выводы

Разработка рекомендаций как отдельный этап консультационного процесса включает определение одного или нескольких вариантов решения проблемы клиента, выбор наилучшего из них, презентацию рекомендаций клиенту и подготовку к внедрению одобренного плана организационных змин.
При разработке консультационных рекомендаций используют два методологических подхода: устранение узких мест и проектирование нового состояния организации на основе концепции идеальной системи.
Устранение узких мест предусматривает разработку такого управленческого решения, которое позволило бы отменить или уменьшить влияние выявленных негативных факторов или ситуации вообще на отдельные подразделения или организации в целом. Данный подход применяется, если диагностирована проблема клиента имеет локальный характер и не требует комплексного организационного полипшення.
Проектирование нового состояния организации на основе концепции идеальной системы заключается в определении сферы допустимых решений, которая должна быть расположена между уровнем функционирования организации, спроектированным на основе технического идеала, и уровнем, основанный на существующем состоянии организации клиента.
Разработка перечня альтернатив решения проблемы происходит коллективно, с участием консультанта и персонала клиента. Групповая творческая работа, основанная на принципе отложенного обсуждения, может осуществляться методами мозгового штурма, конференции идей, коллективного блокнот, контрольных вопросов, фокальных объектов и иншими.
Для оценки альтернатив разрабатывают оценочную систему, содержащую определенный набор критериев. Выделяют оценочные системы «стоимость-эффективность» и «выгоды-затраты». При оценке альтернатив возникает необходимость в использовании критериев, оценки по которым могут быть получены только с помощью специально разработанных вербально-числовых шкал.
Основными методами сравнения и отбора альтернатив решения могут быть качественные и количественные оцинки.
Процесс отбора альтернативы согласовывают с клиентом и подают на обсуждение. Презентация консультационных рекомендаций должно быть четко спланирована, соответственно содержательно структурирована, содержать визуально-иллюстрированные материалы и сочетать устную и письменную формы представления информации. Для правильного построения презентации консультанту следует понимать интерес клиентской организации в целом и отдельных индивидов. Поэтому необходимо определить авторитетных работников компании клиента, их влияние на процесс принятия решений, уровень их информированности и их позицию относительно содержания предлагаемых изменений.
11.4. Презентация консультационных рекомендаций клиенту Глава 12. ВНЕДРЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ КЛИЕНТОВ