решения других обусловлено квалификацией этого субъекта и отведенной ему роллю.
4. Частично управленческий субъект (носитель профессиональной идеологии). Субъекты, работа которых собственно определяет профессионально-функциональные особенности системы, является в определенной степени управленческими субъектами. На предприятии ими могут быть подразделения или менеджеры среднего звена, которые разрабатывают политику продаж, технологию производства (методологию преподавания), то есть принимают решения и одновременно реализуют его на своем ривни.
Отделение ролей технологического и управленческого субъектов обуславливает существование моносубьектних и полисубъектный систем. Очевидно, что для моносубьектних систем характерно наличие одного типа субъектов, которые собственно такую систему и образуют. Это управленческие субъекты, ответственные перед собой или потребителями и партнерами.
Полисубъектный системы содержат и отделяют типы субъектов, принимающих решения, от субъектов, которые реализують.
Конечно, внесения изменений в социальную систему требует предварительного диагноза инновационного потенциала персонала и использования определенных мер, направленных на преодоление безсубьектности сотрудников. Для этого управленческим консультированием используется методика коррекции «Я-образа», который является элементом процессного консультирования.
10.2. Прожективные подход в позиционном анализе 10.4. Активизация инновационного потенциала персонала фирмы клиента