11.2. Методы творческого поиска альтернативных вариантов решений

Первым этапом разработки консультационных рекомендаций является формирование максимально возможного количества альтернатив решения проблемы. Это, с одной стороны, позволяет избежать шаблонных решений, а с другой - дает возможность клиенту сравнить все варианты и выбрать найкращий.
Формирование перечня альтернатив должно быть обусловлено стратегическими и фактическими целями организации, состоянием внешней и внутренней среды, имеющимися и желаемыми ресурсами, конкретными значениями параметров, подлежащих и не подлежат корректировке. Поиск альтернатив является творческим процессом, заключается в построении новой комбинации из уже известных приемов и подходов. Выделяют следующие методы анализа проблеми.
Методом разделения основную проблему разделяют на составляющие, что позволяет выделить отдельные элементы и построить «дерево целей». Для каждого элемента предлагается отдельное решение и определяется комплекс мер по его реализации. Постепенно реализуя части, можно решить общую проблему.
Метод комбинирования (метод морфологического анализа) позволяет находить новые решения проблемы путем комбинации уже существующих и заново определенных характеристик исследуемого предмета или средства. Для этого характеристики упорядочивают по различным классификационным признакам. Полученное решение считается новым с точки зрения нового способа сопряжения определенных параметрив.
При разработке альтернатив решений используют методы групповой роботи.
Групповая работа, как совместная деятельность людей в рамках небольших коллективов, имеет следующие цели:
повысить эффективность коммуникационных процессов и улучшить взаимопонимание участников консультирование;
повысить активность отдельных работников и стимулировать генерацию новых идей.
Все методы групповой работы основаны на принципе отложенного обговорення.
Наиболее распространенным методом групповой работы является метод мозгового штурма, который позволяет генерировать большое количество новых идей за ограниченное время. Мозговой штурм осуществляется в два этапа. Целью первого этапа является создание максимального количества идей за короткое время. В ходе обсуждения проблемы членам группы предлагается высказывать свои соображения по поводу проблемы, которая решается, и воздерживаться от критики провозглашенных идей. Внимание группы должна быть сфокусирована на осознании проблемы, а не на критике или анализе вариантов ее решения. Во время совещания каждый участник должен выражать любые идеи по проблеме, даже те, что кажутся нереальными. Все идеи письменно фиксуються.
Содержанием второго этапа мозгового штурма является переход от собирательства идей до их обсуждения и выбора наилучшей. На этом этапе каждая идея рассматривается с точки зрения ее объективности, соответствия определенным ранее требованиям и пригодности к осуществлению. Идеи, нецелесообразны, в ходе обсуждения отсеиваются. Только некоторые позитивные идеи рафинируются, а затем, в случае необходимости, сохраняются как альтернативные варианты решения проблеми.
Главным недостатком метода мозгового штурма является продолжительность процесса анализа и отсева нерациональных идей.
Разновидностью группового творческого поиска решений является конференция идей. От мозгового штурма она отличается допущением доброжелательной критики в форме реплик и комментариев. При этом не рекомендуется привлекать к конференции лиц, которые скептически относятся к любой новой идеи, агрессивно настроены и нацелены на критику коллег, а не конструктивное спивробитництво.
В практике управленческого консультирования довольно распространенным является метод коллективного блокнота. Согласно этому методу, поиск альтернатив происходит по следующей схеме. Сначала формулируется проблема, которую нужно решить. Члены группы, согласно всем теориям поиска, «вынашивают» идею. Мозг исследователей все время работает, даже тогда, когда индивид этого не осознает. В определенный момент приходит вдохновение и рождается идея, которую записывают в специальный блокнот. Блокнот с альтернативами сдают ведущему, который анализирует и оценивает ришення.
Метод контрольных вопросов является одним из методов психологической активизации творческого процесса. Его цель с помощью универсальных вопросов натолкнуть на решение конкретной проблемы. Списки таких вопросов состоят заранее и раздаются членам группы. В практике американского консалтинга распространен список А.Осборн, содержащий следующие вопросы:
В чем проблема?
Можем ли мы на нее повлиять?
Как изменится ситуация при воздействии?
Принадлежит вообще влиять на проблему?
Можно ее устранить?
Каким образом это можно сделать?
Кто именно способен это сделать и в какое время?
Сущность метода фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на объект, который должен быть усовершенствованным. В результате могут появиться оригинальные решения. Выработка рационального решения по методу фокальных объектов реализуется в следующей последовательности:
определяется объект и устанавливается предел его усовершенствования;
наугад выбирается несколько случайных объектов;
составляются списки признаков объектов;
признаки случайных объектов присоединяются к объекту усовершенствования;
полученные сообщения развиваются путем ассоциаций;
полученные варианты оцениваются и отбираются рациональные ришення.
Метод Альтшулера, или алгоритм решения исследовательских задач, состоит из двух этапов. На первом формулируется проблема клиента с описанием целевого оптимального состояния системы, а также способов его достижения. На втором этапе разрабатываются решения, адекватные внутренним параметрам системы и внешней среде ее функционування.
В ситуациях, когда решение базируется на рабочей модели, которая функционирует (например, информационные системы), возможно применение прототипного метода выработки альтернатив. К его основным достоинствам можно отнести:
возможность приспособления идеи до конкретного специфического решения, что позволяет определить нежелательные характеристики и создать новые качества системы;
стимулирование сотрудничества потребителей и разработчиков действующей модели;
эволюционность предложенных ришень.
Прототипнисть решений позволяет избежать больших затрат на выполнение задачи совместимости нововведений и общей системы. Иногда прототип может быть использован для разработки альтернативных решений, которые потом становятся элементом процесса отбора.
11.1. Цель , этапы и методологические подходы к разработке консультационных рекомендаций 11.3. Оценка альтернатив решения проблемы